“Кастратомания”
Чечилия Бартоли заинтересовалась ариями, написанными для певцов-кастратов в эпоху барокко, и записала альбом в честь мастера колоратуры Фаринелли (1705-1782).
— говорит Чечилия Бартоли.
Кастраты пели в церковных хорах, куда до XIX века не допускались женщины, но со временем “голосами ангелов” заинтересовались в оперных театрах.
Пик “кастратомании” пришёлся на XVII – начало XVIII вв. В большинстве случаев в школы для “castrati” отправлялись – нередко насильно – мальчики из бедных семей, родители так рассчитывали обеспечить своим детям будущее.
Аристократ Фаринелли (настоящее имя – Карло Броски) – исключение. В возрасте от 7 до 12 лет, то есть до начала ломки голоса, детей подвергали кастрации – половые железы удалялись хирургическим путём. Изувеченные дети затем обучались вокалу в специальных учреждениях в Болонье и Неаполе.
Практику кастрации юных певцов осуждали уже во второй половине XVIII века, в числе её критиков – Жан-Жак Руссо. В 1902 году папа римский Лев XIII окончательно запретил кастрации.
Сегодня партии, написанные для кастратов, исполняются как женщинами (контральто, меццо и сопрано), так и мужчинами (контратеноры).
Дышит ли Чечилия Бартоли?
Оперная дива поражает всех своим необыкновенно чистым голосом, колоратурным меццо-сопрано. Он настолько пластичен и гибок, что дает возможность исполнить сложнейшие произведения в полной мере, передав все настроения и интонации пьесы.
«Трудность исполнения этой музыки в том, что она написана для мужчин. Для людей с женским голосом, но с мужским телом. Вы знаете, что мальчиков кастрировали до мутации голоса, в возрасте 6-7 лет. Этой операции подвергалось огромное количество детей: от трех до четырех тысяч каждый год только в Италии. Когда эти мальчики вырастали, они, естественно, становились мужчинами. И для женщины спеть арии кастратов предельно сложно, потому что у нас нет такого количества кислорода в легких, как у мужчин. Люди думают, что самое сложное в моем пении – колоратуры. Конечно, это сложно, но есть вещи гораздо сложнее. Самое трудное – спеть так называемые «страстные арии», arie patetiche, в которых мелодия разворачивается невероятно медленно, а текст полон горечи и тоски. Очень сложно продолжать движение и не быть чрезмерно взволнованной этой музыкой. Подумать только, я пою арии, написанные для всех этих мужчин, у которых было столько психологических проблем – это сильно!»
Чечилия Бартоли родилась 4 июня 1966 года в Риме, Италия. Она является известной оперной певицей, обладающим уникальным голосом. Росла она в интеллигентной музыкальной семье. Её родители были профессиональными певцами, именно они дали своей дочери первые уроки нотной грамотности и пения. Чечилия уже в детстве начала проявлять свои таланты. Дебютное выступление певицы состоялось в роли пастушки в известнейшей опере Джакомо Пуччини «Тоска». На нее возлагались огромные надежды. Многие известные оперные певцы видели в начинающей певице будущую оперную примадонну. Она получила достойное образование в Консерватории Святой Чечилии в Риме.
« Я тренировалась, чтобы спеть каждую ноту в точности, как она написана. В некоторых пассажах я беру дыхание так, что вы этого не заметите. Кастраты тоже умели это делать. Конечно, я дышу, но вы не сможете поймать меня на этом. Я не в первый раз делаю такое, вспомните хотя бы мой альбом «Opera proibita» («Запрещенная опера») – там то же самое. Например, та ария Генделя из оратории «Trionfo del Tempo». Бог мой! Там есть места, где нужно петь синхронно со скрипкой – терцией выше или терцией ниже. У голоса и у скрипки одинаково виртуозные партии. Скрипка играет и играет, а мне нужно петь и петь…»
В 1985 году певица дебютировала в Гранд-Опера. А с 1986 года она начала выступать в известнейшем оперном театре Ла Скала в Милане. Бартоли мастерски владеет голосом. Техника её исполнения отточена до малейших деталей. Порой певица поражает точными и лаконичными фиоритурами и руладами. Она превзошла всех в этом направлении, сделав себя уникальной исполнительницей Параллельно с работой в опере Чечилия Бартоли начала запись сольных партий. Она исполнила множество известных тем из произведений Глюка, Моцарта и Россини
Певица особое внимание уделяла редким и утерянным произведениям известных композиторов. Она много работала над забытыми ариями Антонио Вивальди
Так же её интересовали такие композиторы как Алессандро Скарлатти и Антонио Кальдара.
В 2002 году Чечилия Бартоли удостоилась премии «Грэмми». Её лучшими партиями можно назвать Золушку из оперы Россни и Розины из «Севильского цирюльника». Так же среди лучших исполнений Бартоли можно назвать партию Церлины в опере «Дон Жуан», партию Эвридики в опере «Душа философа», партия Деспины в опере «Так поступают все».
«С одной стороны, я должна служить музыке композитора, с другой – вкладывать свою душу. Так что и здесь необходимо сочетание. Если не контролировать себя, легко потеряться, выпасть в чрезмерную эмоциональность. В какие-то моменты можно отдаться музыке, в другие моменты нужно знать, что, если вы это сделаете – вы просто перейдете на крик и не сможете больше петь. Так что нужно быть чуть-чуть настороже. Я бы не стала употреблять слово «контроль», потому что «контролировать музыку» звучит немножко странно. Я бы сказала «будьте осторожны», потому что, если эмоция слишком сильна, вы не сможете петь и начнете плакать. Но в то же время я скажу вам: если вы перестанете петь и начнете плакать – почему нет? Мы же люди. В музыке Моцарта есть одно место, которое заставляет меня во время исполнения плакать, но оно же заставляет вслед за мной плакать публику. И что в этом плохого? Что плохого в слезах, когда вы слушаете музыку?»
На данный момент Чечилия Бартоли является одной из самых высокооплачиваемых оперных певиц. Она поражает своих слушателей не только прекрасным голосом, но и глубиной передаваемых эмоций и чувств.
Чечилия Бартоли, Cecilia Bartoli
123
6
Партии в операх
Оперная дива Чечилия Бартоли, фото которой представлено в данной статье, исполняет следующие партии:
- Роль Керубино – В. А. Моцарт «Свадьба Фигаро».
- Партия Джаннетты – «Деревенские певицы» В. Фиораванти.
- Роль Эвридики – Й. Гайдн «Орфей и Эвридика, или Душа философа».
- Партия главной героини в опере Дж. Паизиелло «Нина, или Безумная от любви».
- Роль Дездемоны – Дж. Россини «Отелло».
- Партия Фьордилиджи – В. А. Моцарт «Так поступают все».
- Главная роль в опере Йозефа Гайдна – «Армида».
- Партия Маркизы Кларис – Дж. Россини «Пробный камень».
- Роль Идаманты – В. А. Моцарт «Идоменей, царь Критский».
- Партия Фьориллы – Дж. Россини «Турок в Италии».
- Роль Сифар – В. А. Моцарт «Митридат, царь Понтийский».
- Партия Альмирены – Г. Ф. Гендель «Ринальдо».
- Роль Певца – Дж. Пуччини «Манон Леско».
- Партия Клеопатры – Г. Ф. Гендель «Юлий Цезарь в Египте».
- Роль Дорабеллы – «Так поступают все» В. А. Моцарта.
- Партия Амины – «Сомнамбула» В. Беллини.
- Роль Секста – «Милосердие Тита» В. А. Моцарта.
- Партия Гения – Й. Гайдн «Орфей и Эвридика, или Душа философа».
- Роль Чечилио – В. А. Моцарт «Луций Сулла».
- Роль Наслаждения – Г. Ф. Гендель «Триумф времени и разочарования».
- Роль Сюзанны – В. А. Моцарт «Свадьба Фигаро».
- Партия Анджелины – «Золушка» Дж. Россини.
- И другие.
Начало творческого пути
Чечилия Бартоли – певица с редким тембром голоса. Она обладает колоратурным меццо-сопрано.
Чечилия родилась в Риме в 1966 году. Её родители – оперные певцы. Мать – Сильвана Баццони, отец – Пьетро Анджело Бартоли. Они были солистами Римского оперного театра. Самым первым и главным педагогом по вокалу Чечилии была её мать. Впервые на «большую» сцену будущая звезда вышла в возрасте девяти лет. Она принимала участие в массовом эпизоде оперы «Тоска», которая ставилась в Римском театре, и была в образе пастушонка. В 17 лет будущая оперная звезда поступила в консерваторию «Санта Чечилия».
Знаменитой Ч. Бартоли стала после участия в телешоу «Новые таланты» в 1985 году. Там она исполнила арию Розины из оперы «Севильский цирюльник», «Баркаролу» из «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха и выступила дуэтом с Лео Нуччи. Чечилия заняла второе место. Вскоре она была приглашена для участия в концерте, посвящённом памяти Марии Калласс в Парижской опере. Там её заметили такие выдающиеся деятели искусства, как Даниэль Баренбойм, Герберт фон Караян и Николаус Арнонкур.
Через год после окончания консерватории в Кёльне певица исполнила партию Розины в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини, а также в Цюрихе роль Керубино в «Женитьбе Фигаро» В. А. Моцарта. Чечилия была приглашена Гербертом фон Караяном для участия в фестивале в Зальцбурге. Она должна была исполнить с его оркестром «Мессу си минор» Иоганна Себастьяна Баха. Но осуществиться этому плану было не суждено, так как маэстро скончался.
В 1990 году Чечилия Бартоли исполняла партию Керубино в Опере Бастилия, а также партию Идаманта (В. А. Моцарт «Идоменей») и участвовала в фестивале в США. В 1991 году певица дебютировала в театре «Ла Скала». Там она исполнила партию пажа в опере Дж. Россини – «Граф Ори». В 25 лет Чечилия Бартоли стала одной из ведущих в мире исполнительниц произведений Дж. Россини и В. А. Моцарта. С этих пор её карьера резко пошла в гору.
“Видение и страсть”
Чечилия Бартоли открыла новую главу своей творческой жизни. С этого года, она – художественный руководитель Оперы Монте-Карло. Впервые в истории престижного театра программу сезона представила женщина.
– говорит Чечилия Бартоли.
Большую часть своего времени она теперь проводит в легендарном театре на Лазурном берегу, который был открыт в 1879 году. Жемчужина архитектуры, опера Монте-Карло была построена по проекту Шарля Гарнье, создателя Гранд-опера в Париже.
Открывать первый сезон Чечилии Бартоли в Монако будет всемирно известный французский контратенор Филипп Жарусски.
— признается Жарусски.
Контратенор рассказал нам о работе в коллективе:
У нового художественного руководителя амбициозные планы – уместить в программе три века классики. Она также намерена продолжать выступать.
— считает Бартоли.
– говорит Чечилия Бартоли.
По словам певицы, её мечта исполнилась:
Катарина Рабиллон, Александр Казакевич, EuroNews
Кстати
«Контратака» Филиппа Жарусски
Альбина Латипова: «Я не хочу ставить на себя штампы»
Опера Монте-Карло ждёт российских певцов
Пласидо Доминго уступает Чечилии Бартоли
Будущее в тумане
Анна Нетребко выступит в опере Монте-Карло в апреле
На родине оперы
Флоренция – колыбель эпохи Возрождения и родина оперного искусства.
– говорит Чечилия Бартоли. Речь идёт о музыкальной драме “Эвридика” Якопо Пери на либретто Оттавио Ринуччини, исполненную в 1600 году. Двумя годами раньше они же создали “Дафну” по мотивам “Метаморфоз” Овидия, партитура которой была утеряна.
На улицах Флоренции компанию Чечилии Бартоли составила её мать. Именно Сильвана Баццони Бартоли привила ей страсть к музыке. Будущую диву всегда окружала музыка, оба её родителя были оперными певцами и назвали дочь в честь Цецилии Римской, покровительницы церковной музыки.
– вспоминает Чечилия Бартоли.
Первые уроки пения она получила у своей матери, которая так и осталась её единственным вокальным педагогом.
По словам, Сильваны Баццони Бартоли, у дочери рано обнаружились музыкальные способности: