Основные даты жизни и творчества

Скрябин. симфония no. 3 («божественная поэма») (symphony no. 3 (c-moll), op. 43, «the divine poem») | belcanto.ru

Учеба и образование

Тетя привила будущему композитору Скрябину любовь к музыке и уже в пять лет научила его игре на фортепиано. У Александра был редкий слух, он с легкостью подбирал мелодии, услышанные мимоходом, и не мог оторваться от рояля. Также мальчику хорошо давались науки. В 1882 году он стал учеником кадетского корпуса, заняв среди всех соискателей первое место.

Даже в военном заведении Скрябин продолжал музицировать и уже в одиннадцать лет, вдохновленный Шопеном, написал свои первые произведения: ноктюрн и канон для рояля. В это же время Александр стал брать профессиональные уроки игры на фортепиано. Еще не завершив учебу в кадетском корпусе, шестнадцатилетний Скрябин поступил в Московскую консерваторию. Юноша с блеском окончил исполнительский факультет и в 1892 году был удостоен малой золотой медали. Интересно, что большую медаль получил его однокурсник Сергей Рахманинов, впоследствии ставший великим композитором, дирижером и пианистом.

В числе педагогов Александра были Антон Аренский, Сергей Танеев, Василий Сафонов. В малом зале Московской консерватории на мраморной доске в ряду знаменитых воспитанников начертано и имя выпускника Скрябина.

Additional resources

The Union Index of Theosophical Periodicals lists articles about Scriabin.

  • Alexander Scriabin Natal Horoscope at Khaldea.
  • Blavatsky, Scriabin and Music at Blavatsky News 2.0
  • Hull, A. Eaglefield. Scriabin. London: Kegan Paul, 1927.
  • Sabbagh, Peter. The Development of Harmony in Scriabin’s Works. 2003.
  • Skryabin, Alexander. The Notebooks of Alexander Skryabin. New York: Oxford University Press, 2018. Translated by Simon Nicholls and Michael Pushkin, with annotations and comment by Simon Nicholls and foreword by Vladimir shkenazy.
  • Swan, Alfred J. Scriabin. London: John Lane, 1923.
  • Warner, Sybil Marguerite. «Scriabin: Musician and Theosophist» in Theosophy Forward. December 2, 2011. Edited and slightly expanded from Music and Listeners, by Sybil Marguerite Warner, with a foreword by C. Jinarajadasa (London: Service Magazine and Publications, 1911).

Personal life

Childhood and education

Alexander Scriabin was born in Moscow on December 25, 1871, according to the Julian Calendar, or January 6, 1872 in the Gregorian Calendar that is now in use. His family was aristocratic, with a strong tradition of all male members being in the military, but his father, Nikolai Alexandrovich, took a different direction, training as a lawyer and becoming a minor diplomat.

Scriabin as cadet

The family name derives from «skriba» or «scribe,» and has been transliterated in many ways — Scriabine, de Scriabine, Skriabin, Skrjabin, Skryabin.

Nilolai Scriabin married Lyubox Petrovna Shchetinina, a concert pianist, protegée of Anton Rubinstein, and winner of the Great Gold Medal from the Petersburg Conservatory. She died of tuberculosis within months after Alexander’s birth. Bowers (1969) Volume I, 105-107.</ref>

Young Alexander’s father was mostly absent in diplomatic postings, so the boy, called «Sasha» or «Shurinka,» was raised in the household of his grandmother, his great-aunt, and his father’s unmarried sister Lyubov Alexandrova Scriabina. The aunt, an amateur pianist, nurtured Sasha’s creativity. Even without formal training, Alexander could play complex tunes on the piano by ear. At age seven, he constructed ten toy pianos with strings, sounding boards, working pedals, and moving keys. He read adult literature, designed patterns for needlework, and wrote short plays.

Nikolai Scriabin remarried and had four more sons and a daughter, but his oldest son continued to live with his aunt Lyubov. Alexander attended the Cadet Corps school, and had a difficult time with hazing and bullying until his skill at the piano made him indispensable at social events. He began composing, and began to have formal music lessons during the summers. In 1885, he was began a five-year program of training at the prestigious Moscow Conservatory, learning theory, solfeggio, harmony, and counterpoint. In 1892 he began to sell his compositions.

As a youth, and throughout his life, Scriabin was physically small and weak; sensitive and volatile; easily bored; and fragile in health. His right hand was susceptible to strain from overworking it, especially after an injury in 1891. He developed an unusually strong and independent left hand technique as a result, and wrote music for the left hand alone.

Marriage and parenthood

In December, 1893, Scriabin was introduced to Vera Ivanovna Isakovich (1875-1920), a talented pianist. When he was 25 years old, they married in a formal 5-day Russian Orthodox ceremony from August 15-20, 1897. The couple performed together often — individually, and in arrangements for four hands. They had four children, putting pressure on Scriabin to work at teaching at the Moscow Conservatory in addition to his performances and composing. The family continually struggled to make ends meet.

Scriabin abandoned his family and separated from Vera in 1904. She eventually agreed to a divorce, and he married Tatiana Fyodorovna Schlözer, with whom he had three more children. They lived in various European cities, in self-imposed exile.

Later years

Scriabin visited London in 1914. He wrote on March 24 that he planned to dine with Theosophists, hosted by a man named Weed who had been a secretary of the Society for 32 years. «At his house I will meet the woman in whose arms Blavatsky died. The dinner promises me much.»

On April 2, 1915, Scriabin performed his final recital in St. Petersburg. He died on April 27, 1915 (or April 14 by Julian Calendar). His friend Sergei Rachmaninov went on a concert tour devoted to Scriabin’s music to raise funds for the family.

Scriabin writing

Детство

С раннего детства биография Скрябина была не простой. Он появился на свет 25 декабря 1871 года и почти сразу остался без попечения родителей. Мать заболела чахоткой и в 1872-м уехала лечиться в Австрию, в Альпы. Там она и скончалась в возрасте 22 лет. Отец, занимающийся дипломатической карьерой, часто ездил в долгосрочные заграничные командировки и редко видел сына. Воспитание ребенка легло на плечи тети Любови Александровны и бабушки по материнской линии Елизаветы Ивановны.

После преждевременной кончины супруги Николай Александрович женился второй раз. Его избранницей стала итальянская подданная Ольга Ильинична Фернандес. Она родила мужу пятерых детей. Таким образом, у Александра появились четыре брата — Николай, Владимир, Андрей, Кирилл – и сестра Ксения. Есть точка зрения, согласно которой, Скрябин-старший, постоянно находясь за границей, не участвовал в воспитании сына и не воспринимал его творческие искания. Но имеется опубликованная переписка, опровергающая это: письма отца и сына наполнены любовью и теплотой, а главное, в них чувствуется взаимное уважение.

Детство и годы обучения

Александр Николаевич родился в семье дворянской интеллигенции, Николая Александровича и Любви Петровны Скрябиных 6 января 1872 года (25 декабря 1871 года). Отец, Николай Александрович, по образованию был юристом, работал адвокатом. Мама, Любовь Петровна, окончила Петербургскую консерваторию и была превосходной пианисткой. Её талант очень ценили Антон Рубинштейн и Пётр Чайковский. Она часто уезжала на гастроли по городам России. Любовь Петровна умерла рано, от туберкулёза, когда сыну не было и двух лет.

В детстве с отцом

После смерти жены Николай Александрович, закончил в Петербурге университет восточных языков и уехал в Турцию. Сначала работал переводчиком в русском посольстве в Константинополе, затем дослужился до генерального консула. Вскоре отец женился на итальянке и стал редко бывать в России. Мальчика взяла на воспитание родная сестра его отца, Любовь Александровна, заменившая ему мать. Тётя и две бабушки не чаяли души в маленьком Саше и целеустремлённо занимались его воспитанием.

Александр Скрябин в детстве

Саша рос спокойным и тихим ребёнком, он не любил шумные игры со сверстниками, предпочитая рисовать, что-то клеить и читать. Любовь Александровна, закончившая французский пансион и получившая прекрасное музыкальное образование, любила музицировать. Уже с трёх лет Саша начал проявлять интерес к музыке. У него было множество игрушечных музыкальных инструментов, но самым любимым инструментом был настоящий рояль. В 7 лет его пытались научить нотам, но нотная грамота была не интересна ребёнку, он любил запоминать на слух.

В 8 лет Саша написал свою первую детскую оперу «Лиза», по имени понравившейся ему девочки. В 10 лет юный Скрябин блестяще сдал экзамены и поступил во 2-ой Московский кадетский корпус. Физическая подготовка была у подростка не на самом высоком уровне, мальчик был худым и слабым, но упорно тренировался. Зато по остальным предметам Скрябин занимался отлично. Вскоре насмешки приятелей перешли в открытое восхищение его уникальным музыкальным данным. Это дарование, вместе с поэтическими, умственными способностями и мягким, добрым характером сделало его любимым учеником у преподавателей. Сохранились произведения, написанные Александром в 12 лет – Канон и Ноктюрн для рояля.

Продолжая обучение в кадетском корпусе, Александр Скрябин поступил в консерваторию. Его педагогом стал М. Зверев, одновременно Саша брал уроки теории музыки у С. И. Танеева. Вскоре он поступил в класс фортепиано к В. И. Сафонову и развил своё исполнительское искусство. Юный музыкант так стремился усовершенствовать своё исполнительство, что переиграл руку. Врачи сказали, что это уже безвозвратно, но Александр поехал в Самарские степи и долго лечился кумысом, одновременно упражняясь. Настойчивость и целеустремлённость Скрябина сделали возможным невозможное, заболевание отступило. В 1892 году Александр Скрябин окончил консерваторию с малой золотой медалью.

В молодые годы

Творчество

Начав писать музыку в детстве, Александр работал в таких жанрах, как этюд, миниатюра, прелюдия и экспромт. В его произведениях, наполненных душевными переживаниями и лиризмом, уже тогда читался почерк будущего мастера.

В 1894 году молодой композитор Скрябин дал в Петербурге первый авторский концерт, в котором исполнил сочинения, написанные к 22 годам. Выступление имело успех, и Александр Николаевич стал гастролировать по Европе. Там его признали исключительным и самобытным музыкантом, создающим философские и интеллектуальные произведения.

Музыкант хотел сделать карьеру концертирующего пианиста, однако повредил правую руку и некоторое время не мог выступать. Восстановив работоспособность, он уехал за границу. Зарабатывал на жизнь преимущественно исполнением собственных сочинений.

В 1898 году маэстро вернулся в Россию и занялся преподавательской деятельностью в Московской консерватории и Екатерининском институте, в основном для того, чтобы обеспечивать семью. Через год он оставил работу преподавателя, поскольку она отвлекала его от своего творчества. Скрябин к этому времени уже созрел как художник, музыка стала для него инструментом передачи гармоничной и последовательной системы мировоззрения.

Theosophical Society connections

A young friend the Viscount de Gissac asked Scriabin to lecture and write in French, but the composer declined, claiming that his knowledge of French was insufficient. Studying Theosophical literature in French improved his proficiency, so that eventually Scriabin used French notation in his musical compositions.

Scriabin wrote in May, 1905 to a friend that «La Clef la Théosophie is a remarkable book. You will be astonished at how close it is to my thinking.» He began to blend together Theosophical concepts with the native symbolism of the Russian Silver Age artists and writers as he wrote expressive directions for works such as the Preparatory Act of the Mysterium.

James Cousins wrote of «Sacha Scriabine of Russia who died in 1915 before he could complete his ambition of setting The Secret Doctrire to music (not literally but in spirit).»

Simon Nicholls, editor of an Oxford University Press book on the composer, wrote » Indeed Skryabin was deeply interested by Mme Blavatsky’s ideas for the last ten years of his life. I have sat in the Skryabin Museum in Moscow and looked at one of the volumes of The Secret Doctrine in the French version, with Skryabin’s carefully ruled underlinings and pencilled comments, many of them.»

Cover by Jean Delville for Prometheus symphony

Творчество композитора

Сразу после окончания консерватории 20-летний Александр Николаевич начал выступать с сольными концертами в залах европейских столиц: Дрездена, Парижа, Берлина, Генуи.

  1. В 1893 году написана Первая соната трагедийного характера, состоящая из 2-х частей.
  2. В 1894 году вышла Вторая соната-фантазия, в которой отражена любовь автора к морской стихии.
  3. В 1894 году Скрябин знакомится с известным меценатом и музыкальным деятелем М. Беляевым, который начинает продвигать собственные сочинения талантливого пианиста. Александр начал выступать на Русских симфонических концертах и Русских камерных вечерах, организованных Беляевым. У себя дома меценат устраивал «пятничные» вечера с любительским квартетным музицированием. Множество видных композиторов и музыкантов посещало эти кружки и продвинуло много произведений. Заслуги Беляева можно сравнить с заслугами П. Третьякова, создателем знаменитой художественной галереи. Благодаря Беляеву Скрябин завязал дружеские отношения с Римским-Корсаковым, Лядовым, Глазуновым.
  4. 1894-1895 г. вышел в свет цикл из 12 этюдов (соч. 8).
  5. В 1895 году автор создал Третью сонату, самую большую, из 4-х частей, в которой воплощена главная идея, самоотверженной борьбы для достижения цели.
  6. В 1895 году Скрябин выехал в заграничное турне по городам Франции, Италии, Германии, Швейцарии и Бельгии, уже со своими произведениями в сопровождении Беляева.
  7. В 1896-1897 г. написан концерт для фортепиано с оркестром, оркестровая поэма «Мечты», 2 пьесы для левой руки, 2 симфонии с философской концепцией.
  8. В 1898 году состоялся большой концерт произведений Александра Скрябина в Париже. Скрябин выступал вместе со своей женой Верой Ивановной, блестящей пианисткой.
  9. 1895-1896 г. Скрябин сочинил цикл прелюдий (всего около 50), 24 из них попали в один цикл (соч. 11), остальные объединены в отдельные сборники.
  10. Осенью 1898 года становится профессором Московской консерватории по классу фортепиано и одновременно преподаёт игру на фортепиано в Екатерининском женском институте. На его уроках всегда царила творческая атмосфера, пробуждая фантазию учеников. Композитор учил передавать настроение не нотами, а прикосновением к клавишам, он не терпел никакой обыденности.
  11. В 1900 году композитор стал членом философского кружка и близко сошёлся с философом-идеалистом С. Трубецким. Это определило характер его будущих произведений.
  12. В 1901 году написана Первая симфония из шести частей. Текст для хора Скрябин написал сам.
  13. В 1903 году закончена Вторая симфония, которая была двояко принята слушателями. Часть, приняли новаторское произведение с оглушительными аплодисментами, другая часть посчитали её бездарной. Необычные элементы в исполнении и создании произведения многим пришлись не по вкусу.
  14. В 1903 году написана Четвёртая соната для фортепиано, написанная за несколько дней. В этом же году Скрябин бросает преподавательскую деятельность, которая мешала его творчеству. В работах автора чувствовался невероятный общественный подъём, преддверие революции 1905 года и крушение старого строя.
  15. В 1904 году написана Третья симфония, из трёх частей, «Божественная поэма».
  16. В 1907 году Скрябин выпустил свою поэму «Экстаза».
  17. В 1911 году состоялась премьера поэмы огня «Прометей», написанная годом раньше.
  18. 1904-1910 годы проходят, в основном за границей. Скрябин живёт и выступает в США, Италии, Амстердаме, Брюсселе и в Париже, но в основном живёт в Швейцарии.
  19. В 1914 году Скрябин даёт концерты в пользу пострадавших в Первой мировой войне.

Вернувшись в Москву, Александр Николаевич выступал, в основном, как пианист. Его последний концерт состоялся в апреле 1915 года в Петербургской консерватории. Вскоре великий композитор скончался от общего заражения крови в возрасте 43-х лет.

Композитор Александр Николаевич Скрябин

Musical compositions

Most of Scriabin’s work was for piano in the usual forms — études, preludes, nocturnes, sonatas, mazurkas, etc. His orchestral works are fewer, but among the most popular.

Kurt Leland writes,

For a complete list of the composer’s works, see . Here are some favorites:

Orchestral works

Scriabin at his last recital. By B. Kustodiev

  • Symphonic Poem in D minor. 1896.
  • Piano Concerto in F-sharp minor, Op. 20. 1896.
  • Symphony No. 1 in E major, Op. 26. 1900.
  • Symphony No. 2 in C minor, Op. 29. 1901.
  • Symphony No. 3 in C minor, Op. 43. The Divine Poem. 1904.
  • The Poem of Ecstasy, Op. 54. Fourth Symphony. 1908.
  • Prometheus: The Poem of Fire, Op. 60. Fifth Symphony. 1910.

Piano works

  • Étude in C-sharp minor, No. 1 from Trois morceaux, Op. 2. 1887.
  • 12 Études, Op. 8. 1894.
  • 8 Études, Op. 42. 1903.
  • Fantaisie in B minor, Op. 28. 1900. Sonata form.
  • Impromptu à la Mazur in C major, No. 3 from Trois morceaux, Op. 2.
  • Vers la flamme, Op. 72.
  • 24 Preludes, Op. 11. 1896.
  • Sonata-Fantaisie in G-sharp minor. 1886.
  • Sonata No. 7 «White Mass», Op. 64.

Музей

В доме в Большом Николопесковском переулке, где Скрябин жил в свои последние годы, учредили мемориальный музей. Инициатором его создания была Татьяна Федоровна Шлецер. В 1918 году с помощью Александра Гольденвейзера и Анатолия Луначарского ей удалось получить охранную грамоту, которая запрещала делать из квартиры коммуналку.

В 1922 году музей Скрябина был официально открыт для посетителей. В настоящее время он носит статус государственного. В состав мемориального учреждения вошел расположенный во дворе особняка бывший доходный дом.

Музыка Александра Николаевича Скрябина воплощает неудержимое стремление к радости, свободе и наслаждению жизнью. Композитор смог создать такие сочетания тональностей, которые до сих пор вызывают у слушателей трепет, восторг и полет души.

История жизни Александра Николаевича Скрябина

В конце века Скрябин стал членом московского философского общества. Общение в нем, вместе с изучением специальной философской литературы, определило общее направление его воззрений. 

Эти настроения привели его к замыслу «Мистерии», ставшей для него отныне главным делом жизни. «Мистерия» представлялась Скрябину как грандиозное произведение, в котором объединятся все виды искусств — музыка, поэзия, танец, архитектура и т. д. Впрочем, это должно было быть, по его идее, не чисто художественное произведение, а совсем особое коллективное «действие», в котором примет участие не более не менее как все человечество! В нем не будет разделения на исполнителей и слушателей-зрителей. Исполнение «Мистерии» должно повлечь за собой какой-то грандиозный мировой переворот. 

Замысел поражал своей грандиозностью даже самого автора. Боясь подступиться к нему, он продолжал творить «обычные» музыкальные произведения. Менее чем через год после окончания Второй симфонии Скрябин приступил к сочинению Третьей. Однако сочинение ее протекало сравнительно медленно. Зато в течение нескольких летних месяцев того же 1903 года Скрябин написал в общей сложности более 35 фортепианных произведений, столь велик был переживавшийся им в это время творческий подъем. 

В феврале 1904 года Скрябин выехал на несколько лет за границу. Следующие годы Скрябин провел в различных странах Запада — в Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии, побывал также с гастролями в Америке. В ноябре 1904 года Скрябин завершает свою Третью симфонию

К этому времени относится важное событие в его личной жизни: он разошелся со своей женой Верой Ивановной

Второй женой Скрябина стала Татьяна Федоровна Шлецер, племянница профессора московской консерватории. Сама Татьяна Федоровна имела музыкальную подготовку, занималась одно время даже композицией (ее знакомство со Скрябиным и завязалось на почве занятий с ним по теории). Но, преклоняясь перед творчеством Скрябина, она пожертвовала ради него всеми личными интересами. 

В Париже 29 мая 1905 года состоялось первое исполнение Третьей симфонии — она стала замечательным памятником русской и мировой симфонической музыки начала XX столетия. При ярко выраженном своеобразии в ней отчетливы связи с традициями отечественной и зарубежной музыки. После исполнения Третьей симфонии композитор начал работать над следующим крупнейшим симфоническим произведением — «Поэмой экстаза», именовавшейся им вначале Четвертой симфонией

Приподнятость, яркие эмоции обращают на себя внимание в этой поэме, завершенной композитором в 1907 году. 

Еще через год у Скрябина зародилась идея следующего крупнейшего оркестрового произведения — поэмы «Прометей». Музыка поэмы была написана в основном в 1909 году. 

Особенности замысла обусловили нестандартные средства для воплощения. Наиболее необычная деталь огромной, доходящей до 45 строк партитуры «Прометея» — специальная нотная строчка, помеченная словом «свет». Она предназначена для особого, еще не созданного инструмента — «световой клавиатуры», конструкция которого самому Скрябину представлялась лишь приблизительно. Предполагалось, что каждая клавиша будет соединена с источником света определенной окраски жизни. 

Первое исполнение состоялось 15 марта 1911 года. «Прометей» породил, по выражению современников, «ожесточенные споры, экстатический восторг одних, глумление других, большей же частью — непонимание, недоумение». В итоге, однако, успех был огромный: композитора забросали цветами, в течение получаса публика не расходилась, вызывая автора и дирижера. 

Мысли Скрябина в последние два года жизни занимало (так и незавершенное вследствие его смерти) новое произведение — «Предварительное действие». 

Как показывает его название, оно должно было явиться чем-то вроде «генеральной репетиции» «Мистерии» — ее, так сказать, «облегченным» вариантом. Летом 1914 года вспыхнула Первая мировая война. В этом историческом событии Скрябин увидел, прежде всего, начало процессов, которые должны были приблизить «Мистерию». 

Первые месяцы 1915 года Скрябин много концертировал. В феврале состоялись два его выступления в Петрограде, имевшие очень большой успех. В связи с этим был назначен дополнительно третий концерт на 15 апреля. Этому концерту суждено было оказаться последним. 

«Прометей» и «Мистерия»

К композитору пришли всемирное признание и слава, и он задумал творение всей свой жизни: «Мистерию», соединяющую воедино все виды искусства. Александр Николаевич разработал свето-цвето-звуковую концепцию, которая позволяла ему видеть, как звук воплощается в цвете.

Этому глобальному замыслу предшествовало создание крупных музыкальных произведений для оркестра, фортепиано и органа. В 1907 году творческая биография Скрябина пополнилась написанием «Поэмы экстаза», признанной ярчайшей работой. Вслед за ней, в 1911 году, композитор создал «Прометея», или «Поэму огня», где отдельная партия была дана свету. Из-за отсутствия специальной техники премьера произведения прошла без световой партии, но предполагалось, что мелодии должны сопутствовать сменяющие друг друга цветовые волны, заложенные в партитуре. Александр Николаевич отошел от интерпретации античного мифа и трактовал содержание поэмы как конфликт отдельной личности со всей вселенной. Творческой задачей мастера было не воплощение своих амбиций, а сотворение другого мира, где дух сливается с материей и рождается вселенная нового уровня.

Роман с поклонницей

В это время Александр Николаевич уже жил с другой женщиной. Его новым увлечением была Татьяна Шлецер, которая являлась поклонницей Скрябина и на протяжении нескольких лет пыталась завязать знакомство с кумиром. В 1902 году ее желание осуществилось. Композитора покорили восторженность девушки и глубокие знания его музыкальных произведений. Татьяна видела в нем человека с высоким предназначением, чего Вера Ивановна никогда не демонстрировала.

Скрябин давал Шлецер уроки игры на фортепиано, и она всем своим видом показывала, что боготворит его. На протяжении трех лет пара скрывала роман, но в конечном итоге он обнаружился и вызвал волну осуждения среди знакомых и друзей. Исакович не дала супругу развод, поэтому Татьяне пришлось довольствоваться ролью сожительницы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: