Элисо вирсаладзе личная жизнь дети

Элисо вирсаладзе личная жизнь дети

«Классический entertainment»

(После упоминания популярной в Youtube пианистки)

На сегодняшний день меня не удивляет, потому что очень многие так играют — настолько фривольное отношение к тексту, например. Я считаю, это недопустимо. Пусть бы эти люди (я уже говорила об этом в одном интервью), которые себя так хорошо чувствуют хозяевами на сегодняшний день — у них все есть, они много играют — подписывали: «entertainment» (от англ. — «развлечение», прим. ред.).

Это не классическая музыка. Это развлекательная музыка в классической музыке. Во всяком случае, это было бы нормально. Но когда вы это преподносите…

Знаете, для кого это плохо? Не для профессионалов, которые все улыбаются, когда о такой категории идет речь, разводят руками — никаких комментариев. Это плохо для молодых, которые начинают и которые еще не понимают.

В свое время у нас тоже были подобные исполнители, ставшие очень популярными — безумно популярными. Да, они очень талантливы, некоторые из них и по сей день очень популярны. И на них равнялись молодые — потому что хорошо жить хотят все. Зарабатывать хотят тоже все — я тоже хочу зарабатывать неплохо. У меня 7 собак и 4 кошки. Конечно же, мне нужно зарабатывать деньги, чтобы их кормить.

В принципе хотеть зарабатывать — это нормально. Когда кто-то говорит: «Ах, мне деньги не нужны»… Нет, деньги нужны всем.

Биография[править | править код]

Начальные годы

Родилась 14 сентября 1942 года в Тбилиси.

В 1950—1960 годах училась в Средней специальной музыкальной школе имени З. П. Палиашвили, в 1960—1966 — в Тбилисской консерватории у своей бабушки А. Д. Вирсаладзе, пианистки и педагога, профессора, народной артистки Грузинской ССР (1960). В 1966—1968 годах училась в аспирантуре Московской консерватории, где её педагогами были Г. Г. Нейгауз и Я. И. Зак.

С 1959 года — солистка Тбилисской, с 1977 — Московской филармонии.

Творческая деятельность

В репертуар пианистки входят сочинения западноевропейских композиторов XVIII—XIX веков (Моцарт, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Ф. Шопен), а также произведения П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича.

Выступала с Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии и Лондонским филармоническим оркестром в Европе, США, Японии. Работала с такими дирижёрами, как Р. Б. Баршай, К. П. Кондрашин, Е. Ф. Светланов, Ю. Х. Темирканов, Р. Мути, К. Зандерлинг, В. Заваллиш и др. Выступала в камерных ансамблях с С. Т. Рихтером, Н. Г. Гутман, О. М. Каганом и другими выдающимися музыкантами.

Её мастерство высоко оценил С. Т. Рихтер, особенно выделяя её интерпретацию произведений Р. Шумана.

Осуществила многочисленные записи, изданные фирмами «Мелодия», «Русский диск», «Live classic» и др.

Начиная с 1975 года — член жюри многочисленных международных конкурсов, в их числе — имени П. И. Чайковского, имени королевы Елизаветы (Брюссель), имени Ф. Бузони (Больцано), имени Гезы Анды (Цюрих), имени Вианы да Мота (Лиссабон), имени А. Рубинштейна (Тель-Авив), имени Р. Шумана (Цвиккау) и др..

Педагогическая деятельность

С 1967 года преподает в Московской консерватории (с 1977 года — доцент, с 1993 — профессор). Профессор Высшей Школы Музыки в Мюнхене (1995—2011). С 2010 года — профессор Музыкальной школы Фьезоле (Scuola di Musica di Fiesole) под Флоренцией (Италия). Дает мастер-классы во многих странах мира.

Среди её учеников — лауреаты крупнейших международных конкурсов Б. Березовский, Е. Воскресенская, В. Броневецкий, Я. Кацнельсон, А. Володин, Д. Каприн, М. Коломийцева, А. Осминин, А. Хачатурян, С. Хегай, Л. Акопова, М. Нахапетов, Т. Черничка, О. Мачератини, Э. Миркасимова, Д. Клинтон, Д. Шишкин и другие.

О финансировании конкурсов

Для того, чтобы вам давали деньги, вы должны быть приближенными к сильным мира сего — и у вас будут деньги. В свое время, когда мне хотелось найти финансирование и продолжить конкурс имени Рихтера — я считала, что это вообще очень нужное дело, — мне не могли достать денег. А конкурс был действительно уникальным, потому что у нас не было лимита возрастного.

На первом конкурсе выступал 70-летний пианист из Германии. И вообще было безумно интересно, и публика к этому отнеслась очень горячо. Потом это прекратилось — потому что не было денег.

В 2020-ом году в Казани пройдет конкурс имени Юрия Егорова. Егоров был очень хорошим, я бы даже сказала — более, чем хорошим, — замечательным пианистом. Кстати, он ученик Якова Израилевича. Егоров остался в Европе, и его нельзя было приглашать. Он скончался лет 20 назад, если не больше. И вот в Казани, откуда он родом, будет его конкурс. Слава Богу — нашли деньги. Нынешний конкурс будет не первым, и Слава Богу, что он будет! Потому что именно в этих регионах это нужно как воздух.

В Челябинске пройдет конкурс имени Станислава Нейгауза — тоже невозможно было достать деньги, с трудом нашли их. Такая несправедливость!

И конкурс Чайковского, который имеет столько денег, что просто я не знаю… Конкурса Скрябина нет — потому что нет денег. Конкурса Рахманинова нет — потому что нет денег.

Почему я назвала эти 2 города — Челябинск и Казань, особенно Челябинск, потому что Казань все-таки ближе к столице и, в общем, центр. Челябинск — это совсем и совершенно не музыкальная столица. Вы не представляете, как необходимы для этого региона вот такие события! Тамошние педагоги работают просто на энтузиазме, у них нет никаких денег. И они привозят работы своих учеников — можно с ума сойти, какой уровень! И какие они талантливые! Вот там нужны такие события.

Но у нас же ничего не понимают… — по-настоящему не понимают, что надо. И поэтому бьются эти люди, но их не будет потом. Биться как рыба об лед и не иметь никакого результата… очень сложно. Люди устают от этого, они не хотят больше этим заниматься. Музыка не исключение. У нас так происходит во всех отраслях.

О несправедливости в музыкальной среде

А можно ли прокормить себя музыкой? Это очень трудно сегодня, безумно сложно. У нас есть много несправедливостей. Например, кто-то хочет пригласить молодого исполнителя, но у него нет денег. И в этом же городе — с этими же организациями и людьми — приглашается кто-то, кто имеет большое имя, кому за один концерт платят как минимум 30 тысяч евро.

Первое, что я бы сделала сегодня — наложила запрет на это. Нельзя давать такие гонорары! Это несправедливо. Ведь есть очень много талантливых музыкантов — не только в России, в России очень много действительно невероятно талантливых молодых музыкантов. Очень много. Но они не могут никуда выехать, не могут поехать на конкурс — потому что у них нет денег.

Он выходит на сцену как гений

Я не была на концертах Курентзиса, но по телевизору слушала. Впечатление от него… не очень положительное.

Во-первых, мне вообще не нравятся такие типы, как он — даже как он относится, как он разговаривает. Это очень субъективно. Он, безусловно очень талантливый человек. Есть один момент. Когда он выходит на сцену (конечно, он личность — безусловно) — он выходит как гений. Уже первые шаги его на сцене — шаги гениального человека. Он в это так верит, что публика тоже верит.

Я согласна, что исполнителю это нужно. Особенно дирижеру — столько народу в оркестре, ты должен верить в то, что ты гениален, что ты можешь этих людей вместе собрать. Но когда ты выходишь…

Не знаю, может быть, я ошибаюсь. Может, я совсем несправедлива. Я не видела вживую, каким был Фуртвенглер, но то, что я видела в записи… Или тот же гениальный Карлос Клайбер — то, что он давал ощущать… Вы послушайте! Когда вы слушаете произведение, про которое знаете абсолютно все — и слышите, как будто в первый раз. Вот это и есть настоящее.

Сахаров

В 89-ом году был знаменитый Съезд народных депутатов. Трансляция по телевидению начиналась в 10. Я занималась со студентами дома с 8 до 10 (я не ходила в консерваторию), смотрела трансляцию до какого-то времени, затем был перерыв и вечернее заседание.

Я все помню! Каждый день. Более того, я находилась в состоянии какого-то невероятного восхищения, когда слышала, что они там говорили. Я прыгала от восторга: это говорят не на кухне, это по телевизору, на экране! Это на самом деле было невероятно. Я все помню.

Для меня главным героем Съезда был Сахаров, конечно. Хотя ему потом … — бедный Михаил Сергеевич — пальцем указывал: «Что Вы себе позволяете». Хотя я Горбачева очень уважаю. Очень. Он разрушил монстра, которого больше нет, слава Богу.

Выступление академика Сахарова на Первом Съезде народных депутатов СССР, 9 июня 1989 года

Амбиции: детей, родителей, педагогов

Потом: страшная амбициозность родителей и педагогов, которая наступила, наверное, лет 30 назад. С детства рекламировать своих детей, сажать с репетиторами, чтобы они учились музыке — а потом сразу же на конкурс их выпускать. Различные благотворительные фонды, толкающие себя в грудь, что они что-то делают, поддерживают молодых…Это я бы вовсе убрала — не только у нас, но и вообще во всем мире. Убрала, чтобы не травмировать маленьких несчастных детей, которые в 10-12 лет (или еще раньше) имеют успех. И они потом несчастные, я знала очень много таких случаев.

Был один пианист, грек — вдруг, как звезда, появился. Через 3 года он исчез. Поэтому амбиции — колоссальная проблема на сегодня, я считаю. И не только это.

Пианисты прошлого и пианисты настоящего

Главная причина победы виртуозности над индивидуальностью — сегодня очень много исполнителей, во всех специальностях. Очень выросла техника вообще. Но я должна сказать, что в начале XX века были непревзойденные виртуозы, возможно, еще лучше сегодняшних.

На сегодняшний день уже многие склоняются к тому, чтобы делать живые записи, а не студийные. Раньше ведь была совсем другая техника записи — без монтажа, записывали от начала и до конца. Старые записи — они все «живые», потом стали монтировать. Например, есть 20 вариантов одного и того же куска, который не получается, и можно выбрать лучший.

Не могу обсуждать, насколько сегодня возросла виртуозность… Каким гениальным был Хейфец! Ни одному скрипачу сегодня и не снилось — играть так, как играл Хейфец. А говорят, что тогда — так, а сегодня — так.

В целом… Просто количество, к сожалению, не переходит в качество. Исполнителей стало гораздо больше. И если раньше были проблемы со студентами, которые приходили в консерваторию и не могли технически справиться с какими-то элементарными вещами, то сейчас этого нет.

Вот сегодня и вчера у меня были мастер-классы в Рижской консерватории, меня спрашивали о состоянии исполнительского искусства. И как раз речь шла о том, что раньше, когда играли пианист или скрипач, мы узнавали их по почерку. А сегодня одно и то же произведение могут играть 4 человека, и вы не поймете, кто из них кто.

Три дня в августе

К Ельцину вначале я испытывала очень положительные чувства. Я вообще считаю, что он и демократы упустили момент после путча, когда они могли (речь идет об Августовском путче 1991 г. — прим. ред.). Потому что тогда было невероятное настроение в Москве.

В дни, когда это происходило, я была в Италии с моей дочерью. Мне звонили из Франции мои знакомые- журналисты и спрашивали, не хочу ли я остаться, не ехать обратно в Москву. Было очень напряженное состояние. Они могли что-то сделать все-таки.

Но могли бы… это сослагательное наклонение меня не интересует. Не сделали. Не получилось, то что должно было получиться.

Награды и признание[править | править код]

  • Лауреат VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959, 2 премия, серебряная медаль).
  • Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1961, 3 премия).
  • Лауреат II Международного конкурса имени Чайковского в Москве (1962, 3 премия, бронзовая медаль).
  • Лауреат IV Международного конкурса имени Р. Шумана в Цвиккау (1966, 1 премия, золотая медаль).
  • Народная артистка Грузинской ССР (1971).
  • Народная артистка СССР (1989).
  • Государственная премия Грузинской ССР им. Шота Руставели (1983).
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (1999) — за концертные программы 1995—1999 годов.
  • Премия Роберта Шумана (ГДР, 1976).
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» 4 степени (6.08.2007) — за большой вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
  • Орден Почёта (25.07.2013) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры, телерадиовещания, печати и многолетнюю плодотворную деятельность.
  • Президентский орден «Сияние» (Грузия, 2017) — за большой личный вклад, внесенный в развитие грузинского и мирового музыкального искусства и за заслуги перед Грузией, а также за плодотворную творческую, педагогическую и общественную деятельность.
  • Благодарность Президента Российской Федерации (12.04.2002) — за большой вклад в развитие музыкального искусства.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: