В суете жизни зверей и людей

Приключения лисички-плутовки

История создания

Сюжет оперы основан на графической новелле (комиксе) журналиста Рудольфа Тесноглидека и художника Станислава Лолека, опубликованной в 1920 году в чешской газете Lidové noviny (чешск. Народные новости). Юмористические истории Тесноглидека были посвящены приключениям хитрой лисы по имени Остроушка. Согласно воспоминаниям горничной композитора Мари Стечкаловой, именно она впервые показала Яначеку этот комикс. Главными источниками вдохновения для Яначека служили восхищение природой и безответная любовь к Камилле Стоссловой, которая была значительно моложе его.

В ходе работы над оперой Яначек изучал жизнь лесных животных в окрестностях своего коттеджа в Гуквальдах, наблюдения над которыми обнаружили немало параллелей между ними и людьми. Это сравнение впоследствии вошло в оперу, где миры обитателей леса и жителей деревни подчас отражали друг друга. Многие аспекты задумки Яначека воспринимались скептически его знакомыми и критиками, в частности, выступление детей на сцене, балетные номера и особенно использование комикса как основы для оперы. Этот факт поразил даже Тесноглидека, который ранее писал, что его истории про Остроушку нравятся людям своей приземлённостью и непритязательностью.

Впервые опера была поставлена в Брно в 1924 году.

Синопсис

Акт 1

В лесу животные и насекомые играют и танцуют. Лесник входит и ложится на дерево, чтобы вздремнуть. Любопытный детеныш лисицы (обычно его поет молодая девушка) с любопытством преследует лягушку прямо на коленях удивленного лесничего, который насильно уводит лисицу домой в качестве домашнего питомца. Проходит время (в форме оркестровой интерлюдии), и мы видим Лисицу, выросшую теперь в юношу (и воспеваемую сопрано), связанную во дворе лесника с консервативной старой таксой. Сытая жизнь в заточении, лисица пережевывает свою веревку, нападает на Петуха и Чохолку-курицу, убивает остальных цыплят, перепрыгивает через забор и убегает на свободу.

Акт 2

Лисица захватывает дом барсука и выгоняет его. В трактире пастор, лесник и учитель пьют и рассказывают о своем взаимном увлечении цыганкой Теринкой. Пьяный учитель выходит из гостиницы и принимает подсолнух, за которым прячется лисица, за Теринку и признается ей в преданности. Лесник, также возвращаясь домой, видит лисицу и стреляет в нее двумя выстрелами, заставляя ее бежать. Позже лисица, вступая в свою женственность, встречает очаровательного мальчика-лиса, и они удаляются в дом барсука. Неожиданная беременность и лес, полный сплетен, делают необходимым их брак, который завершает все действо.

Акт 3

Браконьер Хараста обручен с Теринкой и готовится к свадьбе на охоте. Он ставит ловушку для лисиц, над которой издеваются многочисленные лисички и лисички. Хараста, наблюдающий издалека, стреляет и убивает лисицу, заставляя ее детей бежать. На свадьбе Харасты лесник видит мех лисицы, который Хараста подарил Теринке в качестве свадебного подарка, и убегает в лес, чтобы поразмышлять. Он возвращается к тому месту, где встретил лисицу, и сидит у дерева, скорбя о потере и лисицы, и Теринки. Его горе нарастает до тех пор, пока, как в начале оперы, лягушка неожиданно не прыгает к нему на колени, внук того, кто сделал это в первом акте. Эта уверенность в том, что цикл смерти, ведущий к новой жизни, глубоко погружает его сердце мир.

Příhody Lišky Bystroušky

Композитор
Леош Яначек
Дата премьеры
06.11.1924
Жанр
оперы
Страна
Чехия

Опера Леоша Яначека в 3 действиях, либретто автора по одноименной повести Р. Тесноглидека. Премьера: Брно, 6 ноября 1924 г. В сказочной повести, положенной в основу либретто, раскрыта внутренняя связь жизни людей и обитателей леса.

Лесничий встречает маленькую игривую Лисичку и уносит ее домой. Зверек, помещенный в конуру, тоскует по лесу, грызет веревку, царапает ребят. Тщетно пытается подросшая в неволе Лисичка поднять восстание среди кур. Ей все же удается перегрызть веревку и удрать в лес. Она встречается в лесу с Лисом. Бор торжественно празднует их свадьбу. Но Лисичку подстерегает беда, браконьер Хариста убивает ее. Снова приходит в лес Лесничий и встречает Лисичку, как две капли воды похожую на убитую. Жизнь продолжается вечно.

Комические персонажи человеческого мира находят параллель в образах мира лесного: так, у пастора есть двойник — барсук, у учителя — комар, у лесничихи — сова. Смешные свойства людей раскрываются в их звериных подобиях. Но Яначек менее всего собирался уподоблять людей животным. Он создал произведение необычайной поэтической силы, подлинный гимн природе. Это не романтическое, фантастически-сказочное или символистское ее видение. Опера столь же далека от мендельсоновского «Сна в летнюю ночь», как и от «Потонувшего колокола» Гауптмана или «Шантеклера» Ростана. «Лисичка» — своеобразная оптимистическая параллель к пьесе братьев Чапек «Из жизни насекомых».

Властью гения композитор запечатлел в симфонических эпизодах образы природы, вернее, ее непрерывно текущую жизнь. Он воссоздал ее с такой же правдивостью, как жизнь человека, интонации речи в предшествующих операх. Эта, может быть, самая лучшая, самая вдохновенная опера Яначека вопреки гибели главной героини полна могучего оптимизма, неиссякаемой жизненной силы.

А. Гозенпуд

Публикации

На спектаклях Национального театра в Праге 30.05.2018 в 19:29

«Лисичка. Любовь». Трёхлеткам вход разрешен 01.03.2016 в 19:43

«Лиса-плутовка» обжила Камерный музыкальный театр 12.11.2015 в 17:59

«Лиса-плутовка» в Камерном музыкальном театре (operanews.ru) 09.11.2015 в 19:01

«Лисичка. Любовь.»: премьера по опере Яначека в Театре имени Сац (operanews.ru) 02.11.2015 в 22:40

Возвращение «Лисички-плутовки»: рецепт успеха (operanews.ru) 27.01.2013 в 22:27

Славянские премьеры в Бастилии и Гарнье 28.10.2008 в 19:39

Роли

Памятник Быстроушке, опера Яначека « Хитрая маленькая лисица» на Гуквальдах , в родном городе Яначека.

Роль Тип голоса Премьера актерского состава, 6 ноября 1924 г. (дирижер: Франтишек Нойман )
Быстроушка ( Острые Уши, Лисица ) сопрано Хана Грдличкова-Завржелова
Златогржбитек ( Золотая шпора, Лисица ) сопрано или высокое меццо-сопрано Божена Снопкова
Жена лесничего ( Ревирникова ) контральто
Школьный учитель ( Ректор ) тенор Антонин Пельц
Лесник ( Ревирник ) баритон Арнольд Флёгль
Вспомогательные роли:
Ребенок Быстроушки сопрано
Чочолка, хохлатая курица сопрано Власта Кубикова
Ребенок сверчка сопрано
Франтик сопрано Милада Рабасова
Ребенок-лягушка сопрано
Ребенок кузнечика сопрано
Джей сопрано
Ребенок мошки сопрано
Г-жа Паскова сопрано Елена Езикова
Пепик сопрано Божена Полякова
Петух сопрано
Собака лапак меццо-сопрано Марта Добруска
Сова контральто
Дятел контральто
Комар тенор
Пасек тенор Бедржих Завадил
Барсук бас
Харашта, браконьер бас Фердинанд Пур
Священник бас

Синопсис

Действие I

Лес. Как была поймана Остроушка. Лето

В лес, где вовсю танцуют и играют звери, птицы и насекомые, приходит Лесничий и ложится отдохнуть около дерева, где вскоре засыпает. В это время маленькая лисичка-детёныш гонится за лягушкой. Лягушка прыгает Лесничему на нос и этим будит его. Проснувшийся человек видит лисичку и силком забирает её к себе домой как игрушку для детей.

Двор перед домом Лесника. Осень

Проходит какое-то время, и героиня предстаёт перед зрителем уже взрослой лисицей Остроушкой, привязанной во дворе Лесничего. Старый хозяйский пёс пытается добиться её расположения, а хозяйские дети дразнят лисицу. В конце концов, устав от ограничений и неволи, она перегрызает верёвку и, задушив дворовых кур, сбегает в лес.

Действие II

Лес. Осень

Оказавшись в лесу, Остроушка занимает нору Барсука, прогнав его самого из дома.

Гостиница. Зима

Зритель видит гостиницу, где Лесничий, Директор школы и Пастор пьют вино и рассказывают друг с другу о своих чувствах к девушке-цыганке Теринке. Лесничего также мучают воспоминания о потерянной лисице.

Лес. Зима. Тот же вечер

Подвыпивший Директор школы вскоре покидает гостиницу и видит колышущиеся подсолнухи, в которых прячется Остроушка. Он же думает, что это Теринка, и пытается объясниться ей в любви. Следом идёт Пастор, вспоминающий о некогда соблазнённой им девушке. В это время из гостиницы выходит Лесничий и, заметив лисицу, пытается застрелить её, но она убегает прочь.

Лес. Весна

Остроушка встречает обаятельного лиса Златогривека, который быстро покоряет её сердце, и они уединяются в бывшей барсучьей норе. Наутро лисица понимает, что она беременна, и они со Златогривеком женятся. Действие завершается масштабным лесным торжеством по случаю лисьей свадьбы.

Действие III

Лес. Осень. Смерть Остроушки

Лесничий ловит браконьера Гарашту, который объясняет ему, что идёт к Теринке, с которой помолвлен. Лесничий отбирает у браконьера убитого им зайца и подкладывает его в капкан с тем чтобы поймать лисицу. Вскоре Остроушка, Златогривек и их шестеро лисят находят мёртвого зверька. Они быстро догадываются, что это приманка, подложенная Лесничим, и обходят его ловушку. Остроушка и Златогривек гордо наблюдают за своими играющими лисятами, когда возвращается Гарашта. Тогда лисы ловко обчищают мешок браконьера, но тот убивает Остроушку выстрелом из ружья, в то время как её семья спасается бегством.

Гостиница. Некоторое время спустя

Директор школы и Лесничий вместе пьют. Они скучают по Пастору, переехавшему в другую деревню, Директор школы кроме того погрузился в депрессию из-за того, что Теринка выходит замуж

Лесничий же, приняв во внимание свой преклонный возраст, отправляется в лес.

Лес. Тот же день

Лесничий возвращается к дереву, около которого впервые встретил лисицу, и, вновь сев под ним, думает о том, что он потерял и Остроушку, и Теринку. Размышляя над нескончаемым кругом жизни, Лесничий засыпает, и вокруг опять появляются животные из первого действия. Одна из дочерей Остроушки гонится за лягушонком – правнуком той лягушки, которая прыгнула Лесничему на нос в начале оперы. И нынешний лягушонок делает то же самое. Тем самым круг жизни замыкается, и осознание этого приносит Лесничему долгожданный душевный покой.

История выступлений

Опера получила итальянскую премьеру в Ла Скала в 1958 году с Мариэллой Адани в главной роли. Впервые произведение было поставлено в Англии в 1961 году оперной труппой Сэдлера Уэллса (ныне Английская национальная опера ) с Джун Бронхилл в названии, хотя и с тенором Фоксом (Кевин Миллер); Режиссер — Колин Грэм , дирижер Колин Дэвис , декорации и костюмы — Барри Кей . Производство по Дэвиду Паунтни было установлено три национальных компаниями Великобритании в 1980 — х годах, первый будучи замеченным с шотландской оперой в 1980 Эдинбургском фестивале , то Welsh Национальная опера в Лондоне в следующем год и , наконец , с Английской национальной оперой в июне 1988 года; Почти 40 лет на его работе Паунтни руководил возрождением Уэльской национальной оперы в Кардиффе и гастролировал.

В 1981 году Нью-Йоркская опера смонтировала спектакль на английском языке, основанный на изображениях, созданных Морисом Сендаком под управлением Майкла Тилсона Томаса во время его дебюта в труппе. В нем играли сопрано Джанна Роланди в роли Лисицы Острые Уши и баритон Ричард Кросс в роли Лесника. Фестивальная опера в Глайндборне поставила его в 2012 году под руководством Мелли Стилл, а в 2016 году в Глайндборнский фестиваль было включено возрождение с Кристофером Пурвесом в роли лесничего и Еленой Цаллаговой в роли Лисицы, дирижером Якубом Хрушей и Лондонским филармоническим оркестром .

В мае 2014 года Кливлендский оркестр под управлением Франца Вельзер-Мёста исполнил новаторскую версию под управлением Юваля Шарона . Эта постановка вернула оперу к ее корням, используя анимацию и нарисованные от руки видео-наборы художников Билла Бармински и Кристофера Луи из Walter Robot Studios. В постановке использовались карнавальные вырезки «дырочки в стене» для размещения голов певцов на анимированных телах персонажей-животных. Летом 2018 года Glimmerglass Opera поставила новую постановку.

Постановки

После первой постановки в Брно последовала пражская премьера Лисички-плутовки 18 мая 1925 года на ежегодном фестивале Международного общества современной музыки (англ. International Society for Contemporary Music). В 1927 году состоялась зарубежная премьера оперы в Майнце, на немецком языке. Перевод был сделан Максом Бродом со значительными отклонениями от оригинала и собственными вставками. Яначек не принял этих изменений, оставаясь верен своей версии сюжета. После смерти композитора и вплоть до начала Второй мировой войны Приключения лисички-плутовки ставили в Брно, Праге, Братиславе и других чехословацких городах, но она оставалась популярной исключительно в Чехословакии. После войны оперу поставили в Берлине, в 1957 году состоялась её премьера в Париже, а в 1961 году — в Лондоне. Начиная c постановки в лондонской Королевской Академии Музыки (1973) Приключения лисички-плутовки приобретают широкую славу и входят в общемировой репертуар. В 1981 году состоялась её премьера в Нью-Йорке.

Вацлав Талих на материале оперы (в редакции В. Сметачека) написал оркестровую сюиту. Сюита впервые была исполнена в 1937 году и с тех пор неоднократно исполнялась и записывалась.

Перевод названия

Название отличается
от оригинального чешского.

Příhody = Сказки (или Приключения),
lišky = от Vixen (т.е. родительный падеж, одна лиса, самка),
Быстроушский = Острые Уши (двойное значение: заостренный , умный, хитрый).

В чешском языке нет упоминания о уменьшительном («маленьком»), хотя эта идея включена как в немецкую (Das schlaue Füchslein), так и в недавнюю (с 1980-х годов) английскую версию названия оперы

(И, конечно, «маленький» не может буквально относиться к размеру в разговорной речи.) Вероятно, именно немецкое название, использованное для фильма Фельзенштейна 1965 года, установило английское «хитрый маленький», игнорируя важное двойное значение в «Острые уши». Первые три аудиозаписи, все от чешской компании Supraphon (Neumann 1957, Gregor 1972, Neumann 1980), использовали, естественно, оригинальное чешское название

Затем Декка записал оперу с Венским филармоническим оркестром в 1981 году, и этот широко распространенный релиз сделал «Хитрую маленькую лисицу» международным, хотя и неточным, стандартом.

Договоренности

  • Оркестровая сюита из оперы Вацлава Талиха в исполнении Чешского филармонического оркестра, дирижер Вацлав Талич
  • Оркестровая сюита из оперы Вацлава Талиха в исполнении Бостонского симфонического оркестра, дирижер Эрих Лайнсдорф
  • Оркестровая сюита из оперы Вацлава Талиха в исполнении Чешского филармонического оркестра, дирижер Шарль Маккеррас
  • Антракты из оперы в обработке Франтишека Йилека в исполнении Брненского филармонического оркестра, дирижер Якуб Хруша
  • Музыка из оперы для духового квинтета в аранжировке Франтишека Йилека в исполнении Брненского брасс-квинтета, ар Властимил Бялас
  • Обрезанная версия оперы для анимационного фильма, аранжировка Кента Нагано , на английском языке, текстовое сообщение Джеффа Данбара, в исполнении солистов, Берлинский немецкий симфонический оркестр, дирижер Кент Нагано.

Видеозаписи

  •  — дир. Вацлав Нойманн; солисты: Лисичка — Irmgard Arnold, Лесничий — Rudolf Asmus, Учитель и Комар — Werner Enders, Жена лесничего и Сова — Ruth Schob-Lipka, Лис — Manfred Hopp, Священник и Барсук — Josef Burgwinkel, Харашта — Herbert Rössler и др.; Комише опер; реж. Вальтер Фельзенштейн;
  •  — дир. Чарльз Маккерас; солисты: Лисичка — Eva Jenis, Лесничий — Томас Аллен, Учитель и Комар — Josef Hajna, Жена лесничего и Сова — Libuše Márová, Лис — Hana Minutillo, Священник и Барсук — Richard Novák, Харашта — Ivan Kusnjer и др.; Оркестр Парижа; Театр Шатле; реж. Николас Хитнер;
  •  — дир. Деннис Рассел Дэвис; солисты: Лисичка — Елена Цаллагова, Лесничий — Jukka Rasilainen, Учитель и Комар — Dennis Petersen, Жена лесничего и Сова — Michèle Lagrange, Лис — Hannah Esther Minutillo, Священник и Барсук — Roland Bracht, Харашта — Paul Gay и др.; Парижская опера; реж. Андре Энгель;
  •  — дир. Сэйдзи Одзава; солисты: Лисичка — Изабель Байракдарян, Лесничий — JFederico Lepre, Учитель и Комар — David Kuebler, Жена лесничего и Сова — Marcella Polidori, Лис — Lauren Curnow, Священник и Барсук — Kevin Langan, Харашта — Gustáv Belácek и др.; Флорентийский музыкальный май; реж. Лоран Пелли;
  •  — дир. Владимир Юровский; солисты: Лисичка — Lucy Crowe, Лесничий — Сергей Лейферкус, Учитель и Комар — Адриан Томпсон, Жена лесничего и Сова — Jean Rigby, Лис — Emma Bell, Священник и Барсук — Mischa Schelomianski, Харашта — Уильям Дейзли и др.; Лондонский филармонический оркестр; Глайндборнский оперный фестиваль; реж. Мелли Стилл;
  •  — дир. Антонелло Манакорда; солисты: Лисичка — Lenneke Ruiten, Лесничий — Andrew Schroeder, Учитель и Комар — John Graham-Hall, Жена лесничего и Сова — Sara Fulgoni, Лис — Eleonore Marguerre, Священник и Барсук — Александр Васильев, Харашта — Vincent Le Texier и др.; Ла Монне; реж. Christophe Coppens.

Музыка

Помимо «Экскурсий г-на Броучека» , это самая легкая опера Яначека, и, несмотря на смерть титульной лисицы в конце произведения, она контрастирует с зачастую жестоко серьезным характером таких опер, как « Енуфа» и « Кани Кабанова» . В «Хитрой маленькой лисе» композитор отошел от более разговорного стиля предыдущих и последующих опер в пользу более народного стиля и вплел в его ткань некоторые из своих самых экспериментальных оперных концепций (балет, пантомима и оркестровые интерлюдии). ).

Яначека на основе плутовка Vixen ‘ сек тональность на режимах (аналогично много продукции за его последнее десятилетие), расширяя гармонический диапазон музыки за счет использования в седьмом и девятом аккордами. В композиции часто используются народные ритмы и « » (придуманный лично термин для обозначения короткого мотива ), хотя было отмечено, что она содержит сходство с музыкой французского композитора Клода Дебюсси .

По просьбе Яначека на его похоронах в 1928 году была исполнена финальная сцена из балета «Хитрая маленькая лисица» .

История композиции

Когда Яначек обнаружил Těsnohlídek в комиксе -inspired истории и решил превратить его в оперу, он начал работать на встрече с автором и начинает исследование животных. Обладая таким пониманием действующих лиц, своим собственным 70-летним жизненным опытом и неумирающей, безответной любовью к гораздо более молодой, женатой Камиле Стёсловой , он начал работу над оперой. Он превратил первоначально комедийный мультфильм в философское размышление о цикле жизни и смерти, включив в него смерть лисицы. Как и другие оперы старых композиторов, эта поздняя опера показывает глубокое понимание жизни, ведущее к возвращению к простоте.

Премьера спектакля состоялась 6 ноября 1924 года в Национальном театре Брно под управлением Франтишека Ноймана под управлением Оты Зитека и художника-постановщика Эдуарда Милена.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: