Сарти джузеппе (giuseppe sarti)

Сарти джузеппе (giuseppe sarti)

биография

Джузеппе Сарти, очень юный увлеченный музыкой, отправился в Падую , где изучал ее у отца Франческо Антонио Валлотти (который систематизировал теорию диссонанса ), затем в Болонью у знаменитого падре Мартини .

Вернувшись в родной город, он был назначен первым органистом в соборе , а затем в 1752 году , директор театра. Его первая опера , Il re pastore , была поставлена ​​в Пезаро в том же году.

В конце 1753 года Джузеппе Сарти был приглашен в Копенгаген и получил задание возглавить труппу Пьетро Минготти . В14 октября 1754 г.его опера « Антигоно» создается в датской столице . Его оперы ( Vologeso , Antigono , Ciro Riconosciuto ) понравились королю Фридриху V , который назначил его мастером придворной капеллы , а затем директором итальянской оперы. Он пробудет в Дании двенадцать лет и сочинит там около сорока сценических произведений. Когда итальянская опера закрылась (в 1763 г.), он был назначен директором придворной музыки.

В году во время поездки в Италию для найма певцов смерть Фридриха V внезапно изменила его положение. Потеряв свой пост в Копенгагене , Сарти был нанят маэстро ди коро в консерваторию Пьета в Венеции , где он оставался в течение двух лет (с 1766 по 1768).

В 1769 году он уехал в Лондон , где ему удавалось выжить, только давая уроки.

В 1770 году он вернулся в Копенгаген и возобновил свои обязанности директора Королевской часовни до 1775 года .

В году Джузеппе Сарти вернулся в Италию и поселился в городе Дожей со своей женой, певицей Камиллой Пасси .

В 1779 году он выиграл конкурс на пост хормейстера Миланского собора перед Джованни Паизиелло , который в то время был хормейстером русской царицы Екатерины II . Он выполнял эту функцию до 1784 года, а во время своего пребывания в столице Ломбардии у Луиджи Керубини был учеником .

В Январь 1781 г.Премьера его оперы « Джулио Сабино» состоялась на сцене театра Сан-Бенедетто в Венеции на карнавале.

Русский двор культивировал музыку и оперу, приглашая итальянских композиторов, первым из которых был Франческо Аража . Сам Джузеппе Сарти был приглашен в российский императорский двор в 1784 году , как это было ранее с Бальдассаре Галуппи , Томмазо Траэтта и Джованни Паизиелло , и, как это будет после него, с Доменико Чимарозой и Висенте Мартином-и-Солером , испанцами по происхождению. , но в душе итальянский.

Во время своего путешествия, чтобы приступить к исполнению своих обязанностей директора Императорской капеллы в Санкт-Петербурге , он на некоторое время остановился в Вене , где был принят императором Иосифом II . Там он встретил Моцарта , который ценил его музыку, хорошо известную в австрийской столице, где его оперы восторжествовали в Бургтеатре .

В Санкт-Петербурге создан, вЯнварь 1786 г.его Armida e Rinaldo после премьеры его Armida Abbandonata в Копенгагене. Интриги примадонны Луизы Тоди отдалили его от Екатерины II. Затем Сарти поступил на службу к князю Потемкину , фавориту царицы, за которым он будет следовать даже во время своей кампании против турок  ! После смерти Потемкина в году и периода преподавания в 1793 году он вернулся к своим обязанностям придворного композитора. Убийство царя Павла I — го в 1801 году , сделал его , наконец , покинуть Россию .

Во время своего обратного путешествия в Италию, во время остановки в Берлине , он скончался28 июля 1802 г..

Работает

Лирическая музыка
  • Опера пастора , (1752)
  • Опера, Иль Вологезо , (1754)
  • Антигоно , опера, (1754)
  • Чиро риконошуто , (1755)
  • Арианна и Тезео , опера, (1756)
  • Анагильда , опера, (1758)
  • Армида аббандоната , опера, (1759)
  • Ахилл в Скиро , опера, (1759)
  • Андромака , опера, (1759-1760)
  • Филиндо , опера, (1760)
  • Дидона аббандоната (1762 г.)
  • Гран Тамерлано (1764)
  • Виллан-гелозия (1776 г.)
  • Медонте, ре ди Эпиро (1777)
  • Джулио Сабино , опера, (1781)
  • Fra i due litiganti il ​​terzo dildo , опера, (1782)
  • Гли Аманти Консолати , опера (1784)
  • Армида и Ринальдо , опера (1786)
  • Энеа нель Лацио , опера (1799)
Инструментальная музыка
  • Сонаты для клавесина и других инструментов (тематический каталог Сатта)
    • S. I: 1 Соната ре мажор для клавесина и скрипки или флейты (факсимильное издание, SPES 1989)
    • S. I: 2 Соната ре мажор для скрипки и клавесина
    • S. I: 3 Соната ми минор для клавесина и скрипки или флейты (факсимильное издание, SPES 1989)
    • S. I: 4 Соната соль мажор для клавесина и скрипки или флейты (факсимильное издание, SPES 1989)
  • Сонаты для клавесина, органа или фортепиано (тематический каталог Сатта)
    • S. II: 1 Соната до мажор для клавесина (современное издание, Ricordi 1979)
    • S. II: 2 Соната для клавесина ре мажор (современное издание с факсимиле, Esarmonia 2008)
    • S. II: 2а Соната для органа ре мажор (современное издание с факсимиле, Esarmonia 2009)
    • S. II: 3 Соната для клавесина ре мажор (современное издание с факсимиле, Esarmonia 2008)
    • S. II: 4 Соната для клавесина ре мажор (современное издание с факсимиле, Esarmonia 2008)
    • S. II: 5 Соната для клавесина ре мажор (современное издание с факсимиле, Esarmonia 2009)
    • С. II: 6 Соната для клавесина ре мажор (незаконченная рукопись)
    • S. II: 7 Соната ми-бемоль мажор для клавесина (современное издание с факсимиле, Esarmonia 2009)
    • S. II: 8 Соната для клавесина фа мажор (современное издание, Eurarte 2002)
    • S. II: 9 Соната соль мажор для клавесина (современное издание, Ricordi 1979)
    • S. II: 10 Соната соль мажор для клавесина (современное издание, Ricordi 1979)
    • S. II: 11 Соната для клавесина соль мажор (современное издание, Eurarte 2002)
    • S. II: 12 Соната для клавесина соль мажор (современное издание с факсимиле, Esarmonia 2008)
    • S. II: 13 Соната для клавесина соль мажор (современное издание с факсимиле, Esarmonia 2008)

Ученики

Сарти занимает одно из почётных мест в русской музыкальной культуре конца 18 в. как создатель вокально-инструментальных сочинений и произведений для хора a cappella (в т. ч. на церковнославянские тексты), оказавших влияние на его предполагаемых учеников – А. Л. Веделя, Л. С. Гурилёва, С. И. Давыдова, С. А. Дегтярёва, Д. Н. Кашина, П. И. Турчанинова. Может быть, лично кто-то из них занимался Сарти как, например Дегтярев и Кашин. Кстати трое из названных русских композиторов — Дегтярев, Гурилев и Кашин — были крепостными Шереметьева, Орлова и Бибикова, из чего мы можем сделать вывод, что Сарти бывал в этих домах, посещал эти усадьбы, имения и был весьма обласкан хозяевами.

Известно, что в Италии у Сарти из учеников был только Луиджи Керубини. Творчество Сарти стало образцом профессионализма для молодой композиторской школы России; он сформировал монументальный оркестровый стиль, ставший характерным для русской музыки рубежа 18–19 вв. Учёный музыкант, мастер контрапункта, Сарти изучал др.-греч. ладовую систему, интересовался русской подголосочной полифонией.

Биография

Прибыв в Копенгаген в 1753 году, Сарти быстро завоевал признание при дворе короля Фредерика V, двумя годами позже получив должность королевского капельмейстера (и возглавив таким образом Датский Королевский оркестр); Сарти также давал уроки музыки кронпринцу, будущему Кристиану VII. В 1765 г. Сарти отправился в Италию, чтобы обеспечить копенгагенскую труппу новыми исполнителями, однако последовавшая смерть Фредерика V сделала его возвращение сомнительным, и в 1766 году он возглавил хор одной из венецианских консерваторий. Затем, однако, новое правительство Дании подтвердило полномочия Сарти, и в 1768 году он вернулся в Копенгаген, где проработал ещё семь лет, закончившихся, однако, банкротством итальянской оперной труппы в 1772 г. и судебным решением 1775 года, предписывавшим композитору покинуть страну. За годы работы в Дании Сарти написал и поставил не только ряд итальянских опер, наиболее заметная из которых — «Покинутая Дидона» (итал. Didone abbandonata, 1762), но и несколько зингшпилей с датским либретто.

По завершении датского периода своей карьеры Сарти в 1775—1779 гг. возглавлял одну из венецианских консерваторий, а затем при посредничестве Джованни Паизиелло получил должность музыкального руководителя Миланского кафедрального собора. Одновременно он не прекращал оперного творчества, написав в Италии несколько наиболее известных своих опер: «Деревенская ревность» (итал. Le gelosie villane; 1776), «Ахилл на Скиросе» (итал. Achille in Sciro; 1779), «Юлий Сабин» (итал. Giulio Sabino; 1781) и особенно «Двое ссорятся — третий радуется» (итал. Fra i due litiganti il terzo gode; 1782); эта последняя была два года спустя с огромным успехом поставлена в Вене, и ария из неё была использована Вольфгангом Амадеем Моцартом, с которым Сарти встречался в Вене, в сцене ужина в финальном акте оперы «Дон Жуан». В Милане у Сарти учился Луиджи Керубини.

В 1801 году Сарти вышел в отставку и отправился в Италию, но умер по дороге в Берлине.

Редакции

  • ДЖУЗЕППЕ САРТИ, Джулио Сабино, ristampa anastatica del facsimile dell’edizione di Vienna , Болонья, Форни , (Bibliotheca musica Bononiensis, sezione IV, n. 128).
  • ДЖУЗЕППЕ САРТИ, VI , сонатируйте соло-траверсьеро и бассо континуо. Париж, sd / III соната для цембало со скрипкой или концертным траверсом. Amsterdam sd, Firenze, SPES 1989 (Archivum Musicum: Flauto Traversiere, 17).
  • ДЖУЗЕППЕ САРТИ, Ciro riconosciuto, факсимиле a cura di Piero Mioli , Firenze, SPES 2002.
  • ДЖУЗЕППЕ САРТИ, Due sonate inedite per clavicembalo (o pianoforte), a cura di R. Satta , Varenna (LC), Eurarte 2002 (Rarità Musicali).
  • ДЖУЗЕППЕ САРТИ, Характерная соната «Джулио Сабино и Эппонина», op. 1, cura di R. Satta , Varenna, Eurarte 2002 (Rarità Musicali).
  • ДЖУЗЕППЕ САРТИ, Quattro sonate inedite per clavicembalo (органо о фортепиано), a cura di R. Satta (con факсимиле) , Капуя (CE), Esarmonia 2008.
  • ДЖУЗЕППЕ САРТИ, Sonata per clavicembalo (органо или фортепиано) in sol maggiore, a cura di Roberto Satta (con факсимиле) , Капуя (CE), Esarmonia 2008.
  • ДЖУЗЕППЕ САРТИ, Соната in mi bemolle maggiore per clavicembalo (органо о фортепиано), a cura di Roberto Satta (con факсимиле) , Капуя (CE), Esarmonia 2009.
  • ДЖУЗЕППЕ САРТИ, Due sonate per clavicembalo (органо или фортепиано), a cura di Roberto Satta (con факсимиле) , Капуя (CE), Esarmonia 2009.
  • ДЖУЗЕППЕ САРТИ, Ария Кесто, основная часть этой донаи далл’операционной буффы Gli amanti consolati for soprano e pianoforte, a cura di Roberto Satta , Capua (CE), Esarmonia .
  • РОБЕРТО САТТА, Le sonate per clavicembalo o forte piano di Giuseppe Sarti , «Studi e documentazioni — rivista umbra di musicologia», XXI / 2, 2002, стр. 23–63.
  • РОБЕРТО САТТА, Intorno a Giuseppe Sarti. Международные студенческие занятия , «Studi e documentazioni — rivista umbra di musicologia», XXI / 2, 2002, стр. 88–90.
  • РОБЕРТО САТТА, L’epoca dello stile galante , «Studi e documentazioni — rivista umbra di musicologia», XXII / 2, 2003, стр. 3–42.
  • РОБЕРТО САТТА, Le sonate per tastiera di Giuseppe Sarti: catalogo tematico , «Fonti Musicali italiane», XIII, 2008, стр. 93–116.
  • РОБЕРТО САТТА, Джузеппе Сарти. La vita e l’opera, «Studi e documentazioni — rivista umbra di musicologia», XXVIII / 1, 2009, стр. 25–42.
  • АЛЬБИНО ВАРОТТИ, L’ambiente in cui operò Giuseppe Sarti musicista europeo. Примечание к примечанию, «Studi e documentazioni — rivista umbra di musicologia», XXVIII / 1, 2009, стр. 43–54.

Опера

В 1752 году он поставил свою первую задокументированную оперу Il re pastore (поскольку дата Помпео в Армении не определена). В 1753 году Сарти отправился в Копенгаген с Пьетро Минготти, а в 1755 году король Дании Фридрих V назначил его Хофкапельмейстером и директором оперы. Здесь он произвел свой Ciro riconosciuto .

В 1765 году он отправился в Италию, чтобы привлечь новых певцов; Между тем смерть короля Фридриха на время положила конец его помолвке. В 1766 году он был назначен хормейстером в Ospedale della Pietà в Венеции и занимал эту должность до 1767 года. В 1769 году он уехал в Лондон , где мог выжить, только давая уроки музыки. В 1779 году он был избран маэстро ди капелла в Миланском соборе , где оставался до 1784 года. Здесь он проявил свое истинное призвание композитора, помимо как минимум двадцати своих самых успешных опер, огромного количества духовной музыки для собора. и воспитал множество умных учеников, самым выдающимся из которых был Керубини . В 1784 году Сарти был приглашен императрицей Екатериной II в Петербург . По пути он остановился в Вене, где император Иосиф II принял его с особой благосклонностью, во многом благодаря его опере Fra i due litiganti il ​​terzo gode , и где он познакомился с Моцартом . Он прибыл в Санкт-Петербург в 1785 году и сразу же стал руководить оперой, для которой он написал много новых пьес, помимо очень яркой духовной музыки, в том числе Te Deum к победе Очакова , в которой он представил стрельбу настоящими. пушки. Сарти основал Русскую консерваторию музыки в 1793 году. Он оставался в России до 1801 года, когда его здоровье было настолько ослаблено, что он попросил разрешения вернуться. Император Александр уволил его в 1802 году с щедрой пенсией; Дворянские грамоты ему вручила императрица Екатерина. Самыми успешными его операми в России были « Армида и Ринальдо» и «Начало правления Олега», либретто для последней из которых написала сама императрица. Сарти умер в Берлине на обратном пути.

Опера Сарти « Fra i due litiganti il ​​terzo gode » увековечена Моцартом, который ввел ее дух в сцену ужина в « Дон Жуане» .

Творческое наследие

Оратории

Так складывается судьба у Сарти, что ему дают заказы на сочинение больших композиций в ораториально-кантатном жанре. Это были кантаты или даже, как они точнее называются, оратории, «Да воскреснет Бог», «Слава во вышних Богу» и Te Deum — «Тебе Бога хвалим», которые были связаны либо с победами русского войска над Турцией или какими-то другими победами, либо с памятными датами императорской семьи — восхождением на престол-коронацией, или рождением очередного наследника. В целом получается, что 18 лет его пребывания в России Сарти создал около 27-и ораторий. Это сочинения грандиозные, масштабные, монументальные — такие как «Господи, воззвах к Тебе» (иногда эта оратория называется по-другому — «Да воскреснет Бог»). Они требовали и двойной состав хора и двойной состав оркестра, роговой оркестр, который, как мы знаем из источников, порой доходил дор 70-и исполнителей. Кроме того, здесь же привлекались и специалисты по пиротехнике, потому что был фейерверк, были канонады и был колокольный звон.

Церковная музыка

Сарти писал и церковную музыку по заказу. Причем, также как и предыдущие композиторы, как и Галуппи, как и Траэтта он русского языка не знал и не выучил его, он писал по подстрочнику. Известно, что у него есть православные литургии и также много отдельных песнопений, в т.ч.:

  • одиннадцать духовных концертов, из которых четыре были изданы, а два хранятся в рукописи;
  • восемь песнопений одночасных, которые тоже были изданы или хранятся в рукописях.

Всего если брать церковную музыку Сарти на православные тексты, то есть в православной традиции, тоже было сочинений около тридцати. Из них к середине 1990-х исполнялась только «Херувимская» Сарти мужским квартетом под руководством Игоря Воронова.

Опера

Единственным прикосновением Сарти к оперному жанру за годы службы у Потемкина стали хоры к пьесе «Начальное управление Олега». Всегда считалось, что Олег был задуман Екатериной Второй (а именно она была автором пьесы) в качестве сценического назидания старшему внуку Александру на тему: как управлять Россией. Но еще очевиднее, что пьеса отражает «Греческий проект» императрицы. Она хотела ни много, ни мало, как воссоздать Греческую империю (уменьшенное издание Византийской) и посадить на ее престол в Константинополе своего среднего внука Константина. В пьесу вошло основание Москвы (на 250 лет раньше реальной даты), поход на Киев, взятие Царьграда, знаменитый щит, прибитый к его вратам, атлетические игры на ипподроме в честь Олега-победителя, клятва побежденного императора Леона в вечном мире. Триумф Олега завершался представлением эврипидовой «Альцесты».

Всю «царьградскую» часть сопровождают хоры. Первый хор — славящий Россию марш (через 36 лет его будут играть на коронации Николая Первого, младшего из внуков Екатерины, и теперь мы понимаем, почему), второй в нежных тонах воспевает благодеяния вечного мира, а вот третий, характерно, выражает мысль, что войны предохраняют народы от загнивания. Сделано это весьма искусно. Музыкальными средствами изображено застойное болото. Как пишет музыковед Иванов-Борецкий, энгармоническая модуляция из фа-мажора в ми-минор и унисоны на слова отвратительные пресмыкающиеся крайне выразительны. Последующие хоры относятся к отрывку из «Альцесты» и выдержаны в греческом духе. Вне контекста времени кажется странным, почему признанному маэстро Сарти не было поручено сочинение всей музыки к Олегу, почему работа досталась трем композиторам, в том числе довольно слабому Канноббио. В контексте все понятно. Представление Олега было толстым политическим намеком, адресованным дипкорпусу, особенно австрийскому послу Эстергази, и приурочивалось к строго определенному сроку. Один композитор мог не успеть.Александр Албычев на TAdviser SummIT — об эволюции ИТ-ландшафта и пяти приоритетах цифровизации Казначейства 34.1 т

Наряду с Карло Канноббио, соавтором Джузеппе Сарти, был Василий Алексеевич Пашкевич, русский композитор. Для «Начального управления Олега» Василий Пашкевич сочинил женские свадебные хоры.

«Начальное управление Олега» было поставлено в октябре 1790 года с невиданной роскошью. Кроме придворных актеров и певчих, участвовали музыканты Преображенского полка, а рядовые были статистами. 1 ноября Екатерина писала Потемкину в Бендеры:

Создание петербургского камертона

Измерив с помощью физического опыта строй петербургского Придворного оркестра (который был значительно выше камертона Дж. Шора), Сарти в 1796 предложил соответствующий ему эталон строя – т. н. петербургский камертон («ля» 1-й октавы – 436 Гц); он был введён в России и использовался до 1885.

прием

Вольфганг Амадей Моцарт цитирует мелодию из комической оперы Сарти Fra due litiganti il ​​terzo gode в качестве духовой музыки в сцене за столом в финале второго акта « Дон Жуана» вместе с мелодией, которая также стала популярной из его собственного Le nozze. Фигаро и третья оперная мелодия, известная в то время Висенте Мартином и Солером .

Из его опер следует упомянуть следующие: «Вильгельская жительница» , « Джулио Сабино» (1781 г.) и «Ночь Дорины» . Джулио Сабино достиг необычайного успеха в спектакле в Вене в 1785 году, в котором приняли участие знаменитый кастрат Луиджи Маркези в роли Сабино и Катарина Кавальери в роли Эппонины . Антонио Сальери процитировал некоторые цифры из популярной оперы в своей оперной сатире Prima la musica e poi le parole . Пианист и композитор Джозеф Сарди также опубликовал свою программную сонату op.1 (с подзаголовком Sonata caratteristica ) Giulio Sabino ed Epponina для скрипки и фортепиано ми мажор в венском издательстве Artaria , которое также цитирует некоторые номера из оперы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: