Опера н.а. римского-корсакова «садко»

Опера римского-корсакова «садко»

Содержание былины «Садко»

Садко, бедный гусляр, удручен тем, что уже несколько дней его не приглашают на пир (он зарабатывал игрой на гуслях на званых пирах).  Сидя на берегу Ильмень-озера, он наигрывает грустную мелодию. Морской царь, очарованный звуками гуслей Садко, решил наградить его и научил, как разбогатеть. В Новгороде Садко побился об заклад с тремя богатыми купцами о том, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Он выиграл заклад, стал торговать и разбогател. Однажды он даже поспорил о том, что скупит все товары московские, но понял, что не осилит этого.

“Садко”. Палехская миниатюра

Тогда он нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, разразилась буря. Садко догадался, что это Морской царь требует дани. Но брошенные в море бочки золота, серебра и жемчуга были напрасны – Морской царь требовал человеческой жертвы. Жребий выпал Садко. Его с гуслями на доске спустили в море. Корабли сдвинулись с места и поплыли дальше, а Садко заснул на своей доске. Проснулся он уже на дне морском, в палатах Морского царя.

К. Коровин. Эскиз Морского царя

Под звуки гуслей Морской царь пустился плясать – взволновалось море, начали тонуть корабли и погибать люди. По молитвам терпящих бедствие явился святой святой Микола Можайский (Николай Угодник), заступник путешествующих по воде. Он научил Садко, как прекратить бедствие. Садко перестал играть, оборвав струны гуслей. Морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице. Из 900 претенденток Садко выбрал самую последнюю — «девицу Чернавушку». После свадебного пира Садко «не творил блуда» с молодой женой. Он заснул – и проснулся уже на земле, на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. Тут же он увидел, что по Волхову плывут его корабли. Благодарный Садко построил церковь Миколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил.

Про другие оперы:

Напомним, что такое либретто.

Либре́тто (итал. libretto «книжечка», уменьш. от libro «книга») – это  литературная основа большого музыкального сочинения: оперы, балета, оперетты, мюзикла и др.

Содержание оперы заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», а также оно было соединено со сказками из сборника Афанасьева «Народные русские сказки». В былине время действия обычно относится к XI-XII векам, а в опере оно перенесено в полусказочную-полуисторическую эпоху, когда на Руси только было принято христианство, но ещё сильны были старые языческие верования.

Работу над оперой Римский-Корсаков начал летом 1894 г. и полностью закончил в 1896 г. Той же осенью опера была предложена дирекции Мариинского театра, но встретила холодный прием: Николай II вычеркнул ее из репертуара.

Поэтому премьера оперы «Садко» состоялась на сцене Московской частной оперы С.И. Мамонтова 7 января 1898 г. и прошла с большим успехом.

Опера состоит из семи картин, которые при постановках разделяют либо на три действия, либо на пять.

И. Репин “Садко”

«Пути гения неисповедимы! Идите слушать «Садко»

Мысль поставить оперу силами частной оперной труппы Саввы Мамонтова (в помещении театра Солодовникова) подсказал ученик и друг композитора — музыкальный критик Семен Кругликов.

«Я был возмущен, но меня вызывали, подносили венки, артисты и Савва Иванович всячески чествовали меня, и я попался как «кур во щи», — вспоминал Николай Римский-Корсаков премьеру своей оперы «Садко». Она стала подарком для слушателей, пришедших в Московскую частную оперу в канун Рождества, 26 декабря (7 января по новому стилю) 1897 года.

Партию Варяжского гостя исполнял Федор Шаляпин.

Впервые в творческой жизни Римского-Корсакова сошлись мнения «врагов» и «друзей»: Стасова и Лароша, Кругликова и Кашкина, Кюи и Иванова.

Федор Шаляпин в роли Варяжского гостя. 1898 год. Из книги «Оперный театр Саввы Мамонтова»

Надежда Забела-Врубель в роли Волховы. 1898 год. Из книги «Ф.И. Шаляпин»

Антон Секар-Рожанский в роли Садко. 1898 год. Из книги А.А. Гозенпуда «Русский оперный театр на рубеже XIX–XX веков и Ф.И. Шаляпин. 1890–1904»

«Пути гения неисповедимы! Идите слушать «Садко» — эти слова Лароша отметил в своих записях Василий Ястребцев. «По нашему мнению, русская музыкальная литература со времен Глинки еще не имела такого высокого образца художественного воплощения народного русского стиля», — писал Кашкин.

Вскоре после премьеры «Садко», 20 января 1898 года, в театре случился пожар. Спектакли Русской частной оперы Саввы Мамонтова были перенесены из помещения театра Солодовникова в театр на Большой Никитской, позднее в зал Консерватории. В Петербурге опера также имела успех. Она прозвучала на сцене Народного дома, в Мариинском театре и Театре музыкальной драмы.

«Садко». История создания оперы

General Information

Work Title Sadko
Alternative. Title Садко ; légende-lyrique ; opera-bylina
Name Translations Садко; Sadkó; Szadko; サトコ; Sadkó (Rimski-Kórsakov); سادكو; 萨特阔; סדקו (פואמה סימפונית)
Name Aliases Садко (опера); Садко (Римский-Корсаков)
Authorities
Composer Rimsky-Korsakov, Nikolay
I-Catalogue NumberI-Cat. No. INR 65
Movements/SectionsMov’ts/Sec’s 7 scenes (3 or 5 acts)
Year/Date of CompositionY/D of Comp. 1896
First Performance. 1898-01-07 in Moscow, Solodovnikov Theatre
Anton Sekar-Rozhansky (Sadko), Aleksandra Rostovtseva (Lyubava Buslayevna)Varvara Strakhova (Nezhata), Aleksandr Brevi (Duda)Yekab Karklin (The Indian), Anton Bedlevich (Ocean-Sea), Emilia Negrin-Schmidt (Volkhova)

Russian Private Opera, Michele Esposito (conductor)

First Publication. 1897 – Leipzig: M.P. Belaieff.
Full score. Plate 1430.Orchestral parts. Plate 1431.Choral parts. Plate 1432.Solo voice parts. Plate 1433.Vocal score. Plate 1434.
Librettist Composer and Vladimir Belsky (1866-1946)
Language Russian
Average DurationAvg. Duration 150-180 minutes
Composer Time PeriodComp. Period Romantic
Piece Style Romantic
Instrumentation voices, chorus, orchestra
InstrDetail Cast: Foma Nazarich / Фома Назарыч (tenor)Luka Zinovich / Лука Зиновьич (bass)Sadko / Садко) (tenor)Lyubava Buslayevna / Любава Буслаевна (mezzo-soprano)Nezhata / Нежата (contralto)Duda / Дуда (bass)Sopel / Сопель (tenor)The Varangian / Варяжский гость (bass)The Indian / Индийский гость (tenor)The Venetian / Веденецкий гость (baritone)Ocean-Sea / Царь Морской (bass)Volkhova / Волхова́ (soprano)The Apparition / Старчище (baritone)Mixed Chorus (SATB)Orchestra
Related Works Includes music from Sadko (musical tableau), Op.5 on the same subject.
External Links Wikipedia article
Extra Information Vocal score also arranged by Rimsky-Korsakov.

Точка отсчета

Николай Римский-Корсаков Фотография: yarmp.yar.ru

У русской старины и древней русской литературы — былин, песен, легенд, сказаний — всегда был широкий круг читателей. Среди них оказался и музыкальный критик Владимир Стасов. В начале 1861 года он попытался заинтересовать сюжетом новгородских былин о купце Садко Милия Балакирева — композитора, руководителя «Могучей кучки». А позднее Модест Мусоргский посоветовал Николаю Римскому-Корсакову сочинить на этом материале оркестровое произведение. Будучи неравнодушным к фольклору и в особенности к теме странствий, молодой композитор сразу после возвращения из кругосветного плавания захотел воплотить былину о Садко в своей музыке.

Морские путешествия — то, что волновало Римского-Корсакова с раннего детства. В возрасте 12 лет, вслед за старшим братом Воином, он поступил в Морской кадетский корпус. Затем, по окончании учебы, будущий офицер отправился служить на клипере «Алмаз». Он посетил множество стран — Англию, Норвегию, Францию, Италию, Испанию, США и Бразилию. Впечатления, полученные в путешествиях, затронули воображение композитора. А образы моря есть в его самых известных произведениях — симфонической картине «Шехеразада», цикле романсов «У моря», опере «Сказка о царе Салтане» и, конечно же, «Садко».

Так в 1867 году появилась одноименная симфоническая картина.

Михаил Фокин в балете «Шехеразада». Фотография: spb.aif.ru

Сцена из постановки «Сказка о царе Салтане». Фотография: ptj.spb.ru

Опера «Садко». Сцена 2-й картины. Большой театр Союза ССР. Фотография: reglib.natm.ru

Оперы. Все пересказы

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Гибель богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из сераля
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петушок
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

Музыка оперы

Это эпическая опера, для которой характерно плавное течение действия, воскрешающее старинные былинные сказы. Музыкальным портретам главных действующих лиц соответствуют вокальные номера, а картины народной жизни и быта изображены в монументальных хоровых сценах. Музыка оперы насыщена контрастами.

  • С. Малютин. Иллюстрация к былине “Садко”
  • С. Малютин. Иллюстрация к былине “Садко”

Главным выразительным средством оперы в целом является русская народная песенность. Морской пейзаж показан композитором очень умело: он создал звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Этот мотив появляется в опере всякий раз, когда изображается или только упоминается море. «Садко» выделяется из всех других сочинений Римского-Корсакова своим былинным складом или, как выразился сам композитор, «былинным речитативом».

Во многом успеху оперы способствовали декорации К. Коровина.

В. Серов “Портрет К. Коровина”

Коровин Константин Алексеевич (1861, Москва-1939, Париж) – русский  художник, реформатор театральной живописи. Коровинсоздал новый тип красочных, зрелищных декораций, эмоционально связанных с идеей и настроением музыкального спектакля

Первые исполнители оперы

В этой постановке раскрылся яркий талант Н. Забелы –Врубель (партия Волховы).

М. Врубель “Н. Забела-Врубель в роли Волховы”

В партии Варяжского гостя блистал Ф. Шаляпин.

Опера Римского-Корсакова «Садко» до сих пор является популярной и ставится на сценах театров мира.

Дальнее путешествие и шторм

Но на обратном пути разбушевался невиданный шторм, и корабли вот-вот пойдут на дно. Мачты гнутся, паруса рвутся. Садко начинает соображать, кто чинит ему такие козни, ведь он понимает, кому уже так давно он не платил дань. Тогда он берет бочку с серебром и кидает в море, но стихия не унимается, и корабли не двигаются с места из-за сильного ветра. Тогда Садко приказывает скинуть бочку с золотом, но и тогда буря не утихает. И тут он понимает, что морской Царь хочет получить «живую голову». На корабле был кинут жребий, который дважды пал на самого Садко. И тогда он отдает свои последние распоряжения. Все свое наследство он завещает церквям Божиим, жене молодой, нищей братии и храбрым дружинникам.

«Садко» — читательский дневник по былине

Былина «Садко» была опубликована Андреем Сорокиным в 1910 году.

Главные герои и их краткая характеристика

Садко – простой бедный гусляр, ставший заносчивым и хвастливым купцом.

Морской царь – могущественный правитель, большой любитель танцев и музыки.

Микола Можайский – православный святой заступник.

Краткое содержание и сюжет

Когда-то давно в Новгороде жил Садко, у которого были только гусли, на которых он мастерски играл на пирах. Когда же перестали Садко звать на пиры, он загрустил и отправился на берег Ильмень-озера, где принялся играть на гуслях. Увидев, как взволновалась вода на озере, Садко испугался и ушел.

Когда в следующий раз Садко оказался на берегу озера, перед ним явился Морской царь и пообещал, что поможет ему выловить рыбу с золотыми перьями. Садко поверил, и поспорил с новгородскими купцами, что поймает эту чудесную рыбу. Отправились они на Ильмень-озеро, и Садко вытащил в сетях рыбу с золотыми перьями, да не одну, а сразу три.

Разбогател Садко, построил себе красивый дом, стал устраивать пиры. Но грустно ему стало оттого, что богатые новгородцы хвастали на его пирах кто о чем, а ему и похвастать было нечем. Тогда он построил много кораблей, и стал ходить по морям и рекам. Однажды вышел он в море – ветер дует, волна бьет, корабли стоят в воде. Приказал Садко уплатить дань царю морскому, но ни бочка с серебром, ни бочка с золотом не помогли задобрить морского владыку.

Понял Садко, что Морской царь требует живого человека. Дважды кидал он с дружиной дощечки, и каждый раз ему выпадало встреча с царем. Так Садко оказался во владениях Морского царя, который попросил своего гостя сыграть ему на гуслях. И до того пришлась по вкусу владыке музыка гусляра, что он пустился в пляс. Тут же на море поднялся сильный шторм, стали гибнуть люди. Народ принялся молиться Миколе Можайскому. Во время игры Садко вдруг почувствовал, что его кто-то тронул за плечо. Обернулся он и увидел Миколу Можайского, который попросил его перестать играть. Святой заступник подсказал гусляру порвать струны, а когда станет царь предлагать девушку в жены, выбрать Чернаву.

Садко в точности последовал всем советам Миколы Можайского. Царь успокоился, и женил Садко на Чернаве. Когда же Садко проснулся, то оказался с молодой женой в родном Новгороде. Он встретил свои корабли, а после построил церковь Миколе Можайскому.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Новгородский гусляр Садко был беден, зато очень хорошо играл на гуслях. В благодарность за его музыку морской царь дал ему поймать рыбу с золотыми перьями и Садко стал богат. Садко хотел выкупить весь товар в Новгороде, но не смог этого сделать. Садко снарядил корабли и они остановились в море. Садко отправился к морскому царю и играл для него на гуслях. Садко выбрал себе невесту Чернаву и вернулся в Новгород на берег реки Чернава, где он построил церковь

План пересказа

1. Неудачи Садко. 2. Игра на гуслях на Ильмень-озере. 3. Встреча с Морским царем. 4. Рыбы с золотыми перьями. 5. Богатство Садко. 6. Садко грустит. 7. Морское путешествие. 8. Садко на дне морском. 9. Пожелание Морского царя. 10. Совет Миколы Можайского. 11. Выбор жены. 12. Садко на свободе.

Чему учит

Былина учит тому, как важно оставаться простым человеком, даже достигнув очень многого. Учит не зазнаваться, ценить любящих, верных людей и помнить добро тех, кто вовремя протянул руку помощи

Отзыв

Интересные, увлекательные приключения Садко вряд ли кого-то могут оставить равнодушным. Это настоящий богатырь, которому удалось побывать на дне морском, и при этом вернуться живым.

Вывод и мое мнение

Послушание и смирение, очень важные качества

Решая быть независимым, и полагаться на себя человек может потерять что-то важное. Кроме того, хвастовство и излишняя самоуверенность ведут к потерям

Характеристика героев

В былине «Садко» главные героя — молодой гусляр и морской царь. Их отличительные черты:

  1. Садко отличается патриотизмом и высокой нравственностью. Он жертвует собой во время бури, спасая жизни людей. Получив огромное богатство, он не сделался жестоким и жадным, не забросил свои песни и игру на гуслях. Он деятелен и активен, плавает по рекам и морям, стремясь увидеть новые земли и увеличить славу своего города. Единственная его слабость — гусляр поддается гордыне и пытается скупить все новгородские товары, чтобы прославиться. Но он быстро отступает от своего намерения, поняв, что это ему не под силу. Садко — истинный христианин, твердо верящий в провидение и не забывающий проявить благодарность за спасение.
  2. Морской царь — персонаж неоднозначный. Его трудно назвать положительным или отрицательным. Сначала он отблагодарил Садко за игру и сделал его богатым, а затем по своему капризу забрал его в море. Царь морей хочет оставить талантливого музыканта при себе и не понимает, что для того нет ничего дороже жизни на земле, в родном городе.

Не изменяя традициям «Могучей кучки»

27 лет спустя Николай Римский-Корсаков вновь возвращается к былине о Садко. Идея нового произведения родилась у композитора, когда он получил письмо от писателя Николая Финдейзена, в котором тот убеждал Римского-Корсакова написать оперу о новгородском купце.

Своим замыслом он поделился в письме к Владимиру Стасову: их связывала многолетняя творческая дружба. Ссылаясь на многочисленные варианты былины, Стасов советовал композитору широко показать картины народной жизни и быта Древнего Новгорода. Активная работа над созданием либретто оперы началась летом 1894 года. В разработке плана принимали участие и другие друзья композитора — Василий Ястребцев и Николай Штруп.

«В течение лета план оперы-былины «Садко» у меня, как помнится, сложился окончательно», — пишет Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни».

Далее началось сотрудничество по либретто «Садко» с Владимиром Бельским, филологом и специалистом по русской старине. Он ввел в либретто образ Любавы, чтобы усилить сюжетную линию и драматургию, внес ряд исправлений в тексты готовых номеров (например, песен трех иноземных гостей).

Работа над оперой была тщательной и шла в лучших традициях кучкистов: каждое слово, каждая нота обсуждалась с коллегами.

«Опера моя, очевидно, провалилась…»

Осенью 1896 года опера «Садко» была предложена Мариинскому театру. В прослушивании принимали участие директор Императорских театров Иван Всеволожский, главный капельмейстер Эдуард Направник, учитель сцены Осип Палечек и начальник постановочной части Платон Домерщиков.

«Играл Феликс Блуменфельд; я подпевал и объяснял, что мог. — Вспоминает Римский-Корсаков. — Надо сознаться, что Феликс был как-то не в ударе, играл неохотно и несколько неряшливо; я волновался и скоро охрип. По-видимому, слушатели ничего не поняли и опера никому не понравилась. Направник был хмур и кисел. Произведение было сыграно не всё «за поздним временем». Опера моя, очевидно, провалилась в глазах Всеволожского, и, познакомившись с нею, он взял совершенно другой тон в объяснениях со мною».

Дирекция театра отказала Римскому-Корсакову, пояснив, что произведение получилось слишком сложное для исполнения. Композитор был опечален, но надежда увидеть свое детище на сцене не покидала его, ведь окончательное решение принимал император.

24 января 1897 года Николай II поинтересовался музыкальными особенностями новой оперы. После высказывания Всеволожского о некотором сходстве «Садко» с музыкой «Млады» и «Ночи перед Рождеством», император вычеркнул «Садко» из репертуара со словами: «В таком случае нечего ставить «Садко». Пусть вместо этой оперы дирекция подыщет что-нибудь повеселее».

Мариинский театр, Санкт-Петербург. Фотография: mariinsky.ru

Театр Солодовникова на Большой Дмитровке, Санкт-Петербург. Фотография: solodovnik.me

Народный дом, Санкт-Петербург. Фотография: ptj.spb.ru

Главная мысль былины

Чтобы определить, в чём заключается главная мысль, учащимся не обязательно читать произведение или слушать его онлайн целиком. Для понимания достаточно ознакомиться с пересказом былины. Достаточно уяснить, что речь идёт о непомерной гордости и неблагодарности, а также о смирении. Сначала гусляр забыл добро, которое сделал для него Морской царь, а потом возгордился.

Впоследствии ему пришлось поплатиться за это. Однако судьба дала шанс на спасение. Садко смиренно выполнил то, что наказал ему святой, поэтому спасся и стал ещё богаче. Эта история о том, что нужно с благодарностью принимать дары судьбы, не забывать о тех, кто сделал добро, и слушать наказы старших

Ещё одной важной мыслью является то, что богатством и могуществом, особенно тем, которое досталось благодаря стечению обстоятельств, не стоит хвастаться

Святой Никола Можайский

Царь морей сразу попросил сыграть ему на гуслях, и музыкант, взмахнув рукой, ударил по звонким струнам. Понеслась веселая плясовая музыка. На дне морском начались настоящие пляски. Трое суток купец играл без перерыва, за это время потонуло огромное количество кораблей, затопились берега и села.

Бедный земной народ взмолился святому Николе Можайскому (Николаю Чудотворцу). И тут возле гусляра появляется святой старец. Он ткнул его в плечо и строго, но по-доброму объяснил, что пора заканчивать пляски. Садко ответил ему, что у него приказ и что он не в силах ослушаться Царя морей. Тогда святой Никола подсказал ему, чтобы тот порвал струны. А еще предупредил, что если Царь предложит жениться, то пусть из сотен предложенных невест он выбирает себе самую последнюю, Чернавушку, и в брачную не ложится с ней в постель, иначе навсегда останется на дне морском.

Navigation etc.

Operas by Nikolay Rimsky-Korsakov
  • The Maid of Pskov (1868-72, rev. 1876-77, 1891-92, 1898-1901)
  • Mlada (1872) — portions of Acts II and III(music reused by composer in later stage works)
  • May Night (1878-79)
  • The Snow Maiden (1880-81, rev. ca.1895)
  • Mlada (1889-90)
  • Christmas Eve (1894-95)
  • The Barber of Baghdad (1895, unfinished)
  • Sadko (1895–96)
  • Mozart and Salieri, Op.48 (1897)
  • The Noblewoman Vera Sheloga, Op.54 (1898)
  • The Tsar’s Bride (1898)
  • The Tale of Tsar Saltan (1899-1900)
  • Servilia (1900–01)
  • Stenka Razin (1900-01, unfinished)
  • Kashchey the Immortal (1901-02, rev. 1906)
  • Pan Voyevoda (1902-03)
  • The Invisible City of Kitezh (1903-04)
  • Heaven and Earth (1905, unfinished)
  • The Golden Cockerel (1906-07)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: