Следующие постановки[править]
Опера «Дезертир» обошла все основные музыкальные театры Европы. А с французских подмостков вообще не сходила до начала ХХ века — уж какой-нибудь из театров обязательно ее возобновлял. А во время Французской революции заключительный хор «Vive Le Roi» («Да здравствует король!») был заменен республиканской песней «Ca Ira».
Среди множества последующих постановок:
- сразу после премьеры 1769 г. — Опера-Комик (Opéra-Comique)
- 1787 — в Нью-Йорке
- 1 апреля 1790 — театр Итальянской комедии (Théâtre-Italien), место премьеры
- 28 июля 1802 — Театр Фейдо (théâtre Feydeau)
- 30 октября 1843 — Опера-комик (Opéra-Comique), новая музыкальная редакция А.Адана
Обложка пластинки с записью оперы
22 сентября 1873 — théâtre de l’Athénée, Париж
Ставилась опера и в России — под названием «Беглый солдат (Дезертир)». В крепостном театре Шереметевых роль Луизы исполняла выдающаяся певица Прасковья Ивановна Жемчугова, став первой исполнительницей партии в России — в 1781 году; опера шла под названием «Беглый солдат»; для ее постановки Н. П. Шереметев выписал из Парижа все иллюстрации к этой опере, приобрел органчик, один из валов которого исполнял увертюру. Позже в театрах императорской труппы роль Луизы исполняла Елизавета Семёновна Сандунова.
В начале ХХ века опера была записана в исполнении Opera Lafayette Orchestra, руководитель Райан Браун (Ryan Brown). Теперь она уже возвращается редко, но тем не менее не забыта и время от времени проявляется в репертуарах современных театров.
Значение[править]
Пьер-Александр Монсиньи
Опера Монсиньи принадлежит к значительнейшим, эпохальным явлениям французского музыкального театра. Впервые в одном произведении сочетались трагедия и фарс; как и следует по жанру, музыкальные номера перемежались с разговорными диалогами.
Сюжет спасения — когда в произведении спасение главного положительного персонажа приходит в момент, когда ему грозит неминуемая гибель, — стал своего рода предтечей жанра «оперы спасения» и неоднократно использовался во многих драматических произведениях.
Монсиньи — один из создателей французской комической оперы, которую он приблизил ее к сентиментальной драме, и именно в «Дезертире» это проявилось более всего. Как композитор он явился продолжателем одновременно и французской, и итальянской музыкальных направлений, соединив в своем творчестве оба стиля. Из этой смеси двух традиций он создал свое собственное творчество, ярким представителем которого явилась музыка к опере «Дезертир».
Опера «Дезертир» — одно из самых основных произведений композитора.
Музыка, точно следуя за сюжетом, несет в себе все драматические переживания героев, постоянно переходя от накала трагедии к комическим сценам.
Влияние оперы «Дезертир» распространялось на музыкально-театральное европейское искусство вплоть до середины следующего, XIX, века.
Сюжет[править]
Сюжет выдержан в театральных традициях времени — он с явными драматургическими прорехами, наивен и вместе с тем героико-патетичен и пафосен в провозглашениях христианских ценностей — любви, верности, повиновения долгу и прощения. И выполняет главное свое предназначение — служит фоном музыки.
Основная коллизия развивается в отношениях влюбленных: Луиза, дочь бедного фермера, и солдат Алексис любят друг друга, и верная Луиза терпеливо ждет, когда закончится срок армейской службы Алексиса, чтобы наконец пожениться и навсегда быть вместе. Но Луиза подневольна и вынуждена подчиняться капризам герцогини, а та приказывает Луизе притвориться, будто она собирается выйти замуж за другого — его двоюродного брата Бертрана. Бедный Алексис, потрясенный изменой любимой, не в силах пережить подобные страдания и, забыв, что он солдат Франции, торопится предотвратить эту свадьбу. Но беглого солдата ловят и осуждают на смертную казнь за дезертирство. И тогда отважная и благородная душой Луиза отправляется к королю, чтобы рассказать ему правду и получить прощение для Алексиса. Прощение дано, но истощенная Луиза не в состоянии продолжать путь и падает без сил. Тогда за дело берется сам король. Он успевает спасти Алексиса вовремя — в тот самый миг, как Алексиса уже должны казнить, король отменяет казнь и провозглашает прощение.
Балет[править]
Огромный успех оперы привел к тому, что к ней обратились и другие музыкальные деятели — артисты балеты.
Выдающийся французский балетмейстер Жан Доберваль, используя музыку оперы, но в аранжировке Ф. Бартелемона, и то же самое либретто, поставил одноимённый балет. Произошло это то ли 5 мая 1784 года, то ли 12 декабря 1785 года в Лондоне, куда балетмейстера забросила судьба — он как достойный ученик выдающегося деятеля балета Ж.Новера был изгнан из Парижской Академии музыки и еще не получил приглашения в театр Бордо (Grand Théâtre de Bordeaux), где позже поставит свой выдающийся балет о соломе, получивший мировую известность под названием La fille mal gardée. В лондонской постановке балетного «Дезертира» главными исполнителями были: Шарль Ле Пик (Алексис) и Гертруда Ле Пик-Росси (Луиза). Постановка балета была встречена с не меньшим успехом, чем до того — оперы на тот же сюжет.
Приехав в Россию возглавлять балет Петербургской императорской труппы, Шарль Ле Пик стал первым делом переносить постановки, в которых он был занят как исполнитель в европейских театрах. 27 апреля 1789 он поставил этот балет по хореографии Жана Доберваля под названием «Дезертир, или Женщина — героиня» в Большом Каменном театре Петербурга, причем по воспоминаниям современников, эта постановка считалась одной из лучших Петербургской императорской труппы.
В августе 1800 года балетмейстер П. Шевалье поставил свою версию этого же балета Ж.Доберваля, но с музыкой Франсуа Дюкенуа и несколько изменив сценарий и имена персонажей, — с собственной хореографией, под названием «Деревенская героиня» («L’heroine villageoise»); театр в Гатчине, близ Петербурга; художник И. Дранше (отец Софьи Дранше); исполнители: Ле Лорм, садовник — А. Греков, Луиза, его дочь — Н. П. Берилова, Люка, ее брат — Е. И. Колосова, Бастьен, подручный садовника и возлюбленный Луизы — И. И. Вальберх, Бебе, дурачок — Огюст, Пьер Бушерон — В. М. Балашов, Дениз, подруга Луизы — Роза Колинет (будущая вторая жена овдовевшего в России Ш.Дидло).
Еще через пару лет, в 1802 году, балет там же, в Большом театре Петербурга, вернувшись к первоначальной верссии Ж. Доберваля — Ш. ЛеПика, возобновил И. И. Вальберх, исполнив сам же роль Алексиса, в партии Луизы — Е. И. Колосова. В Петербурге балет еще неоднократно возобновлялся, в том числе опять прошел на той же сцене Большого Каменного театра 12 мая 1818 г. (Огюст — Алексей, Е Колосова — Луиза, Эбельгард — Монтосьель, Никитина — Жанета); в возобновлении Огюста 12 октября 1821 (Луиза — А. И. Истомина). Было и еще несколько спектаклей, последнее возобновление балета в Петербурге прошло в 1839 году.
Давала балет и Московская императорская труппа (все постановки воссоздавали хореографию Доберваля):
- 15 февраля 1808 — театр в доме Пашкова на Моховой, балетмейстер И. И. Вальберх
- 1811 — Арбатский театр, под названием «Геройство любви, или Беглый солдат», балетмейстер И. И. Вальберх
- 1820 — театр Пашкова, балетмейстер Ф. Бернаделли