Шапорин, юрий александрович

Краткое содержание, пересказ, изложение, сюжет оперы: юрий александрович шапорин. декабристы

Сюжет

Сюжет оперы основан на исторических фактах, связанных с деятельностью Южного и Северного тайных обществ. Известие о раскрытии тайных обществ правительством и обстановка междуцарствия, возникшая после внезапной смерти императора Александра I в 1825 году, вынудили декабристов перейти к открытым действиям, закончившимся поражением восстания 14 декабря. Руководители восстания были казнены, другие участники сосланы в Сибирь. Действие охватывает все эти этапы восстания.

Первое действие

1. В имении. Сын деспотичной помещицы Щепиной-Ростовской молодой офицер Дмитрий Щепин влюблён в Елену Орлову, девушку из незнатной и небогатой семьи, но его мать никогда не согласится на этот брак. От горьких раздумий молодого человека отвлекает поручение Пестеля, руководителя Южного общества, предложившего Щепину отправиться в Петербург и передать там письмо главе Северного общества Рылееву. Приближается время восстания против самодержавия и провозглашения республики.

2. На почтовом тракте. Члены тайного общества Каховский, Трубецкой, Щепин, Якубович и Ростовцев проводят совещание в трактире на почтовом тракте между Петербургом и Москвой. Внезапно приходит весть о кончине Александра I. Бестужев призывает заговорщиков немедленно поднять восстание.

3. Ярмарка. На ярмарочной площади суета и веселье. По случаю смерти императора полиция заставляет народ прекратить ярмарочные гуляния. На опустевшей площади Щепина находит Елена, отправившаяся вслед за возлюбленным в надежде никогда не расставаться с ним.

Второе действие

4. У Рылеева. В ночь на 14 декабря участники восстания собрались в доме Рылеева. Трубецкой приносит тревожное известие об отречении Константина и предстоящей присяге Николаю. Рылеев отметает колебания и предлагает немедленно вести войска на штурм царского дворца. Ростовцев пытается остановить заговорщиков, но безуспешно.

5. В Зимнем дворце. Император Николай I, наблюдая из окна кабинета за сбором восставших на Сенатской площади, отдает распоряжение уговорить войска принести присягу или потопить мятежников в крови.

6. Сенатская площадь. На площадь приходит лейб-гвардии Московский полк во главе с Бестужевым и Щепиным и морской гвардейский экипаж. Народ приветствует восставших. Трубецкой, который должен командовать войсками, испугался массовых волнений и скрылся. Под напором артиллерийской батареи восстание подавлено.

Третье действие

7. Бал во дворце. В петербургском особняке одного из богатых сановников гремит бал-маскарад по случаю подавления мятежа. Елена проникла сюда в надежде вымолить у царя разрешение сопровождать осуждённого на ссылку Щепина в Сибирь. Ей удаётся задуманное, но вернуться из Сибири она не сможет никогда.

8. В каземате. Приговорённый к казни Рылеев томится в каземате Петропавловской крепости. В последний раз по дороге на эшафот он видится со своими соратниками Муравьевым-Апостолом, Бестужевым-Рюминым, Каховским и Пестелем.

Четвёртое действие

9. В Сибирь. На сибирской дороге колонну декабристов, идущих на каторгу, догоняет в экипаже Елена. Остаток дней она проведёт в ссылке с любимым. Народ из окрестных деревень сочувственно провожает каторжников. Бестужев обращается к народу: «Наш скорбный труд не пропадёт! Из искры возгорится пламя».

Decembrists

01.05.2011 в 17:16.

Страна

СССР

ДЕКАБРИСТЫ / Полина Гебль — опера Ю. Шапорина в 4 д. (9 к.), либретто В. Рождественского по мотивам либретто «Полина Гебль» А. Н. Толстого. Исполнение 1-й редакции (в 2 д., под названием «Полина Гебль»): Ленинград, Театр оперы и балета, 14 декабря 1925 г. (Н. Печковский — Анненков, П. Андреев — Николай I, К. Кузнецова — Полина); первые постановки 2-й редакции («Декабристы»): Москва, Большой театр, под управлением А. Мелик-Пашаева (премьера — 23 июня 1953 г.); Ленинград, Театр им. Кирова, под управлением Б. Хайкина (премьера — 4 июля 1953 г.); Прага (1957), Острава (1958).

Над оперой Шапорин начал работать в преддверии столетия со дня восстания декабристов; в 1925 г. на торжественном заседании по поводу столетия восстания был исполнен ее первый вариант. Однако произведение вызвало нападки, причина которых заключалась в либретто. Написанный А. Толстым текст был посвящен любви француженки Полины Гебль к декабристу Анненкову — она последовала за осужденным в Сибирь, где стала его женой. По мнению тогдашней критики, эта драма не отражала тему декабрьского восстания. Композитор взялся за переработку оперы. Жанр ее определился как героический, установилось иное соотношение между личной драмой и подвигом декабристов. Работа затянулась на многие годы. Попытки переделки прежнего либретто ни к чему не привели, текст, по существу, пришлось писать заново. Вместо Анненкова и Полины Гебль появились образы Щепина-Ростовского и Елены; в драматургии получили отражение основные события восстания. Среди героев оперы, выразителей ее идеи — Пестель, Рылеев, Бестужев, Каховский. Ясно очерчен и враждебный лагерь во главе с Николаем I. Задача создания логически развивающегося сценического действия при строгом следовании истории была нелегкой. Ее решение — немалая заслуга поэта В. Рождественского, чье участие привело к успешному завершению оперы. В текст либретто органично введены стихи поэтов той поры — Пушкина, Рылеева, Катенина.

Музыка Шапорина лирична по своему характеру. В ней нет внешнего драматизма, она пленяет распевностью, эмоциональной выразительностью, глубиной и подкупающим лиризмом как в передаче темы любви Щепина-Ростовского и Елены, так и в обращении Рылеева к маленькой дочери. Образы декабристов показаны на широком и ярком фоне народной жизни (например, ярмарка). В народных сценах есть ширь, удаль, ощущение могучих сил, скованных жестокой неволей, неизбывная тоска, роднящая мелодии, созданные композитором, с лучшими образцами русской протяжной песни (ямщицкая песня «Ой вы, версты», которую запевает Бестужев). Превосходны хоры, разнообразные по эмоциональному содержанию, передающие мысли и чувства массы. Опера богата ансамблями, один из лучших — клятва декабристов (песня-гимн на слова Пушкина «Товарищ, верь, взойдет она…») перед выступлением 14 декабря. Маршевое, гимническое начало пронизывает музыку. В опере органически слиты интонации, характерные для той эпохи и революционных песен позднейшей поры. Автор не побоялся дать развитое вокальное решение и образов врагов восстания (ариозо Николая I «В недобрый час вступаю я на трон»), тогда как композиторы в подобных случаях чаще всего обходились бледноватым речитативом. Если декабристы, при всей разности характеров и темпераментов, показаны людьми высокого благородства и мужества, то Николай — холодный и жестокий палач, играющий роль рыцаря.

«Декабристы» — одна из лучших советских опер на историческую тему, опирающаяся на высокие традиции Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского. В ней множество участников, она очень сложна для постановки, поэтому только два крупнейших театра страны смогли включить ее в свой репертуар.

А. Гозенпуд

Belcanto.ru — классическая музыка, опера и балет

  • Беседа пятая. Оперное искусство XX века
  • Шапорин. Опера «Декабристы»

БИОГРАФИЯ

Юрий (Георгий) Александрович Шапорин (1887—1966) — советский композитор и музыкальный педагог.

Народный артист СССР (1954). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1946, 1952). Профессор МГК имени П. И. Чайковского с 1940 года.

Ю. А. Шапорин родился 27 октября (8 ноября) 1887 года в Глухове (ныне Сумская область Украины) в семье художника, в детстве учился игре на виолончели, играл в оркестре гимназии, сочинял небольшие салонные пьесы.

По указанию отца в 1906 году поступил на юридический факультет Киевского университета, но, серьёзно заинтересовавшись музыкой, начал также брать уроки теории и композиции у Любомирского. Два года спустя, по рекомендации известного композитора Н. В. Лысенко, Шапорин приезжает в Санкт-Петербург, где становится студентом юридического факультета Университета и одновременно делает попытку поступить в Консерваторию, однако это ему удаётся лишь в 1913 году, уже по окончании университета. Шапорин поступает в классы композиции Н. А. Соколова, оркестровки М. О. Штейнберга и чтения партитур Николая Черепнина. В консерваторские годы формируется самобытный композиторский стиль Шапорина, испытавший влияние русской классической школы, в особенности, Римского-Корсакова.

Окончив консерваторию в 1918 году, Шапорин становится активным участником музыкальной жизни послереволюционного Петрограда. Год спустя композитор вместе с А. В. Луначарским, А. А. Блоком и М. Горьким принимал участие в организации БДТ имени М. Горького и работал в нём в качестве музыкального руководителя до 1928 года, а затем, вплоть до 1934 года — в ЛАТД имени А. С. Пушкина, где писал музыку к многочисленным спектаклям по произведениям А. Н. Толстого, А. А. Блока, Е. И. Замятина, В. В. Маяковского, К. А. Федина, М. Горького и других отечественных и зарубежных авторов. Совместно с Горьким композитор планировал создать оперу по роману «Мать», однако смерть писателя в 1936 году помешала этому замыслу. Шапорин был одной из крупнейших фигур молодого советского театра, выступая не только в качестве композитора, но и дирижёра на представлениях.

К середине 1920-х годов относится знакомство Шапорина с ведущими представителями ленинградской музыкальной общественности, в том числе с Б. В. Асафьевым, с которым они вместе состояли в Ленинградском отделении Ассоциации современной музыки (АСМ), пропагандировавшей профессионализм, эксперименты и интерес к современным западным течениям в искусстве. В этот период композитор пишет ряд инструментальных сочинений, среди которых — две фортепианных сонаты и оркестровая сюита «Блоха». После распада АСМ в 1930 году многие бывшие её участники (в том числе и Шапорин) вошли в состав Ленинградского отделения СК СССР. Большинство крупных сочинений, начатых композитором в это время, оставались неоконченными в течение многих лет. Примером может служить одна из самых известных его работ — единственная опера «Декабристы», которую Шапорин начал писать в 1920 году, а окончил лишь в 1953 году. В середине 1930-х Шапорин получил приглашение в Москву, где стал преподавать в МГК именри П. И. Чайковского (с 1939 года — профессор класса инструментовки, с 1945 года — композиции).

В течение 1925—1936 годов Шапорин работал в музыкальном издательстве «Тритон», многократно избираясь председателем его правления. Некоторые сочинения Шапорина были напечатаны в «Тритоне», например, романс «О чём ты воешь, ветр ночной».

В годы войны, находясь в эвакуации в Тбилиси, Шапорин создал симфонические сюиты из своей музыки к фильмам «Минин и Пожарский», «Суворов» и «Кутузов», в послевоенные годы — обратился к вокальной музыке. После окончания и первой постановки в 1953 году оперы «Декабристы» композитор стал сочинять значительно меньше, отдавая предпочтение преподаванию и музыкальной критике. С 1952 года Шапорин был секретарём СК СССР. Член Советского Комитета защиты мира с 1955 года.

Ю. А. Шапорин умер 9 декабря 1966 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

Стиль Шапорина, основанный на традициях русской классической музыки, сочетает в себе как высокий патриотический пафос и масштабность художественных решений, так и утончённый лиризм

Важное место в творчестве композитора занимают крупные вокально-симфонические произведения: симфония-кантата «На поле Куликовом», оратории «Сказание о битве за Русскую землю» и «Доколе коршуну кружить?». Шапорин имеет большое значение как преподаватель, среди его учеников — Е

Ф. Светланов, Р. К. Щедрин и другие известные музыканты. В 1969 году был выпущен в печать сборник критических работ Шапорина («Избранные статьи»). 

Music to Plays

  • «Много шума из ничего» (1919, БДТ)
  • «Король Лир» (1920, БДТ)
  • «Двенадцатая ночь» (1921)
  • «Комедия ошибок»
  • «Сэр Джон Фальстаф» У. Шекспира
  • «Разбойники» Ф. Шиллера (1919, БДТ)
  • «Женитьба Фигаро» П. Бомарше
  • «Тартюф» Мольера (1921)
  • «Сарданапал» Дж. Байрона
  • «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля
  • «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу (1923)
  • «Горе от ума» A. C. Грибоедова
  • «Борис Годунов» А. С. Пушкина
  • «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (1925)
  • «Блоха» Е. И. Замятина (1926, БДТ)
  • «Любовь Яровая» К. А. Тренёва (1927, БДТ)
  • «Штурм Перекопа» А. Ф. Мокина и В. А. Трахтенберга (1927, ЛАТОБ им. С. М. Кирова)
  • «Аристократы» Н. Ф. Погодина (Театр имени Е. Б. Вахтангова, 1935)
  • «Горе-злосчастье» по С. Я. Маршаку (1941)
  • «Иван Грозный» (1944)
  • «Изгнание блудного беса» А. Н. Толстого
  • Бронепоезд 14-69″ (1927, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина)
  • «Ломоносов» (1953) Вс. В. Иванова

Works by Opus number

  1. Гаральд Свенгольм. Баллада (Tolstoy)
  2. Кондор. Фантазия (Bunin)
  3. Матьяш Губец. Баллада (Пер. с болгарского)
  • Op.2 — Песни Жар-птицы, for Voice and Septet (2 Violins, Viola, Cello, Flute, Oboe and Clarinet. Слова Е. Я. Данько (1924, non pub.)
  • Op.3
  • Op.4
  • Op.5Piano Sonata No.1 (1924)
  • Op.5aScherzo , for Piano (1934)
  • Op.6 — 6 Romances after Tyutchev , for Voice and Piano (1921; №№ 2, 4 и 5. Л., «Тритон», 1930).
  1. Душа моя — Элизиум теней
  2. О чем ты воешь, ветр ночной
  3. От жизни той, что бушевала здесь
  4. Последняя любовь
  5. Грустный вид и грустный час
  6. Поэзия
  • Op.7Piano Sonata No.2 (1926, pub. 1929)
  • Op.8 — Flea . Шутейная сюита для оркестра (по повести Н. С. Лескова «Левша»). Посв. В. Шапорину. (1928, pub. 1935)
  • Op.9
  • Op.105 Poems by Pushkin , for Voice and Piano (1934—1937)
  1. Say Why the Wind Through Gullies Rages (отрывок из неоконченной поэмы «Езерский»)
  2. On Parting (у Пушкина — «Прощание»)
  3. Beneath the Azure Skies (у Пушкина — «На смерть госпожи Ризнич»)
  4. Invocation (посв. памяти дочери)
  5. Memories
  • Op.11 — Symphony in C minor, for Mixed Chorus and Orchestra (1932-33; premiered in London by Albert Coates and the BBC Symphony Orchestra)
  • Op.12Distant Youth , for Voice and Piano (1939)
  1. Я помню вечер
  2. Дым от костра
  3. Я тишиною очарован
  4. Ветер принёс издалека
  5. За горами, лесами
  6. Медлительной чредой
  7. Твой южный голос томен
  8. Когда-то долгие печали
  9. Я вижу блеск, забытый мной
  10. Та жизнь прошла
  • Op.13
  • Op.14 — On the Field of Kulikovo (Lozinsky, after Blok), symphony-cantata for Soloists, Chorus and Orchestra (1918—1939). Посв. А. А. Касьянову
  • Op.15
  • Op.16 — 3 Russian Folk Songs , for Voice and Piano
  1. Fields Are Slumbering
  2. More Than One Winding Pathway Run Across Our Plains

Op.17 — The Battle For Russia (The Story of the Struggle for the Russian Soil) , Oratorio for Soloists, Mixed Chorus and Orchestra, text by K. Simonov, A. Surkov, M. Lozinsky and S. Severtsev (1943—1944, pub. 1950)

  1. A Day In Spring
  2. Invasion
  3. Women’s Lament
  4. Old Man’s Appeal
  5. Song Of Red Army Men
  6. Letter To A Friend
  7. Ballad Of Partisans
  8. On The Banks Of The Volga
  9. People’s Chorus
  10. Mother’s Arioso
  11. In The Don Steppes
  12. The Dawn
  13. Old Man’s Appeal
  14. Eternal Glory, Eternal Memory Of Fallen Heroes
  15. The Oath
  16. Return Of Spring

Op.18 — Elegies , for Voice and Piano (1945)

  1. Break, Break, Oh Waves
  2. Remain with Me, Oh Fleeting Dreams
  3. And Still I Sigh
  4. In My Monotonous Wilderness
  5. Among the Stars in Mysterious Spaces
  6. In May
  7. Among the Stars, the Teeming Worlds Above
  8. Comes a Sound on the Breeze

Op.18a -, for Voice and Piano (1947, pub. 1952)

  1. Я помню день (Tyutchev)
  2. Только встречу улыбку твою (Fet)
  3. Везде над лесом и над пашней. (Дифирамб) (Blok)
  • Op.19
  • Op.20 — How Long Shall the Kite Fly? , oratorio for Baritone, Mezzo-soprano, Chorus and Orchestra (Blok, Ryleev, Simonov, 1945—1947, 2nd version 1962, pub. 1963)
  • Op.21 — Romances on texts of Soviet Poets , for Voice and Piano (1948)
  1. Осень зажгла над равниной Вс. Рождественского
  2. Под вечер примолкла война А. Суркова
  3. Песнь цыганки А. Толстого
  4. Весеннею дымкой покрылись поля Вс. Рождественского
  5. Ой, туманы мои, растуманы М. Исаковского
  6. Пастушок А. Сальникова
  7. Прохладой ночь дохнула С. Щипачева
  8. Осенний праздник С. Щипачева
Вокализ для голоса с фортепиано. (На тему еврейской народной песни, сообщенной Ю. А. Шапорину С. М. Михоэлсом). Соч. 1948 г. Издание Союза Советских композиторов. (В сб. «Десять романсов на стихи советских поэтов»).

Op.25 — 5 Pieces for Cello and Piano (1959)

  1. Prelude
  2. Waltz
  3. Intermezzo
  4. Aria
  5. Scherzo

Op.26 — Память сердца. Восемь романсов на стихи Ф. Тютчева (1958)

  1. Я помню время золотое
  2. На возвратном пути
  3. Весенняя гроза
  4. О чем ты воешь, ветр ночной
  5. Сентябрь холодный бушевал
  6. Последняя любовь
  7. День вечереет, ночь близка
  8. Я встретил Вас
  • Op.28Ballad , for Piano (1959)
  • Op.31Elegies and Romances after Russian Poets , for Voice and Piano (1959, pub. 1962)
  1. To The Sea
  2. Nay, ’tis Not You I Ardently Adore
  3. Servus — Reginae
  4. Poetry
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: