Биография[править | править код]
Внешние изображения |
---|
Ирина Колпакова родилась 22 мая 1933 года (по другим источникам — 22 мая 1935 года), в Ленинграде.
Отец: Александр Герасимович Колпаков — математик, преподаватель ЛГУ; мать: Леонтина Карловна Перм — экономист.
Эвакуирована из блокадного Ленинграда (где погиб её отец).
В 1951 году окончила Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета им. А. Я. Вагановой) по классу А. Я. Вагановой (этот выпуск стал последним для педагога).
В 1951—1989 годах — прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), на сцене которого исполнила множество балетов, став признанной исполнительницей партий классического репертуара: Раймонды, Жизели и Сильфиды в одноимённых балетах, Сильфиды в «Шопениане» и, особенно, принцессы Авроры в «Спящей красавице».
Стала первой исполнительницей в балетах Ю. Н. Григоровича «Каменный цветок» (Катерина) и «Легенда о любви» (Ширин).
В 1971—1991 годах — педагог-репетитор Театра оперы и балета им. С. М. Кирова.
В 1982 году окончила Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по специальности балетмейстер-репетитор (дипломная работа — «Спящая красавица» П. И. Чайковского в Вильнюсском театре оперы и балета под руководством П. А. Гусева).
С 1995 года преподавала в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, профессор кафедры классического танца.
С середины 1990-х годов работает балетмейстером — репетитором Американского театра балета в Нью-Йорке (США), вместе с мужем, бывшим танцовщиком и партнёром, а ныне педагогом В. Г. Семёновым.
С 1986 года — член правления Союза театральных деятелей РСФСР.
Депутат Верховного совета СССР IX созыва (1974—1979).
В 1996 году балерине «за выдающийся вклад в развитие отечественного искусства» указом Президента РФ была установлена Президентская пенсия.
Проживает в Толстовском доме в Санкт-Петербурге, а также на Манхэттене (Нью-Йорке, США).
Семьяправить | править код
Супруг — Владилен Григорьевич Семёнов (род. 1932), танцовщик, артист балета, народный артист СССР (1983).
Дочь Татьяна Семенова — дизайнер одежды, основатель Модного Дома;
Внук Никита — финансист.
Ирина Александровна Колпакова
В 1951 г. состоялся последний при жизни А. Я. Вагановой выпуск Ленинградского хореографического училища. Среди учениц прославленного педагога, окончивших в тот год училище, была одаренная девушка Ирина Колпакова. На выпускном спектакле она покорила зрителей грацией, одухотворенностью танца и была по праву зачислена в труппу Театра имени Кирова. Так начался путь балерины, известной сейчас во всем мире.
Уже в первые сезоны работы в театре определилась приверженность юной актрисы классическому танцу. С безупречным чувством стиля, изяществом, легкостью и чистотой танцует она такие сугубо классические партии, как принцесса Флорина и Повелительница дриад. Со временем эти черты творческой индивидуальности, помноженные на блестящее мастерство, снискали Колпаковой мировую известность в партиях Авроры и Раймонды.
Светлое, прекрасное искусство молодой балерины с каждым годом становилось все совершеннее: новые роли открывали и новые грани ее пленительного таланта. Мастер классической хореографии, Колпакова в то же время по-настоящему современная танцовщица. С огромным успехом выступает она в балетах советских композиторов. Прелестна и трогательна ее Катерина в «Каменном цветке», мужественна и нежна Его любимая в «Береге надежды», самоотверженна и возвышенна Джульетта. В исполнении каждой из этих партий артистка вносит элементы лирики и романтики, сочетание которых придает ее танцам неповторимое своеобразие.
В списке ролей народной артистки СССР Колпаковой две роли занимают особое место. Это — Ширин и Золушка. Балет «Легенда о любви» принес актрисе всеобщее признание. Ширин — Колпакова вся из сказочной легенды и в то же время — абсолютно достоверный образ самозабвенно полюбившей девушки. Чарующая, пряная поэзия Востока и высокая целомудренность сливаются в ее танце, захватывающем своей пластической напевностью.
Совсем иная Колпакова в прокофьевском балете. Танец балерины пленяет легким, ажурным, наполненным солнечным светом рисунком. Золушка — Колпакова воплощение женственности, очарования юности, добра. В образах Ширин и Золушки наиболее полно проявилась главная тема творчества Колпаковой — тема нравственной чистоты и цельности человеческой личности.
Одна из последних учениц Вагановой, воспитанная в лучших традициях классической школы, Колпакова обогатила искусство хореографии мироощущением советской актрисы, и это делает ее творчество передовым и глубоко современным.
С. М. Вольфсон. «Мастера балета», 1967 год
Библиография[править | править код]
- Карп П. Ирина Колпакова // Театральный Ленинград : журнал. — Л., 1958. — № 4.
- Львов-Анохин Б. Ирина Колпакова // Музыкальная жизнь : журнал. — М., 1961. — № 6.
- Чистякова В. Ирина Колпакова // Ленинградский балет сегодня. — Л.-М.: Искусство, 1967. — Т. 1. — С. 76—111. — 288 с. — 60 000 экз.
- Красовская В. Ирина Колпакова // Нева : журнал. — Л., 1976. — № 11.
- Ильичёва M. Ирина Колпакова // Музыкальная жизнь : журнал. — М., 1980. — № 23.
- Мухин К. Ирина Колпакова // Советский балет : журнал. — М., 1983. — № 3. — С. 52.
- Григорьев А. Ирина Колпакова // Театр : журнал. — Л., 1981. — № 2.
- Красовская В., Ильичева М. Ирина Колпакова : буклет. — Л., 1984.
- Кремшевская Г. Сильфида моя… // Советский балет : журнал. — М., 1987. — № 1. — С. 8—12.
- Черкасский Д. Ирина Колпакова // Записки балетомана. — М., 1994.
- Колотило М. Ирина Колпакова // Толстовский дом. Люди и судьбы / под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. — СПб.: Искусство России, 2010. — 296 с. — ISBN 978-5-98361-119-1.
- Колотило М. Ирина Колпакова // Толстовский дом. Созвездие имён / под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. — СПб.: Искусство России, 2011. — Т. 2. — 392 с. — (Труды музея «Толстовский дом»). — 600 экз. — ISBN 978-5-98361-155-9.
Слайды и текст этой презентации
Колпакова
Ирина Александровна
ФХО-306 ИЗО
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ
Фото-композиция с использованием эффекта «боке»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ
Фото-композиция с использованием эффекта «боке»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ
Фото-композиция с использованием эффекта «боке»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ
Фото-композиция с использованием эффекта «боке»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ
Фото-композиция с использованием эффекта «боке»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ
Фото-композиция с использованием эффекта «боке»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ
Фото-композиция с использованием «световая кисть»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ
Фото-композиция с использованием «световая кисть»
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ
Фото-композиция в жанре предметной фотографией и натюрморта, использованием предметов из стекла
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ
Фото-композиция в жанре предметной фотографией и натюрморта, использованием предметов из стекла
ЖИВОПИСЬ
Аудиторная работа. Масло. А2.
ЖИВОПИСЬ
Полуфигура.
ЖИВОПИСЬ
Полуфигура. А2
ЖИВОПИСЬ
Полуфигура. А2
ЖИВОПИСЬ
Работа
РИСУНОК
Зарисовки фигуры человека
РИСУНОК
Зарисовка фигуры человека
РИСУНОК
Зарисовка фигуры человека
РИСУНОК
Зарисовка фигуры человека
РИСУНОК
Зарисовка фигуры человека
РИСУНОК
Работа «Экорше». А2.
РИСУНОК
Аудиторная работа «Сидящая фигура»
КОМПОЗИЦИЯ
Эскиз по теме «Мой современник»
КОМПОЗИЦИЯ
Эскиз по теме «Мой современник»
КОМПОЗИЦИЯ
Эскиз по теме «Мой современник»
КОМПОЗИЦИЯ
Эскиз по теме «Мой современник»
КОМПОЗИЦИЯ
Эскиз по теме «Мой современник»
КОМПОЗИЦИЯ
Итоговая работа Потрет «Мой современник»
КОМПОЗИЦИЯ
Эскиз работы «Многофигурная композиция» Пляж.
КОМПОЗИЦИЯ
Эскиз работы «Многофигурная композиция» Пляж
КОМПОЗИЦИЯ
Эскиз работы «Многофигурная композиция» Пляж
ТЕХНОЛОГИЯ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Рисунок натюрморта. Уголь.
ТЕХНОЛОГИЯ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Рисунок натюрморта. Пастель
ГРАФИЧЕСКАЯ
КОМПОЗИЦИЯ
Эскиз «Человек в среде»
ГРАФИЧЕСКАЯ
КОМПОЗИЦИЯ
Эскиз «Человек в среде»
ГРАФИЧЕСКАЯ
КОМПОЗИЦИЯ
Эскиз «Человек в среде»
ГРАФИЧЕСКАЯ
КОМПОЗИЦИЯ
Эскиз «Человек в среде»
ГРАФИЧЕСКАЯ
КОМПОЗИЦИЯ
Эскиз «Человек в среде»
ГРАФИЧЕСКАЯ
КОМПОЗИЦИЯ
Эскиз «Человек в среде»
ГРАФИЧЕСКАЯ
КОМПОЗИЦИЯ
Эскиз «Человек в среде»
Спасибо за внимание