Хроматическая гамма

Гаммы на гитаре для начинающих. как правильно играть гаммы

Использование хроматической шкалы в музыке

Слово «хроматика» происходит от греческого слова, обозначающего цвет — «chroma». Хроматические ноты можно использовать для придания музыке пикантности и разнообразия, если, конечно, не переусердствовать.

Добавляя хроматизм в свою музыку или в свои концертные выступления, попробуйте использовать часть хроматической гаммы, чтобы попасть между двумя нотами основной мелодии.

Здесь представлены две версии Twinkle Twinkle Little Star. Сначала звучит основная мелодия, а затем хроматически измененная. Возможно, это не лучший пример с точки зрения уличного авторитета, но вы поймете суть!

Ваш браузер не поддерживает

элемент.

Экспериментируя с использованием хроматических гамм в своей игре и музыке, вы поймете, какие хроматические ноты лучше всего сочетаются с теми или иными изменениями аккордов.

В качестве примера можно привести пьесу в тональности G, в которой мелодия играет
B-A-A-C-D
, а аккордовая прогрессия — от D7 (аккорд V7) до G (аккорд I).

Вот как это звучит само по себе:

Ваш браузер не поддерживает

элемент.

Для придания мелодии некоторого напряжения можно использовать хроматическую ноту, чтобы перейти от C к D, и теперь вы будете играть
B-A-A-C-C#-D
в той же аккордовой прогрессии.

Вот как звучит эта новая версия:

Ваш браузер не поддерживает

элемент.

Если только вы не хотите добиться безумного, сумасшедшего эффекта, старая поговорка
«меньше — значит больше
» верна, когда речь идет о добавлении хроматизма в музыку.

Значение гамм для исполнителя

Как уже было сказано выше, гаммы позволят вам свободно импровизировать внутри любой из тональностей. Это особенно удобно, если на сцене вы вдруг сбиваетесь во время исполнения песни, и не можете найти нужный фрагмент вашего соло. Зная гаммы вы, вместо того, чтобы застопориться, просто начинаете играть что-то другое, и возвращаетесь в нужный отрезок.

Кроме того, нередко случается так, что композиция видоизменяется внутри выступления. Вы можете на эмоциях сыграть больше квадратов песни, чем надо, и тогда вам будет гораздо проще заполнить это пространство модуляциями и сольными партиями.

Виды гамм

Как мы сказали, гаммы могут быть мажорными и минорными, но также они бывают разных видов. Чем выше мастерство исполнителя, тем более сложный вид ему по зубам. Начнем с простого.

Прямая гамма

Итак, самый простой вид гаммы – прямой. Руки играют параллельно вверх и вниз одни и те же ноты, с дистанцией в одну октаву.

Как вы видите, первый палец в правой руке равен пятому пальцу в левой.

Это, пожалуй, самая первая сложность с которой вы столкнетесь. Перекладывание пальцев в левой и правой руке происходит не синхронно — это может стать проблемой на ранних этапах разучивания гамм.

Расходящаяся гамма

Следующий вид гаммы – расходящийся. Это такое упражнение, когда руки играют гамму в разные стороны. Изолированно расхождение не играют, ну разве что для тренировки. Расходящаяся гамма содержит в себе и параллельное и расходящееся движение. Вот как это выглядит и звучит в тональности До-мажор:

Гамма в терцию

Гамма в терцию — такой вид гаммы, когда правая рука начинает гамму с терцового тона, а левая с основного. Например, в гамме «До мажор в терцию», правая рука начнет свой путь с ноты Ми, а левая с ноты До. Руки при этом находятся в одной октаве.

Гамма в сексту

Гамма в сексту, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с основного тона, а левая с терцового. В нашей любимой тональности До-мажор, правая рука начнет гамму с ноты До, а левая с ноты Ми.

Гамма в дециму

Гамма в дециму, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с терцового тона, а левая с основного. Но эти звуки располагаются через октаву. В гамме До-мажор правая рука начнет движение с ноты Ми, а левая с ноты До.

Как правильно играть гаммы

Первое и самое важное условие — всегда играйте под метроном! Все ваши ноты должны иметь правильную длительность, иначе вы привыкнете играть криво и в дальнейшем придется переучиваться. Да и правильная игра развивает не только ваш слух, но и чувство ритма

Также обратите внимание на то, что диатонические гаммы имею одну и ту же аппликатуру на грифе. Просто в зависимости от тональности ее нужно двигать влево или вправо

Например, вы знаете аппликатуру гаммы ля-минор. Подвиньте ее на 2 лада вправо и вы получите гамму си-минор. Таким же образом, можно получить и другие. И не забывайте про параллельные гаммы. Например, для ля-минора это до-мажор. Таким образом, заучив одну аппликатуру, вы как минимум знаете две! Зная это, учить гаммы вам будет намного проще.

Отличное видео про гаммы:

Зачем учить гаммы

Это вопрос задавал себе и я. На самом деле все просто — чтобы свободно ориентироваться на грифе гитары. Это даст вам возможность без труда импровизировать под неизвестный трек, а также сочинять красивые мелодии.

А может быть такой случай, что вы забыли часть своей партии на концерте. Что делать? Если вы хорошо выучили гаммы, то ошибиться в выборе ноты вам будет намного труднее. Ведь у вас появилась некая «чуйка», куда ткнуть, чтобы извлечь нужный звук. Учите гаммы, чтобы развить музыкальный слух.

Как заниматься

  1. Играйте гамму диапазоном в 1-2 октавы.
  2. Доведите до автоматизма сперва одну, а затем другую руку. Только потом соединяйте.
  3. Играйте пробежками — 2 ноты медленно, 4 быстро. На тонике «висим» долго, остальные клавиши играем быстро.
  4. Чтобы добиться четкости артикуляции поставьте кисть руки на стол так, как она у вас должна лежать на пианино. По очереди «играйте» каждым пальцем по столу, пока не добьетесь одинакового стука. На пианино играйте пунктирным ритмом.

Отличная статья114Бесполезная статья11

Надеюсь, теперь вы поняли что такое гаммы, каких видов они бывают и как их играть. Начинайте с простого, постепенно усложняйте и вы добьетесь успеха. Не в коем случае не играйте через не могу. Если чувствуете, что руки устали — отдыхайте. У вас все получится, главное хотеть и заниматься регулярно! Не откладывайте на завтра, начните прямо сейчас.

Надеюсь, статья оказалась вам полезной и теперь вы знаете, что такое гаммы и какими они бывают. Если вопросы все же остались, буду рад ответить на них — пишите в комментарии. Подписывайтесь на ютуб-канал и вступайте в группу , где много интересного!

А теперь послушайте трансцендентный этюд Ференца Листа «Дикая охота». Исполняет Борис Березовский

https://youtube.com/watch?v=McUQ7aj2E5g%3F

11 Арпеджио

11 арпеджио я вынес в отдельную главу, потому что это очень интересное и красивое упражнение. Из названия понятно, какой вид техники оно развивает. Но в отличии от обычных гамм и арпеджио, это упражнение наполнено смыслом. Послушайте как красиво оно звучит:

Из чего состоят 11 арпеджио:

Арпеджио 1 — это мажорное трезвучие

Арпеджио 2 — минорное трезвучие

Арпеджио 3 — мажорный секстаккорд

Арпеджио 4 — минорный секстаккорд

Арпеджио 5  — мажорный квартсекстаккорд

Арпеджио 6 — минорный квартсекстаккорд

Арпеджио 7 — доминантсептаккорд

Арпеджио 8 — квинтсекстаккорд

Арпеджио 9  — терцквартаккорд

Арпеджио 10 — секундаккорд

Арпеджио 11 — уменьшенный септаккорд

Аппликатуры гамм на гитаре

Примеры популярных гамм на гитаре

Наиболее популярными для гитары являются до мажор и ля минор. Они просты в игре и служат основой для начинающих игроков.

Их можно играть на одной струне, опускаясь на лад, или на нескольких струнах, создавая плавный переход.

Другие гаммы, которые обычно играют на гитаре: до-мажор, ми-мажор, фа-мажор, соль-мажор, соль-минор, ре-минор, ми-минор и си-минор.

Гамма до — мажор

Она является диатонической. Тональность соответствует своему названию.

Прежде всего, попробуйте сделать это самостоятельно, следуя схеме: тон — тон — полутон — тон — тон — тон — полутон.

Как только вы поймете принцип, вы сможете ознакомиться с часто используемыми вкладками.

В гаммах существует понятие удерживаемых ступеней, то есть нот, которые при одновременном исполнении образуют тональный звук. В данной форме это ступени 1, 3 и 5. Они одинаковы для каждой клавиши этой шкалы.

Чтобы сыграть до-мажор, используется 5 позиций:

  1. Опора на 7 лад с последовательной игрой нот.
  2. Играется на 3 лада ниже, схема похода на 1 тип.
  3. Основа — первый лад. Это простейшая схема.
  4. Первые ноты данной схемы – последние в предыдущей.
  5. Начало в четвертом ладу, а окончание – возврат к первому боксу.

Гамма ля минор

Это параллельный ключ к до мажору. Они содержат одни и те же ноты в каждой из этих шкал.

Ля — минор строится по образцу всех минорных гамм: тоника — тон — тон — тон — полутон — тон — полутон — тон — тон — тон — тон — тон — тон.

  1. Начало – седьмой лад, окончание — десятый
  2. Первая нота – 10-й лад.
  3. Начинается с нулевого лада;
  4. От третьего – до пятого лада.
  5. С пятого по седьмой лады.

Также можно создать гармонический ля-минор: седьмая степень повышается до соль-диез или ля-бемоль.

Зачем нужно играть гаммы

Сколько недовольства вокруг этого упражнения! Ученикам музыкальных школ непонятно, зачем ежедневно повторять эти нудные упражнения? Тем, кто вынужден их слушать – семье музыканта, а также соседям сверху и снизу – очень надоедает монотонное повторение одних и тех же звуков. Ведь гораздо приятнее, когда играют какую-нибудь пьесу, где есть мелодия и настроение.

Гаммы — основа основ, как алфавит в письме или таблица умножения в математике. И никто не возмущается, что их надо выучить наизусть! Ведь не зная буквы не получится писать, а не умея перемножать и складывать простые числа вы будете иметь трудности даже когда расплачиваетесь в магазине.

Однако гаммы для фортепиано недостаточно выучить и просто запомнить. Их нужно повторять ежедневно, добиваясь автоматизма и беглости пальцев. Ведь это – необходимое упражнение которое держит в тонусе аппарат пианиста. Как разминка для спортсмена или танцора. Но играя гаммы и доводя их до совершенства, вы открываете перед собой врата в мир удивительной красоты — мир этюдов Шопена, Листа, Рахманинова и других композиторов.

Приоткрою для вас одну створку этих врат и познакомлю с этюдом Ре-мажор Феликса Блуменфельда.

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/12/Феликс-Блуменфельд-Этюд-в-ре-мажоре-Соч.29-№1.mp3
Этюд что надо114Слишком быстро11

Аппликатура

Чтобы научиться играть гаммы, нужно выбирать правильную аппликатуру. Поэтому для начала пронумеруем пальцы рук. Большой палец – первый, мизинец – пятый.

Такая нумерация пальцев принята на тех инструментах, где участвуют все 10 пальцев. Гитаристы, например, в левой руке при игре используют только 4 пальца – большой не участвует. Так что их нумерация выглядит по-другому. Для начинающих музыкантов во всех нотных текстах прописывается порядок пальцев. Он называется аппликатурой. Номер пальца, которым играется каждая нота, указывается цифрой над или под ней. Взгляните:

Питч-рациональные настройки

Пифагорейский

Наиболее распространенной концепцией цветовой шкалы до XIII века была пифагорейская цветовая шкала («Игра»), в которой двенадцать полутонов имеют два немного разных размера из-за разной техники настройки. Поэтому весы не являются идеально симметричными. Многие другие системы настройки, разработанные в последующие века, имеют подобную асимметрию.

В пифагорейском резонансе (т.е. Только 3-премиальное интонирование ) хроматическая гамма настроена следующим образом, в точных пентадах от G ♭ до A♯, с центром на D (выделено жирным шрифтом) (G ♭ -D ♭ -A ♭ -E ♭ -B ♭ -FDG- D-AEBF♯-C♯-G♯-D♯-A♯) с диезами над их гармоническими плоскостями (центы округлены до одного десятичного знака):

C D ♭ C♯ D E ♭ D♯ E F G ♭ F♯ G A ♭ G♯ A B ♭ A♯ B C
Шаг. Фактор 1 ⁄243 ⁄2048 ​⁄8 ⁄27 ⁄16384 ⁄64 ​⁄3 ⁄729 ⁄512 ​⁄2 ⁄81 ⁄4096 ⁄16 ​⁄9 ⁄32768 ⁄128 2
Центы 90,2 113,7 203,9 294,1 317,6 407,8 498 588,3 611,7 702 792,2 815,6 905.9 996.1 1019.6 1109.8 1200

где ⁄ 243 — диатонический синус (пифагорейский голод ), а ⁄ 2048 — хроматический синус (пифагорейский крест ).

Хроматическая гамма в пифагорейской настройке может быть преобразована в настройку 17-EDO (P5 = 10 ступеней = 705,88 центов).

Просто интонация

В чистой 5-пятой интонации интенсивная хроматическая шкала Птолемея выглядит следующим образом, со ступенями над их гармоническими делениями и новыми нотами между E — F и B — C (значения центов округлены до одного десятичного знака):

C C♯ D♭ D D♯ E♭ E E♯ / F ♭ F F♯ G♭ G G♯ A♭ A A♯ B♭ B B♯ / C ♭ C
Коэффициент наклона 1 ⁄24 ⁄15 ​⁄8 ⁄64 ​⁄5 ​⁄4 ⁄25 ​⁄3 ⁄18 ⁄25 ​⁄2 ⁄16 ​⁄5 ​⁄3 ⁄72 ​⁄5 ​⁄8 ⁄25 2
Центы 70,7 111,7 203,9 274,6 315,6 386,3 427,4 498 568,7 631,3 702 772,6 813,7 884,4 955 1017,6 1088,3 1129,3 1200

Дроби ⁄ 8 и ⁄ 9, ⁄ 5 и ⁄ 27, ⁄ 4 и ⁄ 64, ⁄ 3 и ⁄ 20 и многие другие пары взаимозаменяемы по мере смягчения ⁄ 80 (синтетическая запятая ).

Резонанс можно легко аппроксимировать резонансом 19-EDO (P5 = 11 ступеней = 694,74 цента).

Незападные культуры

Древнекитайская шкала цветов называется Shí-èr-lǜ. Однако не следует полагать, что эта шкала когда-либо функционировала как шкала, и неправильно говорить о «китайской шкале цветов», как это делают некоторые западные авторы. Серия из двенадцати тонов, так называемые двенадцать lui, была просто серией фундаментальных тонов, из которых можно было построить шкалы». Однако, с точки зрения тональной музыки, хроматическая шкала не является самостоятельной шкалой, а «производна» от диатонической, что делает западную хроматическую шкалу серией фундаментальных тонов, из которых также могут быть построены шкалы.

  • Атональность
  • Двенадцатитоновая техника
  • Музыка 20 века # Классика
  • «Всю ночь» (песня Коула Портера)
  • «Хиказ Хюмаюн Саз Семайси »- турецкая песня, подчеркивающая отличия от шкалы из двенадцати полутонов

Как играть гаммы на гитаре

Самое главное – играть под метроном.От вас требуется четко выставлять акценты во время игры в сильную долю, чтобы лучше прочувствовать ритм. Еще хорошим вариантом будет играть, и записывать риффы внутри тональности, и потом уже играть гаммы под них. Таким образом, вы сможете свободно импровизировать и учиться уже играть соло-партии, а не просто проигрывать отдельные боксы.

Кроме того, попробуйте играть гаммы дуолями, триолями и другими ритмическими рисунками. То есть, за один удар метронома вам надо проиграть ноту два раза, три, или больше. Это сильно ускоряет руку и учит привыкать к нечетным и ломаным размерам.

Гаммы табы GTP

В этом разделе вы найдете табулатуры к разным видам гамм, многие из них представляют собой упражнения и разные вариации исполнения стандартных гамм

Однако еще раз акцентируем внимание, что проще всего выучит боксы, и запомнить, какой начинается от какого лада. После этого вы по факту выучите все гаммы, вам останется только двигать их вниз по грифу

  1. Algerian Traditional Music Scales.gp4 – Скачать (6 Kb)
  2. Hromaticheskaya_gamma_oktavyi.gp5 – Скачать (2 Kb)
  3. Major Scale Positions.gp3 – Скачать (9 Kb)
  4. Scales and Arpeggios — B SCALES.gp3 – Скачать (1 Kb)
  5. Scales and Arpeggios — C SCALES.gp3 – Скачать (1 Kb)
  6. Scales and Arpeggios — D SCALES.gp3 – Скачать (1 Kb)
  7. Scales and Arpeggios — E Aeolian.gp3 – Скачать (1 Kb)
  8. Scales and Arpeggios — E SCALES.gp3 – Скачать (1 Kb)
  9. Scales and Arpeggios — Gb-F#.gp3 – (1 Kb)
  10. Scales and Arpeggios — Lots Of Scales in C.gp3 – Скачать (2 Kb)
  11. Scales and Arpeggios — Modes.gp3 – Скачать (2 Kb)
  12. Scales and Arpeggios — Scales of all kind.gp3 – Скачать (6 Kb)
  13. Scales and Arpeggios — Scales.gp3 – Скачать (5 Kb)
  14. Scales and Arpeggios — Thirds Exercise.gp3 – Скачать (2 Kb)
  15. Scales and Arpeggios — Various Warm.gp4 – Скачать (5 Kb)

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Аппликатурные формы хроматической гаммы

Наиболее распространены три аппликатурные формы хроматики.
Как то, с расположением трех нот на струне:

Четырех нот на струне:

И пяти нот на струне:

В качестве упражнений можно использовать их все, как по отдельности, так и сочетая между собой.

Упражнения и Licks на основе хроматической гаммы

Однако давайте перейдем не посредственно к самому главному, а именно обучению, начнем пожалуй с несложных упражнений.

Пример 1

Данное упражнение подойдет не только для укрепления левой руки, но и отлично разовьет ваш переменный штрих и уровень владения медиатором, так как на каждую струну приходятся ровно по четыре ноты и как следствие два удара вверх и вниз по струне.

Особое внимание обратите на то, какими пальцами следует зажимать струны, их номера подписаны внизу под табулатурой

Начинать играть данное упражнение следует переменным шрихом и строго под метроном, для начала хватит 60 ударов в минуту, после чего можно увеличить время, так же следует делать акценты в начале каждого нового такта.

Пример 2

Данное упражнение в первую очередь направленно на горизонтальное освоение грифа, однако несмотря на это вполне может использоваться и в качестве Licks

Особое внимание в данном упражнении следует уделить слайдам мизинцем, так как существует не так много упражнений для развития этого пальца, уделите ему достаточно вашего времени. В дальнейшем это окупится, не только при игре хроматических упражнений

Пример 3

Еще одно простое упражнение на горизонтальное освоение грифа:

Стоит учесть, что все три упражнения играются от ноты фа диез, но при этом их свободно можно транспонировать вниз и вверх по грифу.

Хроматика является не только отличной гаммой для развития беглости левой руки и хорошего переменного штриха, но и хорошей основой для импровизации, однако подробнее об этом мы поговорим в следующей статье.

Хроматика

Последовательность из 12 полутонов без тонального центра называется хроматической гаммой. Термин chromatica означает цвет, который можно понимать как палитру художника.

Хроматическая гамма имеет множество различных вариаций и встречается во многих различных музыкальных системах.

Эволюция хроматики идет от диатонической к семитоновой системе (система из 12 равных полутонов). Между этими двумя крайними системами существует 6 цветовых вариаций (классификация В.М.Барского).

Модуляционная хроматика

Он появляется в тех местах, где тональность постепенно меняется. Активная модуляция в мелодии фактически создает хроматическую гамму, но если проанализировать функции ступеней, то становится ясно, что это смесь двух диатоник (модуляция от си до диез, например, состоит из 12 нот, но ухо воспринимает это движение только в пределах тональности). Поэтому модуляционный хроматизм считается наименьшим проявлением хроматизма.

Его формальным проявлением являются прогибы. Субсистемный хроматизм похож на модуляционный хроматизм и также характеризуется появлением нового аккорда в другой тональной области. Очень часто подсистемный хроматизм дополняется гармоническими вариациями (например, I-I7 или V-IVm).

Вводотоновая (вводная) хроматика

В отличие от двух предыдущих типов хроматизма, которые основаны на смешении диатоники, в этом типе начинает проявляться чисто хроматический принцип. Каждый диатонический тон дополняет вводные тона.

В вводной тональной системе каждый хроматический тон считается неустойчивым и должен быть разрешен в ступени полутона. Это взаимодействие диатоники и хроматики усиливает роль определенных тонов. Фактически, вводная тональность является основой тональной системы, поскольку, например, минорная тональность всегда имеет вводный тон на первой ступени (гармонический минор), что нарушает диатоническую природу системы.

Круг из пентад, нарисованный внутри цветового круга в виде двенадцатиконечной звезды.

Не существует фиксированной гармонической нотации для хроматической гаммы, которая используется всегда. Однако ее обозначение часто зависит от мажорных или минорных альтераций, а также от того, является ли она восходящей или нисходящей. Как правило, цветовая шкала обозначается запятыми по возрастанию и курсивом по убыванию. Он также обозначен так, чтобы шкала не использовалась более двух раз подряд (например, G ♭ — G ♮ — G♯).

Аналогично, некоторые ноты хроматической гаммы имеют гармонические эквиваленты в сольфеджио. Восходящая шкала — это До, До, Ре, Ми, Фа, Фи, Со, Си, Ля, Ли, Ти, а нисходящая — Ти, Те/Та, Ля, Ле/Ло, Со, Се, Фа, Ми, Ме/Ма, Ре, Ра, До, но как только нота получает 0, хроматическая шкала может быть однозначно идентифицирована числами 0-11 mod 12 из-за равенства октав. Таким образом, две совершенные пятые равны 0-7-2. Тональные аккорды, серии, используемые в двенадцатитоновой технике, часто рассматриваются таким образом, потому что так легко сравнивать обратные интервалы и формы (обратная эквивалентность).

Хроматическая гамма

Хроматической гаммой  называется последовательное движение звуков по полутонам.

Аппликатуру данной гамы можно посмотреть на схеме выше, цифрами как обычно отмечены номера пальцев.

Хроматическая гамма является отличной базой для создания упражнений, просто играя восходящие и нисходящие пассажи данной гаммы, можно хорошо развить беглость пальцев и знание грифа.

Попробуйте сыграть данное упражнение, максимально сосредоточившись на тактильных ощущениях, запоминая при этом последовательность нот, точно соблюдая расположение пальцев согласно аппликатуре.

Кроме того в хроматической гамме (сокращенно хроматика) отлично прорабатываются и мелодические ходы.

Для чего нужны гаммы гитаристу

По сути, знание гамм необходимо каждому музыканту. Гитаристу они дадут огромный простор для импровизации и сочинению как риффов, так и соло-партий. Без них вы не сможете придумать красивую партию, которая будет звучать максимально гармонично внутри композиции, или же вообще простроить ее скелет. Кроме того, они будут полезны и для аранжировщика, которому надо сочинять партии для разных инструментов.

Зная гаммы, любой гитарист сможет сходу импровизировать и понимать, что именно ему играть прямо сейчас. Это полезно на групповых джемах, из которых, возможно, выйдут новые песни. Кроме этого, без гамм вы не поймете, как строить аккорды, и не сможете разнообразить свои акустические композиции.

Основы теории музыки

Музыкальный алфавит:

Если теория музыки для вас совсем новая, то для понимания хроматической гаммы важно знать, как устроены названия нот. Музыкальный алфавит начинается с A-G и повторяется, когда ноты становятся выше

На фортепиано все белые ноты называются именно так:

Музыкальный алфавит начинается с A-G и повторяется, когда ноты становятся выше. На фортепиано все белые ноты называются именно так:

Черные клавиши (отличная группа, кстати), расположенные между белыми клавишами, получают свои названия от соседних нот. Так, черная клавиша между F-G может называться F# (фа-диез) или Gb (соль-бемоль), хотя это одни и те же ноты. В западной настройке это энгармонические эквиваленты одной и той же ноты.

Вот все ноты на клавиатуре:

Что такое весы?

Шкала — это ряд нот, исполняемых в последовательном порядке. В западной музыке наиболее распространены два типа шкал: мажорная и минорная — так называемые диатонические шкалы. Диатоническая шкала состоит из семи тонов.

Существует целая куча других гамм, но самой простой для игры и визуального восприятия является мажорная гамма.

На фортепиано/клавиатуре вы просто играете все белые клавиши, начиная со средней C, пока не достигнете следующей C над ней.

Видите W и H на рисунке выше? Они обозначают целые ступени (W)
(или тоны)
и половинные ступени (H)
(или полутоны)
, составляющие мажорную гамму.

Что такое целые и половинные шаги?

Полушаг — это наименьший интервал между двумя нотами в западной музыке и на фортепиано. В приведенном выше примере вы видите, что E-F и B-C обозначены как полушаги (H), поскольку между ними нет клавиш.

Целый шаг состоит из двух половинных шагов. В приведенном примере F-G — это целая ступень, поскольку между ними находится черная нота (помните нашу знакомую F#/Gb?).

Каждая шкала, будь то мажорная или минорная, или одна из множества существующих
ладов
, состоит из четкой и уникальной схемы целых и половинных шагов. Как я уже говорил, их много. Но существует только одна хроматическая шкала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: