П. И. Чайковский. Гамлет
В 1980 г.вдова известного музыковеда Анатолия Никодимовича Дмитриева (1908–1978) передала в Отдел рукописей Библиотеки фрагмент сочинения П. И. Чайковского. Этот фрагмент представляет собой черновую рукопись композитора, написанную карандашом. Он заключает в себе четыре такта партитуры для деревянных духовых инструментов (два гобоя, два кларнета, фагот) и барабанов. В нижней части листа под нотным текстом рукой Петра Ильича написано «Гамлет», далее следует подпись Чайковского и дата 8 февраля 1891 г.
Напомним историю создания сочинения на сюжет трагедии В. Шекспира «Гамлет». Этот сюжет заинтересовал Чайковского еще в 1876 г., однако первые нотные наброски к музыкальному произведению появились значительно позже – в 1885 и 1887 гг. Как полагает Л. В. Михеева, «…окончательным толчком к написанию увертюры-фантазии на эту тему стало внешнее обстоятельство.»
Его близкий друг французский актер Люсьен Гитри попросил Чайковского написать музыку для постановки в благотворительном спектакле двух сцен трагедии – сцены «Мышеловки» и сцены свидания принца с матерью». Работа над этими сценами переросла в самостоятельное симфоническое сочинение увертюру-фантазию «Гамлет» f-moll, ор. 67. В 1888 г. она была закончена и в ноябре того же года впервые исполнена в Третьем симфоническом собрании Русского музыкального общества. Дирижировал исполнением сам автор. Партитура была опубликована в издательстве П. И. Юргенсона в 1890 г.
Однако на этом работа над сочинением на шекспировский сюжет не завершилась. Осенью того же года к Чайковскому вновь обратился Люсьен Гитри (актер французской труппы Михайловского театра) с просьбой написать музыку к постановке «Гамлета», но уже не к отдельным сценам, а к театральному произведению в целом.
Автограф Чайковского, хранящийся в Российской национальной библиотеке, с авторской подписью «Гамлет», датирован 8 февраля того же 1891 г. На обороте листа есть запись рукой неустановленного лица на французском языке: «fanfare a canonner 4o tableau» (фанфары и канонада. 4-я картина). Судя по всему, за день до премьеры Петр Ильич дописал музыкальный фрагмент к 4-й картине спектакля, озвучивая ремарку: «Трубные звуки и пушечный выстрел за сценой». Был ли исполнен этот фрагмент во время первого представления, неизвестно. Авторская партитура музыки к спектаклю утрачена.
Сохранились документы, свидетельствующие о ее поисках музыковедом Всеволодом Александровичем Прокофьевым, в связи с работой над монографией «Музыка в бывшем Михайловском театре». В 1936 г. он обратился к директору Дома-музея П. И. Чайковского в Клину Николаю Тимофеевичу Жегину с запросом о местонахождении партитуры к спектаклю «Гамлет». В ответ Жегин сообщил об отсутствии партитуры в Доме-музее и высказал предположение, что Чайковский передал рукопись Люсьену Гитри.
При отсутствии полной авторской партитуры, фрагмент сочинения, написанный рукой композитора, особенно ценен. Трудно сказать, как этот лист попал к Анатолию Никодимовичу Дмитриеву, но, зная о том, что он был известным текстологом, и в 1950-х гг. участвовал в подготовке нескольких томов Полного собрания сочинений П. И. Чайковского, можно с уверенностью говорить, что Дмитриев не был случайным владельцем автографа композитора. Каким бы ни был предшествующий путь этого небольшого фрагмента музыки Чайковского, он попал в руки к профессионалу, благодаря чему сохранился до настоящего времени.