Кароль шимановски — karol szymanowski

Кароль шимановски

Сексуальная ориентация

Считается несомненным, что Шимановский был однополым или педерастически ориентированным. Еще в 1914 году он сообщил своему другу-пианисту Артуру Рубинштейну, как во время пребывания в Таормине наблюдал, как купаются молодые люди, и не мог оторвать от них глаз. С тех пор Шимановский считал себя гомосексуалистом . Его опера « Круль Роджер» полна гомоэротизма: король Роджер влюбляется в мальчика-пастуха, который проповедует религию безграничной чувственности, свободы и удовольствий, но позже оказывается Дионисом. Здесь часто можно увидеть собственную борьбу Шимановского между (христианской) моралью и условностями и его волей к свободе. Его фрагментарный педерастический роман « Эфебос» повествует об истории однополой любви главного героя Ало Ловицкого и включает в себя переживания Шимановского в Италии. Как признался Шимановский Рубинштейн, с 15-летним Борисом Кохно , которого он описал как необычайно красивого, он вступил в отношения в 1919 году. Однако отношения разорвались, когда Кочно полюбил Сергея Дягилева .

биография

Кароль Мацей Шимановский родился в богатой дворянской семье в Тимошовке, на восточных границах древней Польши (ныне Украина) и носил герб Корвина-Слеповрона, который впоследствии позволял ему жить в комфортной и благоприятной изоляции. личность и его творение. Вялый после несчастного случая в раннем детстве, застенчивый по своей природе, он вырос в семейной среде, открытой для художественного мира, все его братья и сестры занимались музыкой , рисованием или стихами . Очень рано его приобщили к игре на фортепиано (с 7 лет). Поступив в Варшавскую консерваторию в 1901 году , он учился у одного из самых выдающихся мастеров того времени, Зигмунта Носковского . Там он познакомился с Артуром Рубинштейном , который много служил его музыке, а также с музыкантами, которые вскоре после этого сформировали группу «  Молодая Польша в музыке»: Аполинарием Шелуто, Гжегожем Фительбергом и Людомиром Ружицким . Защищенные князем Владиславом Любомирским, Шимановский и его партнеры воплощают в жизнь свои авангардные идеалы в Польше, все еще отмеченной консервативными работами таких композиторов, как Юзеф Эльснер , Станислав Монюшко , Владислав Зеленский и Зигмунт Носковский. Их музыка в этом смысле современная, однозначно европейская и западная .

Любить австро-немецкую культуру, Шимановские делает длительное пребывание в Вене и в Германии , где он встретился с большим успехом , включая его симфонию п уплотнительных  2 ора. 19 и Соната п о  2 ор. 21. Позже он обратился к новым эстетическим путям.

Шале Шимановского в Закопане .

Стремясь обогатиться открытием все более удивительных земель, Шимановский совершил много путешествий в течение 1908-1914 годов. Он останавливался в Италии и Северной Африке , поездки, которые повлияли на него, в частности, на написание либретто для его оперы Le Roi Roger ( Roger de Hauteville de Sicile), но также и во Франции . Это увлечение Востоком и средиземноморской культурой также обнаруживается в его рассказе « Эфебос», где он описывает свою мужскую любовь и, в частности, свою любовь к молодому Борису Кохно . По словам музыковеда Англо-парсов Сорабджи ( Mi против фа Лондон, 1947) его Симфония п о  3 Night Song сумел проникнуть и вызвать сущность персидского искусства — вероятно уникальная вещь в западной музыке.

Кроме того, вклад музыки Шимановский скрипки огромно: его мифы и Concerto п о  1 является самым революционным новшеством в этой области , так как Паганини великим немецким музыковедом Ханс Хайнц Стуккеншмидт. Эмиль Вильермоз описывает его как «польского Дебюсси».

Он дает несколько концертов в Соединенных Штатах , где Пьер Монтё дирижирует одной из своих симфоний в Бостоне , и в Париже , где он встречается с музыкальными знаменитостями того времени ( Морис Равель , Альфред Корто …). Однако из-за патриотизма он предпочитает вернуться в родную страну, а не продолжать свои путешествия. В 1931 году он стал одним из почетных членов Международного общества современной музыки вместе с Рихардом Штраусом, Игорем Стравинским, Морисом Равелем, Белой Бартоком и Мануэлем де Фальей. Поэтому он изучал местный музыкальный фольклор и был вдохновлен им во многих произведениях, в частности в своем балете-пантомиме « Харнаси», который был исполнен в Пражской опере (1935 г.), а затем в Парижской опере (1936 г.). Признанный депутатами городского совета, он занимал пост директора Варшавской консерватории до своей отставки в 1932 году из-за принципиальных разногласий, в основном из-за того, что он продвигал новые художественные творения за счет произведений классического характера.

В годы преподавания Шимановский пожертвовал своей карьерой композитора . Среди его учеников — Михал Кондрацкий , Болеслав Шабельский , Зигмунт Мыцельски и Петр Перковский . Когда он покидает своих служебных обязанностей окончательно, он может снова посвятить себя композиции, в том числе создание его 4 — й  Симфонии и Концерт для скрипки н O  2 .

С раннего возраста болел туберкулезом , умер в29 марта 1937 г.в Лозанне , в возрасте 54 лет. Его тело покоится в Пантеоне великих поляков, в церкви Св. Михаила и Св. Станислава в Скалке , в Кракове.

Награды

  • Почетный доктор из Ягеллонского университета в Кракове (1930)
  • Почетный член Международного общества современной музыки (1931).
  • Почетный член Regia Accademia di Santa Cecilia в Риме (1933)
  • Командорский крест ордена Polonia Restituta (1934 г.)
  • Лорье д’Ор Польской академии литературы (1935)
  • Большой крест ордена Polonia Restituta (посмертно)

Работает

Автограф партитуры Stabat Mater по заказу Бронислава Кристалла   , 1926 г.

Среди наиболее известных оркестровых произведений Шимановского — четыре симфонии (в том числе № 3 « Песня ночи с хором и солистами» и № 4 « Концертная симфония» с концертным фортепиано) и два скрипичных концерта . Его сценические работы включают балеты « Харнаси» и « Мандрагора», а также оперы « Хагит» и « Король Роджер» . Он написал много фортепианной музыки, в том числе четыре этюда , соч. 4 (из которых № 3 когда-то было его самым популярным произведением), множество мазурок и метопов . Среди других работ — « Три мифа для скрипки и фортепиано», « Ноктюрн и тарантелла» , два струнных квартета, соната для скрипки и фортепиано, ряд оркестровых песен (некоторые на тексты Хафиза и Джеймса Джойса ) и его Stabat Mater .

По словам Самсона (стр. 131), «Шимановский не принял никаких исчерпывающих альтернатив тональной организации, гармонические напряжения и релаксации, и мелодическая фразеология имеет ясное происхождение от тональной процедуры, но основополагающий тональ каркас был почти или полностью разрушен ».

Музыка Шимановского получила международное признание. В 1920-е и 1930-е годы его музыка пользовалась огромной популярностью. Произведения композитора исполнялись во всем мире знаменитыми солистами, такими как Артур Рубинштейн , Гарри Нойгауз , Роберт Казадесус , Павел Кочанский , Бронислав Губерман , Йозеф Сигети и Жак Тибо, а также оркестрами под управлением известных дирижеров, в том числе Эмиля Млынарского , Альберта Коутса , Пьера Монтеукса. , Филипп Гобер , Леопольд Стокски , Виллем Менгельберг . Европейские и американские постановки его Stabat Mater были событиями мирового масштаба, успешно проходившими в Неаполе , Париже , Льеже , Нью-Йорке , Чикаго и Вустере . Спектакль « Король Роджер» в Праге 21 октября 1932 года в постановке Йозефа Мунклингра во многом отразил собственное представление композитора о пьесе и имел огромный успех, как и постановка « Харнаси» . За польской записью его Симфонии № 4 («Концертная симфония») в 1932 году последовала серия выступлений за границей, в основном с Шимановским за фортепиано под управлением Гжегожа Фительберга . В 1933 году симфония была исполнена в Лондоне , Болонье , Кливленде ; Москва , Загреб , Бухарест ; в 1934 году — в Париже , Софии , Лондоне ; в 1935 году — в Стокгольме , Осло , Бергене , Берлине , Риме , Льеже и Маастрихте ; в 1937 г. — в Гааге .

В 1994 году известный режиссер Шарль Дютуа записал оба своих скрипичных концерта с Монреальским симфоническим оркестром . Английский дирижер сэр Саймон Рэттл назвал его «одним из величайших композиторов XX века» и продюсировал серию важных записей с Бирмингемским симфоническим оркестром . В 2004 году шотландский скрипач Никола Бенедетти получил звание « Молодой музыкант года по версии BBC» за исполнение Концерта для скрипки № 1 Шимановского . В 2008 году его опера « Король Роджер» , считающаяся его шедевром, была исполнена на Эдинбургском международном фестивале под управлением Валерия Гергиева и его известной оперной труппы Мариинского театра. В 2012 году Гергиев руководил исполнением Лондонским симфоническим оркестром всех четырех симфоний композитора на Эдинбургском международном фестивале. В 2015 году оперы Король Роджер был поставлен в Лондоне «s Royal Opera House и был произведен Kasper Holten . За последние два десятилетия его музыка пережила большое возрождение и исполнялась по всему миру. Он был записан многими выдающимися дирижерами и музыкантами, такими как Пьер Булез , Эдвард Гарднер , Владимир Юровский , Марк Элдер и Кристиан Цимерман .

Дополнительные источники

На английском
  • Джим Самсон, Музыка в переходном периоде: исследование тонального расширения и атональности, 1900–1920 , Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1977, ISBN  0-393-02193-9
  • Джим Самсон, Музыка Шимановского , Лондон: Кан и Аверилл, 1980, ISBN  0-900707-58-5
  • Алистер Вайтман, Кароль Шимановски. Его жизнь и работа , Alderhost, Ashgate Publishing Company, 1999 г.
  • Кристофер Палмер, Шимановски . BBC Music Guides, 1983 (Введение в музыку Шимановского на английском языке)
На французском
  • Патрик Шерснович, Оливье Беллами, Петр Андершевский, «Кароль Шимановски: le génie méconnu» (Кароль Шимановский: неизвестный гений) в Le Monde de la musique , № 299, июнь 2005 г., стр. 46-59
  • Дидье Ван Моэр, Кароль Шимановски , Файярд , Париж 2008.
  • Анетта Флоира, Кароль Шимановски à la rencontre des arts , Sampzon, Delatour France, 2019, 338 стр.
На немецком
  • Роджер Скратон и Петра Вебер-Боркхольдт, редакторы, Шимановски в seiner Zeit (Шимановский в свое время), Мюнхен, Вильгельм Финк Верлаг, 1984
  • Данута Гвиздаланка: Der Verführer. Karol Szymanowski und seine Musik , Harrassowitz Verlag, Wiesbaden 2017, ISBN  978-3-447-10888-1
На итальянском
  • Алессандро Мартиниси, Согьято Кароля Шимановски. Re Ruggero tra luce ed ombra ., Quintessenza Editrice, Gallarate 2009, ISBN  978-88-901794-2-6
  • Альдо Дотто, Le Maschere di Karol Szymanowski , (prefazione di Joanna Domanska) Edizioni ETS, 2014, ISBN  
По польски
  • Стефания Лобачжевская, Кароль Шимановски. Zycie i twórczość (Кароль Шимановский. Жизнь и творчество) Краков, PWM, 1950
  • Зигмунт Серпинский, О Каролу Шимановскому (О Кароле Шимановском), Варшава, Интерпресс, 1983
  • Тадеуш Зелински, Шимановский: Лирика и экстаза (Шимановский: Лирика и экстаз), Краков, Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1997
  • Тереза ​​Хилинска, Кароль Шимановски и его эпоха (Кароль Шимановский и его время), Краков, Musica Iagellonica, 2006, 3 тома
  • Морткович-Ольчакова, Ханна (1961). Bunt wspomnień. Państwowy Instytut Wydawniczy
  • Ежи Мария Смотер (коллектив) Karol Szymanowski we wspomnieniach (Кароль Шимановский в нашей памяти), Краков, PWM, 1974, 394 с.
  • Лозинска Хемпель, Мария (1986). Z łańcucha wspomnień. Wydawnictwo Literackie.

Признание и память

Бюст Шимановского в Кельце

Кароль Шимановский получил множество важных наград, среди которых: Офицерский крест ордена Polonia Restituta ; Кавалер Ордена Короны Италии ; Командор Ордена Короны Италии ; рыцарь Почетного легиона ; почетная доска Национальной академии Санта-Чечилия ; Командорский крест ордена Polonia Restituta ; Академическая Золотая Лавр Польской Литературной Академии , Орден За заслуги перед Республикой Польша . Он был также почетным доктором из Ягеллонского университета , Краков и почетным членом Чешской академии обучения, Латвийская консерватория в Риге , г. Санкт — Сесилия Королевской академии в Риме , то Королевской академии музыки в Белграде , и Международное общество современной музыки .

16 ноября 2006 года парламент Польши принял постановление об объявлении 2007 года «Годом Кароля Шимановского» в честь 125-летия со дня рождения композитора и 70-летия со дня его смерти. 3 октября 2007 года Национальный банк Польши выпустил в обращение специальные памятные монеты с изображением композитора следующих номиналов: 200 злотых , 10 злотых и 2 злотых. Кароль Шимановский академии музыки в Катовице , а также Краковской филармонии были названы как в памяти композитора.

11 ноября 2018 года в ознаменование 100-летия восстановления независимости Польши президент Анджей Дуда посмертно наградил Шимановского, а также 24 других выдающихся поляков, высшую награду Польши, орденом Белого Орла .

Кароль Шимановский вдохновил персонажа композитора Эдгара Шиллера в романе Ярослава Ивашкевича « Слава и слава» (польский: «Sława i chwała»).

Музыка

Работы Шимановского часто описываются как симбиоз множества влияний, иногда называемый польским импрессионизмом . Композитора, безусловно, вдохновляли французский и русский модернизм, особенно Стравинский и Равель. Его часто экстазе музыка также показывает поворот к гармонии с Александром Скрябиным и движется на пределе тональностью . Шимановский был народным композитором Польши, который написал ряд песен на польские тексты и народные мелодии и творчески обратился к своим корням.

Основное произведение Шимановского состоит из двух опер, балетной музыки, четырех симфоний, двух скрипичных концертов, песен и камерной музыки.

Влияния

Шимановский находился под влиянием музыки Рихарда Вагнера , Рихарда Штрауса , Макса Регера , Александра Скрябина и импрессионизма Клода Дебюсси и Мориса Равеля . На него также повлиял его соотечественник Фредерик Шопен и польская народная музыка . Как и Шопен, он написал ряд мазурок для фортепиано. Особое влияние на него оказала народная музыка польских горцев, которую он открыл в Закопане в южных Татрах . Он писал в статье , озаглавленной «О Góral Music»: «Мое открытие сущностной красоты Góral музыки, танца и архитектуры является очень личным, большая часть этой красоты я впитали в моей сокровенной души» (стр 97) . . По словам Джима Самсона (1977, стр. 200), он «играет на двух скрипках и струнном басу», и «обладает уникальными« экзотическими »характеристиками, сильно диссонирующими и с захватывающими гетерофоническими эффектами». Тщательно переваривая все эти элементы, Шимановский в конце концов разработал в высшей степени индивидуальный рапсодический стиль и свой собственный гармоничный мир.

Александр Ласковский описывает музыку композитора и ее меняющийся стиль следующими словами: «Он изобрел музыкальный язык Его произведения были истинными и гениальными творениями. И его творчество показывает невероятное развитие от штрауса и вагнера, через интересный и очень романтичный восточный период и заканчивая национальным периодом, на который повлияло его время в Татрах ».

Жизнь и карьера

Ранние годы

Шимановский родился в семье Корвин-Шимановского , члены богатого землевладельческой польского дворянского класса , в селе Tymoszówka, затем в Киевской губернии в Российской империи (ныне Tymoshivka в Черкасской области , Украина ). Он изучал музыку в частном порядке с его отцом до поступления на Gustav Neuhaus Елисаветградской школе музыки в 1892. С 1901 он поступил в консерваторию в Варшаве , из которых он впоследствии был директором с 1926 года до выхода на пенсию в 1930 году Так как музыкальные возможности в Конгрессе Польше были довольно ограниченный, он путешествовал по Европе, Северной Африке, Ближнему Востоку и Соединенным Штатам.

Карьера

Улица Новы Свят 47 , Варшава , где Шимановский жил и сочинял в 1924–1929 годах.

В Берлине он основал Издательство молодых польских композиторов (1905–12), основной целью которого было издание новых произведений своих соотечественников. Во время своего пребывания в Вене (1911-1914) он написал оперу « Хагит» и сочинил два цикла песен под названием «Любовные песни Хафиза» , которые представляют собой переходный период между первым и вторым периодами стиля композитора. Из-за хромоты на одно колено он был непригоден для военной службы в Первую мировую войну, и, следовательно, между 1914 и 1917 годами он написал много произведений и посвятил себя изучению исламской культуры , древнегреческой драмы, а также философии . В этот период его работы, такие как « Мити» (1914; «Мифы» ), « Метопы» (1915; « Метопы» ) и « Маски» (1916; « Маски »), характеризуются большой оригинальностью и разнообразием стилей. Динамические крайности в музыке Шимановского смягчились, и композитор начал использовать колористическую оркестровку и использовать политональный и атональный материал, сохраняя при этом выразительный мелодический стиль своих предыдущих произведений.

В 1918 году Шимановский завершил рукопись двухтомного романа « Эфебос» , в котором гомосексуализм был предметом обсуждения . («Эфебос» или эфебос в переводе с греческого означает «подросток мужского пола».) Его путешествия, особенно в Средиземноморье , дали ему новый опыт, как личный, так и творческий. Артур Рубинштейн нашел Шимановского другим, когда они встретились в Париже в 1921 году: «Кароль изменился; я начал осознавать это еще до войны, когда его богатый друг и поклонник дважды приглашал его посетить Сицилию . После его возвращения он бредил о Сицилии, особенно о Таормине. «Там, — сказал он, — я увидел несколько купающихся молодых людей, которые могли быть образцами для Антиноя . Я не мог оторвать от них глаз». Теперь он был убежденным гомосексуалистом . Он рассказал мне все это с горящими глазами ».

Один критик написал о своих произведениях, созданных или впервые задуманных, таких как « Круль Роджер» в период с 1917 по 1921 год, как музыкальных, так и литературных, «у нас есть работы, представляющие собой ослепительный личный синтез культурных отсылок, пересекающих границы нация, раса и пол, чтобы сформировать утвердительную веру в международное общество будущего, основанное на творческой свободе, предоставленной Эросом ». Шимановский поселился в Варшаве в 1919 году.

Позже жизнь и смерть

Вилла Атма , дом Шимановского в Закопане , ныне музей Кароля Шимановского.

В 1926 году он стал директором Варшавской консерватории, хотя у него был небольшой административный опыт. В 1928 году он тяжело заболел и временно лишился должности. У него была диагностирована острая форма туберкулеза , и в 1929 году он отправился на лечение в Давос , Швейцария. Шимановский возобновил свою работу в консерватории в 1930 году, но через два года школу закрыли по решению министерства. Он переехал на виллу Атма в Закопане, где усердно сочинял. Живя в Закопане, Шимановский проявил большой интерес к польской народной идиоме и взял на себя задачу создания польского национального стиля, чего не предпринимали со времен Шопена . Он погрузился в культуру польских горцев ( горалов ) и принял их тональный язык, синкопированные ритмы и извилистые мелодии в новый стиль своей музыки. В 1936 году Шимановский получил дополнительное лечение в санатории в Грассе , но оно перестало быть эффективным. Он умер в санатории в Лозанне 29 марта 1937 года. Его тело было привезено в Польшу его сестрой Станиславой и похоронено в Скалке в Кракове , «национальном Пантеоне » для самых выдающихся поляков.

Долгая переписка Шимановского с пианистом Яном Сметерлином , который был значительным поборником его фортепианных произведений, была опубликована в 1969 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: