Песнь судьбы

Другая жизнь?. сосед по лаврухе

The Kondrashin Recordings[Edit][]

In the period that Kondrashin second Chief conductor at the Concertgebouw Orchestra (1975-81), made more than 30 recordings with Philips a series under a limited edition under the name The Kondrashin Recordings. He took some masterpieces, including the Third Symphony by Ludwig van Beethoven, Ravel’s Daphnis et Chloé and the Shostakovich ‘s Ninth Symphony.

Nr. Composer Work Recording Date
9 Beethoven Symphony No. 3 «Eroica», op. 55 11 March
10 Brahms Symphony No. 1, op. 68 29 February
Mendelssohn Symphony No. 4 ‘ Italian ‘, op. 90 17 november
11 Brahms Symphony No. 2, opus 73 29 november
Sibelius Symphony No. 5, opus 82 21 november
12 Stravinsky Petrushka 8 February
Borodin Symphony No. 2 6 June
13 Ravel Daphnis et Chloé 30 november
Casella Paganiniana 17 november
14 Ravel Rhapsodie Espagnole 4 January
La Valse 30 november
Piano Concerto for the left hand 1 March
Tzigane 17 June
Gershwin An American in Paris 17 June
15 Shostakovich Symphony No. 6, opus 54 21 January
Nielsen Symphony No. 5, opus 50 20 november
16 Prokofiev Symphony No. 3, opus 44 29 november
Shostakovich Symphony No. 9, opus 70 6 March

Main career[edit source][]

In the first International Tchaikovsky Competition in 1958, he was the conductor for Van Cliburn, who won the first prize. After the competition he toured the United States with Cliburn, being the first Russian conductor to visit America since the Cold War began. They performed and recorded the Rachmaninoff Piano Concerto No.3 and Tchaikovsky Piano Concerto No.1, which they had played in the competition. The recordings easily sold millions of copies in America. And their Tchaikovsky recording for RCA Victor was the first classical LP to go platinum. Later, in 1972, a live performance of Brahms’s Piano Concerto No. 2 reunited Cliburn and Kondrashin with the Moscow Philharmonic in Moscow; RCA Victor eventually released the performance, along with a studio recording of Rachmaninoff’s Rhapsody on a Theme of Paganini, on CD. He was also the artistic director of the Moscow Philharmonic Orchestra from 1960 to 1975. During this period he premiered Shostakovich’s Symphony No.4 in December 1961 and No.13 the following year. He gave several performances in Europe and America with other famous Russian musicians like Rostropovich, Oistrakh, and Sviatoslav Richter.

He left the Soviet Union in December 1978 while touring in the Netherlands and sought political asylum there, whereupon the Soviet regime immediately banned all his previous recordings. He took the post of Permanent Guest Conductor of Amsterdam’s Concertgebouw Orchestra in 1978 and remained in that position until his death. He also established a brief but fruitful collaboration with the Vienna Philharmonic.

In the Netherlands he married his assistant and interpreter, musicologist Nolda Broekstra (b. 1944). When they first met around 1975, Broekstra was 30 years younger and spoke no Russian; both were married and were not fluent in English, the language they spoke. Yet they fell in love, tried to be together when they could, and exchanged letters. Broekstra diligently started studying Russian and English and quickly mastered both languages. Their family life in the Netherlands was short, as Kondrashin died in Amsterdam from a heart attack in early 1981, on the same day he conducted Mahler’s First Symphony with the North German Radio Symphony Orchestra. Philips Records issued recordings of some of Kondrashin’s live concerts with the Concertgebouw Orchestra on LP and CD, including energetic performances of symphonies by Shostakovich. On the recording of Shostakovich’s sixth symphony Kondrashin can be heard tapping or even pounding his foot as he conducts the lively final movement.

Биография

Родился 21 февраля (6 марта) 1914 год в семье оркестровых музыкантов, в шесть лет начал обучаться игре на фортепиано, затем занимался также теорией музыки у Н. С. Жиляева, который оказал огромное влияние на его творческое развитие.

В 1931 году Кондрашин поступил в МГК имени П. И. Чайковского в класс оперно-симфонического дирижирования к Б. Э. Хайкину. Три года спустя он получил место помощника дирижёра Музыкальной студии МХТ под руководством Владимира Немировича-Данченко, где впервые встал за пульт 25 октября 1934 года.

Окончив консерваторию в 1936 году, Кондрашин стал дирижёром Малого театра в Ленинграде, где под его управлением состоялись представления опер А. Ф. Пащенко «Помпадуры», Дж. Пуччини «Девушка с Запада», М. М. Черёмухина «Калинка» и др. На первом Всесоюзном конкурсе дирижёров в 1938 году Кондрашин получил почётный диплом, а музыкальная критика отметила его высокое мастерство.

В 1943 году Кондрашин получает приглашение в Большой театр, только что вернувшийся из эвакуации из Куйбышева. Молодой дирижёр знакомится с С. А. Самосудом, А. М. Пазовским, Н. С. Головановым, которые помогли ему расширить музыкальный кругозор и усовершенствовать мастерство управления оперным оркестром. Под управлением Кондрашина было поставлено несколько новых опер, в это время он также часто выступает с ведущими оркестрами страны, исполняя сочинения Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Рахманинова, П. И. Чайковского, Ф. Листа и Р. Вагнера. В 1948 и 1949 годах он получает Сталинскую премию первой и второй степени, соответственно.

Покинув Большой театр в 1956 году, Кондрашин начал карьеру гастролирующего дирижёра, заслужив репутацию блестящего аккомпаниатора: с оркестрами под его управлением выступали Д. Ф. Ойстрах, С. Т. Рихтер, М. Л. Ростропович, Э. Г. Гилельс, Л. Б. Коган и другие выдающиеся музыканты. На Первом конкурсе имени П. И. Чайковского в 1958 с оркестром под управлением Кондрашина на третьем туре и на гала-концерте играл Ван Клиберн, и в том же году Кондрашин впервые посетил с гастролями США и Великобританию.

В 1960—1975 годах Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии. Этот период считается самым плодотворным в карьере дирижёра. Под его управлением оркестр Московской филармонии выдвинулся в число ведущих музыкальных коллективов страны.

В декабре 1978 года после очередного концерта в Нидерландах Кондрашин принял решение не возвращаться в СССР. Вскоре он получил место главного приглашённого дирижёра оркестра Концертгебау в Амстердаме, а в 1981 году должен был возглавить Симфонический оркестр Баварского радио, однако скоропостижно умер от инфаркта.

Биография

Родился в Москве в музыкальной семье: его родители познакомились в оркестре Сергея Кусевицкого в 1913 году. Отец, Пётр Андреевич Кондрашин (1875—1941), был скрипачом-самоучкой, впоследствии играл в оркестре Московского государственного еврейского театра под управлением Льва Пульвера. Мать, Анна Михайловна Тамина (1887—1971), из рижской еврейской семьи. В 1918 году она стала первой женщиной, выдержавшей конкурс в оркестр Большого театра. Семья жила на Пречистенке, № 40.

В шесть лет начал обучаться игре на фортепиано, учился в музыкальной школе, затем в техникуме имени Стасова (ныне Детская музыкальная школа имени Стасова) в Москве. Росту его музыкального кругозора немало способствовали занятия теорией музыки с Николаем Жиляевым. К 17-ти годам отдал предпочтение профессии дирижёра, и в 1931 году поступил в Московскую консерваторию в класс оперно-симфонического дирижирования к Борису Хайкину. В студенческие годы играл на ударных инструментах в оркестре Музыкального театра имени Немировича-Данченко (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко); здесь же впервые встал за пульт — 25 октября 1934 года продирижировал опереттой «Корневильские колокола» Р. Планкета.

Окончив консерваторию в 1936 году, стал дирижёром Малого театра оперы и балета в Ленинграде, где под его управлением состоялись представления опер Пуччини «Девушка с Запада» (1938), Пащенко «Помпадуры» (1939), «Чио-Чио-Сан» (1939), Мусоргского «Борис Годунов», Моцарта «Свадьба Фигаро», Дзержинского «Тихий дон» и другие.

В 1943 году получил приглашение в Большой театр, только что вернувшийся из эвакуации из Куйбышева. Значительно шире стал его репертуар. Работал вместе с Самуилом Самосудом, Арием Пазовским и Николаем Головановым. Под его управлением было поставлено несколько новых опер и переработана часть старых: «Вражья сила» Серова (1947), «Проданная невеста» Сметаны (1948), «Риголетто» Верди (1945), «Бэла» Александрова (1946), «Галька» Монюшко (1949), «Снегурочка» Римского-Корсакова (1943, 1954) и других. Параллельно также вёл концертную деятельность (с 1938).

Со второй половины 1940-х годов начал выступать также как симфонический дирижёр (дебют связан с оркестром Ленинградского радиокомитета), в том числе с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР (цикл «Развитие скрипичного концерта», 1947—1948), Московским молодёжным симфоническим оркестром (Большой приз Будапештского фестиваля, 1949) и др. Исполнял сочинения Вагнера, Глазунова, Листа, Мясковского, Прокофьева, Рахманинова, Сен-Санса, Шостаковича, Чайковского и многих других.

В 1950—1953 годах и в 1972—1978 годах преподавал в Московской консерватории.

Покинув Большой театр в 1956 году, далее выступал исключительно как симфонический дирижёр. В мае 1956 года с оркестром под его управлением играл на своих первых гастролях в Москве Исаак Стерн. В разное время с оркестрами под его управлением играли Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Эмиль Гилельс, Леонид Коган и другие музыканты. В 1958 году на Первом Конкурсе имени Чайковского с оркестром под его управлением на третьем туре и на гала-концерте играл Ван Клиберн. В том же году он впервые посетил с гастролями США и Великобританию.

Председатель жюри 2-го (1966) и 3-го (1971) Всесоюзных конкурсов дирижёров.

В 1960—1975 годах возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии, который под его управлением выдвинулся в число ведущих музыкальных коллективов страны. С оркестром, а также самостоятельно (с 1948) гастролировал во многих странах Европы и Америки.

Выступал с беседами о музыке по радио и телевидению.

В декабре 1978 года, во время гастролей в Нидерландах, после очередного концерта принял решение не возвращаться в СССР. Вскоре получил место главного приглашённого дирижёра оркестра Консертгебау в Амстердаме, а в 1981 году должен был возглавить Симфонический оркестр Баварского радио, однако скоропостижно умер от инфаркта 7 марта 1981 года. Похоронен на кладбище Вестерфелд (деревня Дрихёйс, муниципалитет Велзен).

С 1984 года в Амстердаме проводится Международный конкурс молодых дирижёров имени Кондрашина.

Примечания

  1. . . Дата обращения: 21 сентября 2020.
  2. В. Ражников «Кирилл Кондрашин рассказывает о музыке и жизни» (Глава первая: Обычное начало). М.: Советский композитор, 1989. Согласно биографии Грегора Тэсси, будучи разных вероисповеданий, родители не зарегистрировали брак. Согласно воспоминаниям Кирилла Кондрашина, его дед, присяжный поверенный из Риги, принял с женой православие.
  3. . Дата обращения: 25 августа 2021.
  4. Точная дата дебюта Кондрашина в качестве симфонического дирижёра дискутируется.
  5. Тевосян А. Т. Кондрашин // Московская консерватория от истоков до наших дней… М., 2007, с.254.
  6. . Дата обращения: 26 апреля 2012.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 августа 2015.
  8. . . Internationale Gustav Mahler Gesellschaft. Дата обращения: 8 августа 2015.
  9. . . Дата обращения: 27 сентября 2020.
  10. . Дата обращения: 6 апреля 2022.

Изгнание в Западную Европу

Кондрашин бежал из Советского Союза в декабре 1978 года во время турне по Нидерландам и попросил там политического убежища, после чего советский режим немедленно запретил все его предыдущие записи. В 1978 году он занял пост постоянного приглашенного дирижера Амстердамского оркестра Консертгебау и оставался на этом посту до своей смерти. Он также установил недолгое, но плодотворное сотрудничество с Венской филармонией .

В Нидерландах он женился на своей ассистентке и переводчике, музыковеде Нольде Брукстра (род. 1944). Когда они впервые встретились примерно в 1975 году, Брукстре было 30 лет, и он не говорил по-русски. Оба были женаты и не владели английским языком, на котором они говорили друг с другом. Тем не менее они полюбили друг друга, старались быть вместе, когда могли, и обменивались письмами. Броэкстра усердно начал изучать русский и английский языки и быстро освоил оба языка. Их семейная жизнь в Нидерландах была короткой, так как Кондрашин умер в Амстердаме от сердечного приступа в начале 1981 года, в тот же день, когда он дирижировал Первой симфонией Малера с Симфоническим оркестром Северогерманского радио . Philips Records выпустила записи некоторых живых концертов Кондрашина с оркестром Концертгебау на пластинках и компакт-дисках, в том числе энергичное исполнение симфоний Шостаковича . На записи шестой симфонии Шостаковича можно услышать, как Кондрашин постукивает или даже стучит ногой во время живой финальной части. В 1971 году он продемонстрировал поддержку неоднозначной американской коммунистической фигуры Анджелы Дэвис .

Biography[Edit][]

Kondrashin was born from a violinists couple. At the age of six he was given Piano lessons, but music started to interest him only really on his 14th, when his interest in theSymphony Orchestra as ‘ instrument ‘ was awakened. From then on he got private lessons of Nikolai Zhilyayev, which had a great influence on him.

In 1931 he was admitted to the Moscow Conservatory and studied conducting with Boris Khaikin. Before his final exam, he was already appointed as conductor of the Malyj Opera Theatre of Leningrad. In 1943, he was appointed conductor of the Bolshoi Theatre in Moscow and he became friends with Dmitri Shostakovich.

To everyone’s surprise he returned back on the Bolshoi Theatre in 1956, conducting operas because he could no longer reconcile with his principles about what music should be and how they should be implemented.

On the first International Tchaikovsky competition in Moscow in 1958, he was the conductor of the first prize winner Van Cliburn, with whom he made a tour through the United States. He thus became the first Russian conductor who visited America since the cold war and the first Soviet artist who personally by president Eisenhower at the White House was received.

From 1960 to 1975, he was Chief conductor of the Moscow Philharmonic Orchestra and he led the premiere of the highly controversial 13th Symphony Shostakovich’s Babi Yar , in which denounced anti-Semitism . In Europe and America, he performed with famous Russian musicians such as Mstislav Rostropovich, David Oistrakh and Sviatoslav Richter.

Nolda Banakar in 1983

In 1978 he asked during a tour in political asylum to Netherlands , which the Soviet regime immediately all his plates, which were published on the State Melodiyalabel, forbade.He was appointed permanent conductor of the Concertgebouw Orchestra in Amsterdam, alongside Bernard Haitink. Kondrashin got a relationship with his assistant, musicologist Nolda Bandgar. Banakar was 30 years younger and spoke no Russian; Kondrashin spoke no English. Banakar was later the editor of a book of Kondrashin about conducting. Kondrashin per season 1982-83 would be Chief conductor of the Symphony Orchestra of the Bavarian broadcasting in Munich as successor of Rafael Kubelik, but was thwarted by his death.

On 7 March 1981 he fell in the Concertgebouw in for Klaus Tennstedt had cancelled at the last minute that at the NDR Sinfonieorchester. Kondrashin refused first, because he was tired the day before returned from a tour of America. Eventually he decided to take part after the break for his account and just 20 minutes after he conducted a rehearsal of the Mahler’s 1st Symphony . He died that same night at home to 23.10 hours of a heart attack and was buried at the cemetery Westerveld in driehuis.

Kondrashin was known as a conductor of the old stamp and as strict and patient teacher with a vast knowledge of the Orchestra game. He had a very personal style that reflected in the sound of the Orchestra. Orchestra musicians have praised him to its requirements for pianissimo and diminuendo. He was also a ‘ dramatic ‘ conductor: he applied the Visual thinking in the music and knew its concrete images and thoughts on the musicians.

In memory is the Kondrashin Competition in 1994. This music contest ranks among the world’s heaviest conductors competitions and is held once every five years.

Творчество

Считается одним из крупнейших дирижёров XX века. По его собственным словам, он стремился, подобно дирижёрам прошлых лет, выработать собственное уникальное и неповторимое звучание оркестра. За время работы с оркестром Московской филармонии он исполнил многие сочинения классических и современных авторов, в том числе цикл из всех симфоний Малера (за пропаганду творчества композитора в 1974 году был удостоен Золотой медали Международного общества Густава Малера), а также произведения Бартока, Хиндемита, Хачатуряна, Вайнберга (посвятившего дирижёру свою Пятую симфонию), Свиридова, Бориса Чайковского (посвятившего дирижёру свою Вторую симфонию) и многих других композиторов. Исполнял все 15 симфоний Шостаковича, причём Четвёртая и Тринадцатая его симфонии были исполнены впервые (соответственно, в 1961 и 1962 годах). По инициативе дирижера и заказу Саксонской Государственной капеллы Борис Чайковский сочинил «Тему и восемь вариаций».

Среди осуществлённых записей — произведения Брамса (все симфонии; концерт для скрипки с оркестром с Давидом Ойстрахом), Вайнберга (симфонии № 4—6), Дворжака (концерт для скрипки с оркестром с Д. Ойстрахом), Малера (симфонии № 1, 3—7, 9), Прокофьева («Кантата в XX-летию Октября», «Ала и Лолий»), Равеля («Испанская рапсодия», «Вальс»), Рахманинова («Колокола», «Симфонические танцы», концерты № 2, 3 для фортепиано с оркестром с Ваном Клиберном), Римского-Корсакова («Снегурочка», концерт для фортепиано с оркестром со Святославом Рихтером), Скрябина (1 часть «Предварительного действа» в редакции Немтина — первая запись), Чайковского (симфонии № 1, 4, 5, 6, концерт № 1 для фортепиано с Ваном Клиберном), Шостаковича (все симфонии, «Октябрь», «Казнь Степана Разина», «Над родиной нашей Солнце сияет», концерт № 2 для скрипки с оркестром с Давидом Ойстрахом), Бориса Чайковского (Вторая симфония, Концерт для скрипки с оркестром с Виктором Пикайзеном, трансляционные записи «Темы и восьми вариаций», Виолончельного концерта с Мстиславом Ростроповичем) и другие.

Некоторые из своих мыслей и методов работы с оркестром отразил в книге «О дирижёрском искусстве», вышедшей в издательстве «Советский композитор» под общей редакцией Софьи Михайловны Хентовой в 1970 году.

Early life[edit source][]

He was born in Moscow to a family of orchestral musicians. Having spent many hours at rehearsals, he made a firm decision at the age of 14 to become a conductor. He studied at the Moscow Conservatory from 1931 to 1936 under the conductor Boris Khaykin (who was only 3 years older than Kondrashin himself). Kondrashin began conducting in the Young People’s Theatre in Moscow in 1931, continuing in the Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko Moscow Academic Music Theatre three years later. He conducted at the Maliy Opera Theatre in Leningrad from 1938 to 1942 and the Bolshoi Theatre in Moscow from 1943. His performance of Shostakovich’s Symphony No.1 attracted the composer’s attention and led to the formation of a firm friendship. In 1947 he was awarded the Stalin Medal.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: