References
- Зарубежная литература Средних веков / . Б. И. Пуришев. — М.: Просвещение, 1973.
- Ивлев, С. А. Художественная культура Средневековья: материалы для учителя. МХК / С. А. Ивлев. — М.: Международный союз книголюбов, 2001.
- Ливанова, Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2 тт. / Т. Ливанова. — 2 изд. — М.: Музыка, 1983. — Т. 1. По XVIII век.
- Пэриш, К. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха / К. Пэриш, Д. Оул. — Перевод с английского. — Л.: Музыка, 1975. — Ноты и описание музыкальной структуры третьей мелодии из манускрипта.
- Сапонов, М. А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. / М. А. Сапонов. — М.: Классика-XXI, 2004.
- Wilkins, N. Rondeau / N. Wilkins. — Grove Music Online, a.
- Wilkins, N. Virelai / N. Wilkins. — Grove Music Online, b.
Ссылки[править | править код]
Музыкальные формы |
Вокальные формы |
---|
Куплетная форма | Запевно-припевная форма |
Простые песенные формы |
Период | Простая двухчастная форма | Простая трёхчастная форма |
Сложные формы |
Составные песенные формы | Рондо | Вариационная форма | Сонатная форма | Рондо-соната |
Циклические формы |
Сюита | Сонатно-симфонический цикл | Кантата | Оратория | Опера | Балет |
Полифонические формы |
Канон | Фуга |
Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения |
Бар | Виреле́ | Баллата́ | Эстампи́ | Лэ | Мадригал |
Специфические формы эпохи барокко |
Простые формы эпохи барокко | Старинная сонатная форма | Составные формы эпохи барокко Старинная концертная форма | Хоральная обработка |
Специфические формы романтической эпохи |
Свободные формы | Смешанные формы | Одночастно-циклическая форма |
Рондо в целом[править | править код]
Форма рондо в профессиональной музыке появляется в XVII веке. До этого она существовала в поэзии и народной музыке. Кульминация использования принципа рондо приходится на XVIII век (Ф. Куперен, И. С. Бах, Ф. И. Бах и музыка композиторов венской школы, отчасти Шуберта). В XIX веке в чистом виде рондо используется меньше, грани формы размываются, рондо соединяется с другими формами. Часто применяется в вокальной музыке, в операх по принципу рондо строятся целые сцены (например, 4-я картина «Садко» Римского-Корсакова до появления Садко строится по принципу свободного рондо). В XX веке рондо сохраняется у композиторов, ориентирующихся на классические принципы формообразования (например, у Прокофьева). В условиях же новых композиционных техник рондо пропадает.
По сравнению с более простыми песенными формами форма рондо задействует процессуальность — это выражается в наличии ходов между рефренами и эпизодами, а так же в различных преобразованиях тех и других.
Принцип рондо дает множество возможностей. Прежде всего, это чрезвычайная ясность и стройность структуры, ее законченность и устойчивость за счет повторения рефрена. При этом рондо имеет замечательные возможности для контрастов разного рода (между рефреном и эпизодами)
Кроме того, важной является возможность насытить всю конструкцию развитием, хотя при этом к принципу рондо добавляется какой-то иной принцип формообразования, который отчасти подавляет первый. Форма рондо замечательно сочетает в себе единство и динамизм.
В форме рондо редко бывают вступления и коды. С композиционной точки зрения в них нет необходимости, так как повторения рефрена придают законченность форме, с другой стороны, развитие в целом не настолько сильно, чтобы требовалось какое-то обобщение или «вывод» в коде. Хотя это не является правилом для некоторых видов рондо (см. ниже).
Принцип рондо включает множество форм различной протяжённости и конструкции. Кроме самостоятельных пьес или частей циклов, принцип рондо часто проникает в другие формы (например, рондо-соната). По принципу рондо может быть написана целая оперная сцена (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки — хоровые фрагменты образуют подобие рефрена).
Форме рондо родственна старинная концертная форма (своим принципом многократного проведения темы и чередования ее с иным материалом). Однако она не является разновидностью рондо в силу масштаба изменений, которым подвергается главная тема, и разработочности, нехарактерной для рондо.
Старинное (куплетное) рондо[править | править код]
Файл:Couperin tic toc choc autograph.jpeg Начало пьесы Франсуа Куперена «Le Tic-Toc-Choc, ou Les Maillotins», написанной в форме куплетного рондо (автограф)
Название происходит от французского слова Couplet, которым в нотах композиторы XVIII века помечали разделы, называемые нами эпизодами. Рефрен назывался «рондо́» (франц. rondeau; иногда форму куплетного рондо по французской традиции также называют «рондо́», с ударением на последнем слоге).
Куплетное рондо было одной из любимых форм французских клавесинистов — Шамбоньера, Ф. Куперена, Рамо и других. В большинстве это программные пьесы, обычно — миниатюры, самого разного характера. В этой форме эти композиторы писали и танцы. В немецком барокко рондо встречается редко. Иногда применяется в финалах концертов (И. С. Бах. Концерт для скрипки с оркестром E-dur, 3-я часть). В сюитах это часто подражание французскому стилю (в той или иной мере) либо танцы французского происхождения (И. С. Бах. Пасспье из Английской сюиты e-moll).
Различна продолжительность формы. Норма — 5 или 7 частей. Минимум — 3 части (Ф. Куперен. «Le Dodo, ou L’Amour au berceau»). Максимально известное количество частей (в принципе для рондо) — 17 (Пассакалия Ф. Куперена).
Рефрен излагает ведущую (почти всегда — единственную во всем произведении) тему, ее доминирующая роль сильно выражена. Обычно он написан компактно, в гомофонной фактуре и имеет песенный характер. В большинстве случаев он квадратен (в том числе у И. С. Баха) и имеет форму периода.
Последующие проведения рефрена всегда в главной тональности. Он почти не меняется, единственное нормативное изменение — отказ от повторения (если оно было в первом проведении рефрена). Варьирование рефрена крайне редко.
Куплеты почти никогда не имеют нового материала, они развивают тему рефрена, оттеняя ее устойчивость. В большинстве случаев имеет место одна из двух тенденций: малые отличия куплетов друг от друга или целенаправленное развитие куплетов, накопление движения в фактуре.
1 Рондо
Окончательная структура рондо сформировалась в начале XIII века, когда оно уже было весьма широко известной танцевальной песней.
Корень слова «рондо». В XIII веке оно уже было известно как ronde, rondet, rondel и rondelet (от англ. «хоровод»), происходящих от латинской формы rotundettum или rotundellum, уменьшительного слова, обозначающего «круглый». Такое обозначение обычно использовалось, чтобы показать круговое движение в танцах, для которых такие произведения первоначально пелись.
Структура рондо:
- шестилинейные I-I-I-II-I-II. XIII век
- восьмилинейные I-II-I-I-I-II-I-II. Конец XIII и весь XIV век.
Для конца XIII — начала XIV века характерны 8-ми, 11-ти и 13-тистрочные рондо. Начиная с Машо преобладают рондо в 8 и 16 строк, в течение XV века популярность обретают рондо на 21 строку [].
Рефрены рондо обретали самостоятельную жизнь и часто использовались в других песнях, мотетах, романах и пр. Часто кажется, особенно в XIII веке, что рефрены рондо — это результат народного творчества, как и некоторые крылатые выражения, например, «Main se leva bele Aaliz», «сèst tot la gicus», «La jus, desouz lòlive», повторяющиеся в источниках и, по всей видимости, никак иначе не связанные друг с другом [].
Слово «рондо» подразумевает движение по кругу, и, отделившись от танца, идея такого движения находила различный отклик в сознании средневекового человека (рондо Машо, поздние рондо в форме сердца или круга).
1.1 Рондо XIII века
- Ранние шестистрочные рондо:
- вставки в роман «Гильом де Доль». Автор — Жан Ренар (1210–1228 гг.). Всего их в этом романе 16, с варьирующим размером и ритмической схемой, часто «нерегулярные», не встречающиеся позже в истории рондо. Пример — 6 «Aaliz main se leva» (I-I-I-II-I-II).
- вставки в «Лэ об Аристотеле». Автор — Анри д’Андели.
- Ранние восьмистрочные рондо (также только вставки):
- «Клеомадес», Аденет ле Рой
- «Роман о Кастеляне де Куси», Жакене
- «Мелиацин», Жерар Амьенский
- «Роман о Фовеле», Жевре де Бус
- Восьмистрочные рондо (отдельные произведения и лирические отступления с музыкой):
- «A Dieu commant amouretes», Адам де ла Аль. В нем встречен т.н. «пересаженный рефрен»
- «Prenes i garde», Гильом Амьенский. Манускрипт Монпелье.
1.2 Рондо XIV века
- Двадцать два рондо авторства Машо — полифонические. Они рассчитаны на солирующий голос в сопровождении одного, двух или трех голосов без слов. Некоторые, например Doulz viaire gracious, достаточно коротки, всего на 12 тактов, и в этом смысле похожи на более ранние виды рондо. Другие, например Tant doucement, длиннее — на 52 такта — с мелизматическими украшениями.
- Collection Picardie
Рондо в творчестве Ф. И. Баха[править | править код]
Файл:Bach Carl Philipp Emanuel.jpg Филипп Иммануил Бах
Эстетика Ф. И. Баха была противоположна эстетике французских клавесинистов. Он внёс в форму рондо очень сильный элемент фантазийности.
Ф. И. Бах обращается с формой гораздо свободнее, чем его предшественники и многие композиторы последующих эпох. Рефрен активно развивается (чего нет у французских клавесинистов и венских классиков), он транспонируется (причём не обязательно в родственную тональность), имеют место сокращения, разработка или расширение рефрена (часто за счёт включения фантазийных элементов — каденций и т. п.). На фантазийном материале часто строятся эпизоды. Возрастает контраст между частями и их количество. Общий тональный план лишён уравновешенности, как и масштабы разделов. Возрастает и индивидуальность конструкции каждого произведения. Иногда в его рондо присутствует элемент сонатности (это выражается в возвращении одного из эпизодов в конце формы в основной тональности). Этим он готовит рондо-сонату венского классицизма.
В качестве иллюстрации сказанного можно привести схему Рондо Ф. И. Баха B-dur для клавира. Первая строчка — тип раздела (Р — рефрен, ЭП — эпизод), вторая — количество тактов, третья — локальная форма раздела, четвертая — тональность раздела, пятая — аналогия разделов произведения с разделами сонатной формы (ГП — главная партия, ПП — побочная партия):
Р | ЭП1 | Р | ЭП2 | Р | ЭП3 | Р | ЭП4 | Р | ЭП5(ЭП2) | Р | ЭП6 | Р | Р1 | ЭП7(ЭП3, 4) | Р |
8+4+8 | 12 | 8 | 11 | 8 | 8+8 | 4+8 | 11 | 8 | 8 | 4+4 | 8+25 | 8 | 23 | 8+16+14+19 | 15 |
3 ч. ф. | период | период | |||||||||||||
B | c-B | F | B-Es | Es | c | c | c-E | E | a | d | d-B | B | B | b | B |
(ГП) | (ПП) | (ПП2) | (ГП) | (ПП2) |
Послеклассическое рондо[править | править код]
Рондо в новых условиях отличается очень разнообразным применением. Оно может использоваться более традиционно (финал цикла), или более свободно — например, самостоятельная миниатюра (некоторые ноктюрны Шопена — как превращение медленной части цикла в самостоятельную пьесу), самостоятельная вокальная пьеса (Бородин. «Море»), по принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки).
Меняется и образное содержание рондо. Теперь это может быть экстатическая музыка («Поганый пляс Кащеева царства» из «Жар-птицы», финал «Весны священной» Стравинского), драматическая и трагическая (Танеев. Романс «Менуэт»). Хотя сохраняется и традиционная лирическая сфера (Равель. «Павана»).
Исчезает классическая унификация формы, сильно возрастает ее индивидуализация. Две одинаковых конструкции — редкость. Рондо может иметь любое количество частей не меньше пяти. Рефрен может проводиться в разных тональностях (что иногда встречалось уже у венских классиков), нередко нарушение регулярности следования частей (2 эпизода подряд).
Такой тип рондо смыкается с другими формами, в частности, с контрастно-составной (это выражается в усилении контраста между разделами) или сюитной (формально сюита «Картинки с выставки» Мусоргского — рондо).
Примечания[править | править код]
- Рефрен некоторые музыковеды называют главной темой, эпизоды — побочными темами. Эти термины приняты в немецкой музыковедческой школе и использовались в дореволюционной России. Теперь они снова получают распространение.
- Здесь и далее под буквами A, B и т. д. подразумевается тематический материал (А — первая тема, В — вторая и т. д.). Такой способ составления схем является общепринятым в музыковедческой практике.
- В. А. Цуккерман называл этот процесс «рондификацией» (в широком смысле — многократное возвращение относительно неизменной темы).
- Схема составлена В. Н. Холоповой
- Первая форма рондо по А. Марксу.
- Вторая форма рондо по А. Марксу.
- Третья форма рондо по А. Марксу.
- Четвёртая форма рондо по А. Марксу. Часто используется термин «рондо с центральным эпизодом». В советских учебниках обычно называется рондо-сонатой с эпизодом. Рондо-соната с эпизодом ближе к рондо, тогда как в более нормативный тип, рондо-соната с разработкой, относится к смешанным формам.
- Термин «Сонатная форма с эпизодом вместо разработки» был принят в советской музыковедческой практике. В настоящее время в связи с усилением внимания к музыкальной теории дооктябрьского периода, эту форму принято относить либо к формам рондо (по классификации А. Маркса — 5-я форма рондо), либо к смешанным формам.
- В этом понятии объединяют очень различные по смыслу и содержанию формы, написанные после Бетховена и вплоть до наших дней
2 Вирелэ
Вирелэ как музыкальная форма имеет длинную и сложную историю, тесно связанную с общей историей развития раннесредневековых песни и танца.
Версии происхождения вирелэ:
- Некоторые научные исследования свидетельствуют о том, что изначально структура вирелэ схожа со структурой арабской песни XI века в Северной Африке и Испании, типа muwashshah-zajal. Эта же структура в свою очередь прослеживается в песнях провансальских трубадуров, а к XII веку и в так называемом стиле «старо-французского песнопения», наиболее распространенном на севере страны. В форме вирелэ написаны кантиги Альфонса Мудрого.
- Вторая группа исследователей предпочитает считать, что любые сходства между арабской песней и романскими песенными формами — это совпадения. Они выдвигают предположение, что главный источник формы вирелэ, а также и провансальской сельской песни в целом, — поэтические и музыкальные образцы, содержащиеся в литургических сборниках [].
Корень слова «virelai» — старофранцузское слово «virer» («вращаться» или «крутиться»). Это подтверждает что первоисточник слова имеет прямое отношение к танцу, как минимум во Франции. Интересно, что в XIII веке это слово писалось как «vireli». Вероятнее всего, написание (а возможно и структура) вирелэ образовалось под влиянием еще одной музыкальной и поэтической формы — лэ («lai»).
Структура вирелэ:
- Рефрен вирелэ обычно длиной в несколько строк и занимает всю первую музыкальную секцию.
- В вирелэ есть две группы (два комплекта) соотносящегося друг с другом текста для повторяющейся второй музыкальной секции с «открытым» (при первом повторе) и «закрытым» (при втором повторе) тактами.
- Происходит возврат к первой музыкальной секции с текстом, чтобы получилась рифма и правильный размер рефрена.
- Сам рефрен также повторяется.
Рефрен всегда появляется в конце, даже если вся структура должна будет повториться дважды или трижды, как это часто и было. В этом случае композиция могла быть сильно расширена [].
2.1 Вирелэ XIII века
- Короткие однокуплетные «каролы». Нигде не записано более одной строки для таких песенок. Люди проводили часы, распевая их, поэтому, предположительно, они повторяли их множество раз, сочиняя новые слова
- Сèst la fins. Рукопись Монпелье. Структура: I (A6-B5), II (C7), II (D7), I (E7-F5), I (A6-B5).
- Tuit cil. Рукопись Монпелье. Структура: I (A8-B8), II (C8), II (A8), I (D8-E8), I (A8-B8).
- Or la truix. Рукопись Монпелье, лист 338, также рукопись Ox. Bod. Douse 308, лист 226, 237.
- Li Regart de ses vers luz.
- Дансы трубадуров. Такие дансы обычно записывались всего одной строфой. Новые куплеты не добавлялись.
- Domna, pos vos ai chausida.
- Tant et gaya.
- Dame, bien me doneroi. Рукопись Ox. Bod. Douse 308, 62.
- Кантиги Альфонса Мудрого. Все произведения этого сборника — вирелэ. Эта песенная схема, очевидно, стала чрезвычайно популярна как в Испании, так и в Португалии, поскольку сохранилось много примеров. Начиная с XV века они описываются термином «villancico».
- Вирелэ Адама де ла Аля. Ко времени возникновения этих композиций (с конца 1260 года) многоголосие во Франции достигло значительного развития. Однако у Адама де ла Аля трехголосный склад прост и неприхотлив, преобладает движение типа «нота против ноты» .
2.2 Вирелэ XIV века
Вирелэ Жано дЭскуреля. 1304 год. Он сочинил пять монофонических вирелэ, в каждом из которых были использованы различные метрические схемы.
Gracieusette (32). Имеет отступление от нормы.
Douce Amour, confortez moi (20), а также остальные три, по структуре: I (A7-B7-A7-B7), II (C7-D5), II (C7-D5), I (A7-B7-A7-B7), I (A7-B7-A7-B7).
Вирелэ Машо
Важной характеристикой вирелэ XIV века было учащение использования сложных метрических схем в тексте с большим использованием контрастирующих (т.е. неравномерных) длин строк
Машо положил на музыку 33 вирелэ, только 8 из них используют полифонию, причем семь из них имеют очень простые двухчастные партии для голоса и тенор без текста (это служит указанием на возможно более «народную» природу). Единственное исключение — «Tres bonne et belle» (в нем добавлен контратенор) []. Очень характерные примеры виреле Машо:
Mors sui se je ne vous voy. Структура: I (A7-B4-B3-B4-A4-A7-B4), II (A7-A7-B4), II (A7-A7-B4), I (A7-B4-B3-B4-A4-A7-B4) и т.п.
Se ma dame m.
Песни из «Алой книги» монастыря Монсеррат:
Stella splendens,
Ad mortem festinamus,
Cuncti simus,
Polorum regina
и пр.
3 Баллады
Баллада (от позднелатинского ballo — «танцую») — танцевальная песня, содержащая сольный куплет и хоровой припев []. Фактически, баллада — это самая простая рондальная структура, привычная современному человеку — куплет и припев, регулярно чередующиеся. Однако даже такая простая структура имела в эпоху средневековья четкие правила (которые, впрочем, не всегда соблюдались). Так, баллада написанная по правилам, должна была состоять из трех строф с последующим более коротким посланием, написанным на три рифмы с обязательным рефреном. Число стихов в строфе должно было совпадать с числом слогов в стоке .
Самая ранняя из сохранившихся баллад — провансальская песня A lèntrada del temps clar, датируемая концом XII века.
Известно 9 баллад из поэзии трубадуров, 3 из них написаны Кервери де Жирона.
Для XIII века сохранилось несколько баллад Адама де ла Аль.