Серж кусевицкий — serge koussevitzky

Сергей александрович кусевицкий (serge koussevitzky) | belcanto.ru

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Serge Koussevitsky  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Serge Koussevitsky»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

биография

Ранняя карьера

Кусевицкий родился в еврейской семье профессиональных музыкантов в г. Вышний Волочёк, Тверская губерния (сегодняшний день Тверская область ), примерно в 250 км к северо-западу от Москвы, Россия. Его родители научили его скрипка, виолончель, и пианино. Он также узнал труба. В четырнадцать лет он получил стипендию Музыкально-драматический институт Московской филармонии, где он учился контрабас с Рамбусеком и теория музыки. Он преуспел в игре на басу, присоединившись к Большой Театр оркестр в возрасте двадцати лет, в 1894 году, и сменил своего учителя, Рамбусека, в качестве основного басиста в 1901 году. В том же году, согласно некоторым источникам, он дебютировал (25 марта) в качестве солиста в Москве. хотя его биограф Мозес Смит заявляет, что он дебютировал соло ранее, в 1896 году; Позже он получил признание критиков своим первым сольным концертом в Берлине в 1903 году. В 1902 году он женился на танцовщице Надежде Галат. В том же году с Рейнхольд Глиер С его помощью он написал популярный концерт для контрабаса, премьера которого состоялась в Москве в 1905 году. В 1905 году Кусевицкий развелся с Надеждой и женился на Наталии Ушковой, дочери чрезвычайно богатого торговца чаем. Вскоре он ушел из Большого театра, и пара переехала в Берлин, где Серж учился дирижированию под руководством. Артур Никиш, используя свое недавно обретенное состояние, чтобы расплатиться с долгами своего учителя по игре в азартные игры.

Дирижер и издатель

В Берлине он продолжал давать сольные концерты на контрабасе и, после двух лет практики дирижирования в собственном доме со студенческим оркестром, он нанял Берлинская филармония и дебютировал как дирижер в 1908 году. Сергей Рахманинов с Концерт для фортепиано с оркестром № 2, с композитором за фортепиано. В следующем году он и его жена вернулись в Россию, где он основал собственный оркестр в Москве и занялся издательским бизнесом, основав свою собственную фирму. Éditions Russes de Musique, и покупка каталогов многих величайших композиторов того времени. Среди композиторов, опубликованных Кусевицким, были Рахманинов, Александр Скрябин, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский, и Николай Метнер. В период с 1909 по 1920 год он продолжал выступать в качестве солиста в Европе, а в России он со своим оркестром гастролировал по городам вдоль побережья. Река Волга речным пароходом в 1910, 1912, 1914 годах. В программах много новых произведений. После 1917 г. Русская революция, он принял должность дирижера вновь названного Государственный филармонический оркестр Петрограда (1917–1920). В 1920 году он уехал из Советской России в Берлин и Париж. В Париже он организовал Концерты Кусевицкого (1921–1929), представляем новые произведения Прокофьева, Стравинского и Морис Равель. В 1924 году он занял пост в США, сменив Пьер Монте как проводник Бостонский симфонический оркестр. Однако летом он продолжал возвращаться в Париж, чтобы проводить свои Концерты Кусевицкого до 1929 года. В 1941 году он и его жена стали гражданами США.

В Америке

Внешний звук

Назначение Кусевицкого дирижером Бостонского симфонического оркестра (BSO) стало началом золотой эры для ансамбля, которая продлится до 1949 года. За этот 25-летний период он построил ансамблю репутацию ведущий американский оркестр. Вместе с Гертруда Робинсон Смит он сыграл центральную роль в разработке всемирно известных летних концертных и образовательных программ оркестра в Tanglewood где сегодня его имя носит главный концертный зал на 5700 мест. В начале 1940-х годов он обнаружил молодого тенора по имени Альфред Кокоцца (который позже будет известен как Марио Ланца ), и предоставил ему стипендию для учебы в Тэнглвуде. С Бостонским симфоническим оркестром он сделал множество записей, большинство из которых были хорошо оценены критиками. Среди его учеников и протеже Леонард Бернстайн, Элеазар де Карвалью, Самуэль Адлер, и Сара Колдуэлл. Однажды Бернштейн получил в подарок от Кусевицкого пару запонок и после этого носил их на каждом концерте, который он проводил.

Личная жизнь

Вторая жена Кусевицкого Натали умерла в 1942 году, и он создал в ее честь. В конце 1947 года он женился на Ольге Наумовой (1901–1978), племяннице Натали. Наумова жила с парой и была их секретарем 18 лет. Ольга Наумова — дочь выдающегося политика и государственного служащего. Александр Наумов (1868, Симбирск — 1950, Ницца. Франция), занимавший пост министра сельского хозяйства в российском императорском кабинете. Ее описывали как тихую и тихую, а Леонард Бернштейн и Аарон Копленд считали ее своими близкими друзьями.

Кусевицкий умер в Бостоне в 1951 году и был похоронен вместе со своей женой Натали в церкви на кладбище Хилл в Леноксе.

Legacy

As a conductor he elevated the Boston Symphony Orchestra to the status of a world-class symphonic ensemble and with the founding of the Tanglewood Music Institute he provided a unique and important educational experience that would contribute greatly to the development of young musicians throughout the world. The Tanglewood Institute Orchestra, comprised of student instrumentalists at the Institute, present weekly concerts during the summer season, thus providing them the opportunity to learn the orchestral repertory of the symphonic canon.

Another significant aspect of his musical legacy was commissioning, promotion and performing of new music. He commissioned many important composers to write music for the Boston Symphony. These commissions included works by such luminaries as Igor Stravinsky, Maurice Ravel, Paul Hindemith, Olivier Messiaen and Bela Bartok.

литература

Инго Бургхаузен: Важность Сергея Кусевицкого как контрабасиста и композитора. Неопубликованная дипломная работа, Веймар 1988 г.
Инго Бургхаузен: контрабасист и дирижер. Сергей Кусевицкий в день 40-летия со дня смерти 4 июня 1991 года

В: Das Orchester, том 39 (1991), выпуск 6, стр. 691–694.
Дэвид Хейес: басист из Бостона. В: Контрабасист № 2, осень / зима 1996, стр. 10-15.
Сюзанна Каулич: Играйте, когда я касаюсь воздуха выше! К 50-летию со дня смерти русского дирижера Сергея Кусевицкого. В: Das Orchester, том 49 (2001), выпуск 6, стр. 8-14

Сергей Кусевицкий в день 40-летия со дня смерти 4 июня 1991 года . В: Das Orchester, том 39 (1991), выпуск 6, стр. 691–694.
Дэвид Хейес: басист из Бостона . В: Контрабасист № 2, осень / зима 1996, стр. 10-15.
Сюзанна Каулич: Играйте, когда я касаюсь воздуха выше! К 50-летию со дня смерти русского дирижера Сергея Кусевицкого . В: Das Orchester, том 49 (2001), выпуск 6, стр. 8-14.

Фридрих Варнеке: Ad Infinitum. Контрабас. Его история и его будущее. Проблемы и их решение для улучшения игры на контрабасе . Перепечатка, стр. 44 и далее, интервальный выпуск, Лейпциг 2005 г., ISBN 3-938601-00-0

Примечания и ссылки [ править ]

Примечания

  1. ^ Оригинальный русский Кусевицкого имя является обычно транслитерации на английский язык либо как «Сергей» или «Сергей»; однако он сам использовал французское написание « Serge », используя его в своей подписи. (См . Официальный веб-сайт Музыкального фонда Кусевицкого . Проверено 5 ноября 2009 г.) Его фамилия может транслитерироваться по-разному: «Кусевицкий», «Кусевицкий», «Кусевицкий», «Кусевицкий» или, на польский язык, как «Кусевицкий». ; однако он сам предпочел использовать «Кусевицкого».
  2. Копленд не успел завершить работу к юбилею: американская премьера состоялась в следующем сезоне. Кусевицкий также пытался заказать фортепианный концерт Равеля солью ; Равель отклонил предложение , и американские премьеры работы были одновременно в Бостоне при Кусевицком и в Филадельфии при Леопольде Стоковски .

Рекомендации

  1. ^ http://www.bach-cantatas.com/Bio/Koussevitzky-Serge.htm
  2. ^ a b c d e f g Хосе Боуэн, «Кусевицкий , Сергей (Александрович)» в Сэди, Стэнли ; Джон Тиррелл , ред. (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание. Нью-Йорк: Словари Гроува. ISBN  1-56159-239-0 .
  3. ^ http://www.britannica.com/biography/Serge-Koussevitzky
  4. ^ Смит, Моисей (1947). Кусевицкий . Аллен, Таун и Хит. п. 15.
  5. ^ a b Колин Иток (весна 2003 г.). «Серж Кусевицкий открывает Америку» . Дискурсы в музыке . 4 (2).
  6. Лебрехт, Норман (1991). Миф о маэстро . Секакус, Нью-Джерси: Кэрол Паблишинг Груп. С.  135 . ISBN 1-55972-108-1.
  7. ^ Джоан Пейзер , Бернштейн: Биография
  8. ^ а б Копленд . «1900-1942» Аарона Копленда и Вивиан Перлис . ISBN 978-0-312-16962-6 . 
  9. ^ Копленд . «С 1943 года» Аарона Копленда и Вивиан Перлис. ISBN 978-0-312-03313-2 . 
  10. ^ a b Николс Р. Годы Арлекина: музыка в Париже 1917–1929. Темза и Гудзон, Лондон, 2002.
  11. ^ http://gershwin.com/publications/second-rhapsody/
  12. Коппола П. Дикс-септ и музыка в Париже 1922–1939. Librairie F Rouge & Cie, Лозанна, 1944, стр. 26.
  13. Перейти ↑ Smith 1947 , pp. 218, 224.
  14. ^ Николс, Роджер (2011). Равель . Нью-Хейвен, США и Лондон: Издательство Йельского университета. п. 310. ISBN 978-0-300-10882-8.
  15. ^ Эрнандес, Альберто (2008). Хесус Мария Санрома: американский пианист двадцатого века . Лэнхэм: Scarecrow Press. С. 178, 271. ISBN 978-1-4617-0680-9.
  16. ^ Вильфрид д’Ондт (15 октября 2003). «Серж Александрович Кусевицкий» у Wayback Machine (архивный указатель) Первоначально получено 2 апреля 2007 г.
  17. ^ Лаки, Питер. «En Blanc et Noir / О работе» . Кеннеди-центр . Дата обращения 7 ноября 2019 .
  18. ^ a b Сэйдзи Одзава на сайте www.bso.org . Проверено 5 ноября 2001.
  19. ^ a b Майкл Тилсон Томас на www.bso.org . Проверено 5 ноября 2009.
  20. ^ Янг, Эдвард Д. (осень 1990). «Серж Кусевицкий: полная дискография, часть II» . Журнал ARSC . Ассоциация звукозаписывающих коллекций . 21 (2): 261 . Проверено 5 октября 2009 .
  21. ^ «Джудит Раскин выигрывает премию». Нью-Йорк Таймс . 24 апреля 1956 г. — через http://timesmachine.nytimes.com/ .
  22. ^ «Названы два музыкальных победителя» . Нью-Йорк Таймс . 17 октября 1959 г. — через https://timesmachine.nytimes.com .
  23. ^ «Лауреаты премии молодых художников Сержа и Ольги Кусевицки» . www.musiciansclubofny.org . Проверено 23 марта 2018 .

Биография и творчество

Родился в музыкальной еврейской семье: отец — Александр Кусевицкий — отставной военный музыкант и мелкий ремесленник, мать — Анна Барабейчик — пианистка. У Сергея была сестра Анна (1866—1945), три родных брата — Адольф, Александр (?—1941) и Николай (1876—1942) — и единокровный брат Соломон (1902—?, от второго брака отца). Мать умерла от туберкулёза в 1877 году, и воспитанием детей занимался отец. Сергей обучался игре на скрипке, виолончели, фортепиано под руководством местного педагога Марии Фёдоровны Розенберг. В 1881 году семья приняла лютеранство, чтобы иметь право проживания вне пределов черты оседлости (так называемое «правожительство»). В семнадцатилетнем возрасте Кусевицкий получил стипендию московского миллионера и мецената К. К. Ушкова для продолжения учёбы в Музыкально-драматическом училище при Московском филармоническом обществе.

Особняк Кусевицких в Москве

С 1894 года — контрабас в оркестре Большого театра. В 1903 году дебютировал в Германии. В 1905 году, после женитьбы на Наталии Константиновне Ушковой, дочери мецената К. К. Ушкова, получив за ней огромное приданое, Кусевицкий демонстративно ушёл из оркестра Большого театра и опубликовал в московской газете «Русское слово» нашумевшую статью под названием «Новые илоты». В статье он в очень резких выражениях, с приведением цифр и фактов, обвинил Дирекцию императорских театров в бесчеловечной эксплуатации музыкантов оркестра, отдающих всё своё время и силы за ничтожный гонорар, обрекающий их самих и их семьи на полуголодное существование.

Вместе с женой Кусевицкий поселился в Берлине, где учился дирижированию у Артура Никиша. В 1908 году дебютировал как дирижёр с Берлинским филармоническим оркестром, исполнив с С. Рахманиновым его Второй фортепианный концерт.

По инициативе Рахманинова в 1909 году Кусевицкий, вложив начальный капитал, основал Российское музыкальное издательство. Рахманинов возглавил художественный совет издательства, а Кусевицкий на первых порах занялся организационной работой. Вскоре издательство приобрело широкую известность в России, а затем и в мировом масштабе. В издательстве были впервые опубликованы партитуры многих сочинений А. Скрябина, С. Прокофьева, И. Стравинского, позднее и самого Рахманинова.

В том же 1909 году Кусевицкий основал в Москве собственный оркестр, который с успехом концертировал в Европе. После Революции Кусевицкий руководил симфоническим оркестром в Петрограде (1917—1920), затем переехал в Париж, где с 1921 по 1928 годы проходили известные «Концерты Сергея Кусевицкого». Дружил с Прокофьевым, Стравинским, Равелем, Обуховым.

В 1923 году переехал в США (получил гражданство в 1941 году). В 1924—1949 годах руководил Бостонским симфоническим оркестром, с этим оркестром с 1936 года регулярно участвовал в Танглвудском фестивале. Дирижировал сочинениями Сибелиуса, Сати, Бартока, Бриттена, Хиндемита, Мессиана и др.

В годы Второй мировой войны Кусевицкий стал первым в США исполнителем Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича. Обращаясь к публике перед началом концерта, Кусевицкий сказал: «Я заявляю о моей вере в человечество, потому что надеюсь на победу России… Симфония Шостаковича является посланием веры и победы человеческого духа над смертью. Мы должны быть благодарны этому великому народу, который через тягчайшие страдания ведёт нас к надежде, свету и воскрешению». Весь сбор с концерта (11 тыс. долларов) был перечислен в фонд помощи России. В 1946 году возглавил созданный по его инициативе Американо-советский музыкальный комитет. Хлопотал о гастролях своего оркестра в СССР, однако ЦК ВКП(б) отклонил ходатайство Всесоюзного общества культурных связей (ВОКС), мотивируя решение тем, что оркестр Кусевицкого «слишком велик» и в его составе наверняка будут «разведчики и другие враждебные элементы». Кусевицкий приглашал приехать в Бостон С. С. Прокофьева, Д. Ф. Ойстраха. Гастроли Бостонского симфонического оркестра в СССР, как и гастроли Д. Ойстраха с Бостонским оркестром США, состоялись уже после смерти Кусевицкого.

Занимался преподаванием дирижёрского мастерства. Среди учеников Кусевицкого был Леонард Бернстайн. Некоторое время секретарём Кусевицкого была Генриетта Леопольдовна Гиршман (до Революции — жена московского миллионера В. О. Гиршмана).

Племянники Кусевицкого (сыновья его брата Адольфа Александровича (1867—1939) и Раисы Давыдовны Кусевицких) — американский дирижёр Фабиан Севицкий и доктор медицинских наук, профессор Иосиф Адольфович Кусевицкий (1896—?).

Наследие

В 1915 г. Клод Дебюсси посвятил первую часть своего En blanc et noir для двух фортепиано Кусевицкому.

Будучи заядлым сторонником новой музыки, Кусевицкий создал Музыкальные фонды Кусевицкого в 1942 году. Основная цель фондов заключалась в том, чтобы помогать композиторам, заказывая новые композиции и оплачивая расходы на их исполнение. Новые работы, созданные при поддержке фондов, включают: Бенджамин Бриттен с опера Питер Граймс, Опера Дугласа Мура Баллада о Малышке Доу, Бела Барток с Концерт для оркестра, Аарон Копленд Симфония № 3, Анри Дютийё струнный квартет Ainsi la Nuit и Оливье Мессиан с Турангалила-Симфония.

После смерти Кусевицкого в 1951 году его вдова Ольга Кусевицкая представила контрабасиста. Гэри Карр с его контрабас, когда-то считалось, что они были изготовлены в 1611 году братьями Антонио и Джироламо Амати. Инструмент теперь носит имена Карра и Кусевицкого, и на нем играл басист. Скотт Пингел и Оркестр Академии Сан-Франциско.

В 1956 году американский композитор Говард Хэнсон, друг Кусевицкого, написал свой Элегия для Кусевицкий Сергей.

В Музыкальный центр Тэнглвуд награждает Кусевицкого за выдающегося студенческого дирижера. Он вручается с 1954 года, но, в отличие от многих премий, вручается не ежегодно. Среди прошлых победителей Сэйдзи Одзава (1960),Рассел Пек (1966), и Майкл Тилсон Томас (1969).

В Клуб музыкантов Нью-Йорка, президентом которой Ольга Кусевицкая была с 1962 по 1975 годы, вручает Премию молодых художников имени Сержа и Ольги Кусевицких. Ежегодно вручаются три приза в категориях, чередующихся между голосом, струнными, фортепиано и деревянными / медными духовыми инструментами. Победители включили Джудит Раскин (1956),Жан Крафт (1959),Роберт ДеГаетано (1969), Поль Нойбауэр (1982) и Франсуа Сальке (1994).

Серж Кусевицкий

Внешний звук

Кусевицкий в Европе

В 1920 году Кусевицкий решает уехать в Европу. Ему отказывают в выезде на основании того, что, если Советская Россия потеряет такого дирижера, страна лишится симфонической музыки. Кусевицкий настаивает и заявляет, что если и останется, то не продирижирует больше ни одной нотой, уедет в деревню и будет пахать землю, так что результат будет тот же.

Как ни странно, эта угроза сработала, разрешение было дано, и в мае 1920 года Кусевицкие навсегда покидают Россию. В зарубежных банках сохранилась значительная часть их капитала, и благодаря этому Кусевицкий смог продолжать концертную деятельность.

После непродолжительного пребывания в Берлине Кусевицкие селятся в Париже. Их дом становится местом притяжения многочисленных артистов и музыкантов, преимущественно «авангардистов». Парижские друзья звали Сергея на французский манер «Сержем», и это имя закрепилось за ним на всю жизнь.

В Париже Серж Кусевицкий вновь создает оркестр, с которым проводит «Симфонические концерты Кусевицкого».

В 1921 году он дирижирует постановками «Бориса Годунова» и «Хованщины» в Гранд-Опера. В 1928 году в этом же театре он дирижирует премьерой оперы С.Прокофьева «Огненный ангел».

Примечания

  1. Семейное древо в Serge Koussevitzky Archive — lcweb2.loc.gov/service/music/eadxmlmusic/eadpdfmusic/mu002008_x.pdf: Фамилия матери иногда неверно указывается как Воробейчик.
  2. Moses Smith. Koussevitzky. New York, 1947 (гл. 1, стр. 4) — www.questia.com/read/89794235
  3. Serge Koussevitzky — sites.google.com/site/greatmusicleaders/home/serge_koussevitzky
  4. Биография С. Кусевицкого — www.questia.com/PM.qst?a=o&docId=89794245
  5. См. интервью С. А. Кусевицкого Леону Аркину в ежедневной нью-йоркской газете «Форвертс» (The Jewish Daily Forward) от 27 сентября 1924 года (примечание на стр. 4 — www.questia.com/read/89794235): «Yes, I was born a Jew. But when I was six years old my parents embraced Christianity in order to be able to maintain their right of residence and not be ruined».
  6. Б. Сарнов «Я ещё не всё про себя знаю» — www.lechaim.ru/ARHIV/119/sarnov.htm

Notable premieres

In concert

  • Scriabin, Prometheus: Poem of Fire, Moscow, March 2, 1911
  • Ravel’s orchestration of Mussorgsky’s Pictures at an Exhibition, Paris, October 19, 1922
  • Prokofiev, First Violin Concerto with Marcel Darrieux as soloist, Paris, October 18, 1923
  • Prokofiev, Second Symphony, Paris, June 6, 1925
  • Prokofiev, Fourth Symphony, Boston, November 14, 1930
  • George Gershwin, Second Rhapsody, Boston Symphony Orchestra, Symphony Hall, Boston, January 29, 1932
  • Bartók, Concerto for Orchestra, Boston Symphony Orchestra, Carnegie Hall, New York, December 1, 1944
  • Samuel Barber, Knoxville: Summer of 1915, Eleanor Steber as soloist, Boston Symphony Orchestra, 1948

Recordings

  • Sibelius, Seventh Symphony, BBC Symphony Orchestra, HMV, London, 1933
  • Roy Harris, Third Symphony, Boston Symphony Orchestra, 1939
  • Berlioz, Harold in Italy with William Primrose as soloist, 1946

Художественное наследие

Дирижерскому стилю Кусевицкого свойственны яркий темперамент и сдержанность, что при четкой технике дирижирования позволяло ему добиваться совершенства оркестрового исполнения

Интерпретации Кусевицкого отличаются чрезвычайным вниманием к авторскому тексту и замыслам

Так, после записи исполнения Седьмой симфонии Д. Шостаковича, получив список замечаний автора, он сделал новую запись с их учетом.

Кусевицкий также занимался композицией, среди его произведений — концерт для контрабаса с оркестром и «Пассакалия на русскую тему» для оркестра. В личности и творчестве Кусевицкого сочетались выдающийся инструменталист и дирижер, музыкальный просветитель и меценат.

Champion of contemporary music

In 1922, Koussevitzky commissioned what has come to be known as one of the greatest and most popular examples of orchestration in the repertoire, Maurice Ravel’s transcription of Modest Mussorgsky’s 1874 suite for piano, Pictures at an Exhibition. It was premiered by the Boston Symphony in 1923, and quickly became the most famous and celebrated orchestration of the work that had ever been made. Conductor Arturo Toscanini, who apparently had no great fondness for nineteenth century Russian music, considered the Mussorgsky-Ravel version of Pictures the greatest example of orchestration that had yet been produced, and performed and recorded the work for RCA Victor in 1953. Koussevitzky held the rights to this version for many years, but after his death, practically every celebrated conductor in existence recorded it, and new recordings of this orchestration of Pictures are constantly appearing.

Koussevitzky was a great champion of modern music, commissioning a number of works from prominent composers. For Boston Symphony Orchestra’s 50th anniversary he commissioned Ravel’s piano concerto, Gershwin’s 2nd Rhapsody, Prokofiev’s 4th Symphony (which was later revised by the composer), Hindemith’s Concert Music for Strings and Brass, and Igor Stravinsky’s Symphony of Psalms, as well as works by Roussel and Hanson.
In 1942 he founded the Koussevitzky Foundation to commission and perform new works—among the results were Benjamin Britten’s opera Peter Grimes, Béla Bartók’s Concerto for Orchestra, Aaron Copland’s Symphony No. 3, and Olivier Messiaen’s Turangalîla-Symphonie. Among Koussevitzky’s recording premieres was that of Sibelius’s Seventh Symphony.

Литература

  • Leichtentritt H. Serge Koussevitzky, the Boston Symphony Orchestra, and the new American music. — New York: AMS Press, 1978.
  • Юзефович В. Сергей Кусевицкий. Русские годы. — М.: Языки славянской культуры, 2004.
  • Сергей Прокофьев. Сергей Кусевицкий. Переписка. 1910—1953 / Подготовка публикации и текст комментариев: В. Юзефович. — М.: Дека—ВС, 2011.
  • Юзефович В. Сергей Кусевицкий. Годы в Париже. Между Россией и Америкой. — М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. -488 с.
  • Chronicle of a Non-Friendship: Letters of Stravinsky and Koussevitzky / Edited, introduced, and annotated by Victor Yuzefovich // The Musical Quarterly. — 2002. — Vol. 86, № 4. — P. 750—885.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

Serge Koussevitsky  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Serge Koussevitsky»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Notable premieres

In concert

  • Scriabin, Prometheus: Poem of Fire, Moscow, March 2, 1911
  • Ravel’s orchestration of Mussorgsky’s Pictures at an Exhibition, Paris, October 19, 1922
  • Prokofiev, First Violin Concerto with Marcel Darrieux as soloist, Paris, October 18, 1923
  • Prokofiev, Second Symphony, Paris, June 6, 1925
  • Prokofiev, Fourth Symphony, Boston, November 14, 1930
  • George Gershwin, Second Rhapsody, Boston Symphony Orchestra, Symphony Hall, Boston, January 29, 1932
  • Bartók, Concerto for Orchestra, Boston Symphony Orchestra, Carnegie Hall, New York, December 1, 1944
  • Samuel Barber, Knoxville: Summer of 1915, Eleanor Steber as soloist, Boston Symphony Orchestra, 1948

Recordings

  • Sibelius, Seventh Symphony, BBC Symphony Orchestra, HMV, London, 1933
  • Roy Harris, Third Symphony, Boston Symphony Orchestra, 1939
  • Berlioz, Harold in Italy with William Primrose as soloist, 1946

От смычка контрабаса — к дирижерской палочке

В том же 1905 году молодые супруги уезжают в Берлин. Концерты Кусевицкого по-прежнему пользуются огромным успехом у публики, но его самого карьера контрабасиста-виртуоза, какой бы она ни была триумфальной, перестает удовлетворять. Его все больше привлекает дирижирование. В некоторых источниках Кусевицкого называют учеником Артура Никиша, но формально он не учился искусству дирижера ни у одного маэстро. Он старался не пропускать концерты и особенно репетиции Никиша, Малера, Вейнгартнера, Моттля в Берлине, следил за их движениями и партитурой, изучал их технику. Дома он дирижировал перед роялем, за которым нанятый пианист исполнял фортепианные переложения оркестровых произведений, до тех пор, пока не был удовлетворен своей техникой дирижирования. Этот метод изучения партитуры он использовал и позднее, на протяжении всей своей жизни.

Дирижерский дебют Сергея Кусевицкого с оркестром Берлинской филармонии состоялся 23 января 1908 года. Берлинские критики отметили новизну, силу и свежесть его выступления и предупредили, что крупным дирижерам скоро нужно будет считаться с тем, что в их рядах появился новый серьезный конкурент.

Дебют был настолько успешным, что Кусевицкий вскоре получает ангажементы в Лондоне (Сергей Рахманинов солирует), Вене и Париже. О нем пишут как об одном «из самых даровитых дирижеров молодого поколения». Осенью 1909 года он впервые дирижирует в России. Русская публика встречает молодого дирижера восторженно. В 1910 году Артур Никиш заявил Кусевицкому: «Я изумлен! Как вы могли достичь таких высот в дирижировании за столь короткое время? Вы прирожденный дирижер. Всё есть — техника, воображение, темперамент, и всё вы исполняете с такой пластичностью… Удивительно!»

С самого начала своего дирижерской деятельности Кусевицкий настаивает на включение в репертуар новых, современных произведений. Не всегда это проходит гладко, и со стороны молодого дирижера требуется упорство и умение убеждать. В 1910 году Кусевицкий выбирает «Поэму экстаза» Александра Скрябина для выступления с Лондонским симфоническим оркестром. Во время первой же репетиции оркестранты проявляют такую враждебность по отношению к непривычному произведению, что дирижеру приходится с удвоенной энергией преодолевать их сопротивление. Он заверяет музыкантов, что их бунт вскоре перерастет в невиданное воодушевление, и через год они будут гордиться тем, что исполнили это произведение первыми. Еще до премьеры оркестранты признают, что Кусевицкому не придется ждать год, пока они оценят «Поэму экстаза». Репетиции убедили их в правоте дирижера.

Кусевицкого со Скрябиным связывает не только творческая, но и личная дружба. Премьера «Прометея» в 1911 году становится кульминацией их совместной деятельности.

Кусевицкий способствовал продвижению новых произведений Рахманинова, Стравинского, Метнера, Прокофьева.

Деятельность Кусевицкого в эти годы приобретает необычайный размах: в 1909–1914 годах он проводит в Москве «Симфонические концерты Кусевицкого» с участием лучших исполнительских сил России того времени, создает собственный оркестр — «Оркестр Кусевицкого» — из 85 музыкантов (многие из них впоследствии вошли в состав «Персимфанса» — оркестра без дирижера), проводит фестивали музыки Бетховена, Чайковского, Баха, устраивает просветительские гастроли оркестра по городам России, «не затронутым музыкальной культурой». Кусевицкий устанавливает особые, символические, цены на билеты для студентов.

«Потребность в хорошей музыке проникает в слои населения, остававшиеся ранее чуждыми ей… Главное мое стремление — приучить широкую публику не только интересоваться , но и понимать ее».

Кусевицкий не ограничивается концертной деятельностью — он создает «Российское музыкальное издательство», целью которого была популяризация произведений молодых российских композиторов. Он также основал в Санкт-Петербурге бесплатную музыкальную библиотеку.

Life and career

Early career

Koussevitzky was born into a poor Jewish family, growing up in Vyshny Volochyok, Tver Oblast, about 250 km northwest of Moscow. His parents were professional musicians who taught him violin, cello, and piano. At the age of fourteen he received a scholarship to the Musico-Dramatic Institute in Moscow for the study of double bass and music theory. He excelled at the bass, joining the Bolshoi Theatre orchestra at the age of twenty and succeeding his teacher as the principal bassist at twenty-seven. In 1901, he made his debut as a soloist in Moscow, and won critical acclaim for his first Berlin recital in 1903. In 1902 he married his first wife, the dancer Nadezhda Galat. The same year he wrote a popular concerto for the double bass. Koussevitzky divorced his first wife and married Natalie Ushkov, the daughter of an extremely wealthy tea merchant, in 1905. At some time before this he had converted from Judaism to Christianity. The couple moved to Germany. In Berlin Sergei studied conducting under Arthur Nikisch, using his new-found wealth to pay off his teacher’s gambling debts.

Conductor and publisher

In 1908 Koussevitzky made his professional debut as a conductor, hiring and leading a concert with the Berlin Philharmonic Orchestra. The next year he founded his own orchestra in Moscow and branched out into the publishing business, forming his own firm and buying the catalogues of many of the greatest composers of the age. Among the composers published by Koussevitzky were Scriabin, Prokofiev, Stravinsky and Medtner. During the period 1909 to 1920 he established himself as a brilliant conductor in Europe. After the Russian Revolution, he returned to his homeland for a brief time to conduct the State Symphony Orchestra of Petrograd; in 1920, he made his way to Paris, where he organized the Concerts Koussevitzky, presenting new works by Prokofiev, Stravinsky, and Ravel. In 1924 he moved to the United States, and would become a citizen in 1941.

In America

He was appointed conductor of the Boston Symphony Orchestra in 1924, beginning a golden era for the ensemble that would continue until 1949. Over the next twenty-five years, he continued building the ensemble’s reputation as a leading American orchestra, and developing its summer concert and educational programs at Tanglewood. With the Boston Symphony he made numerous recordings, some of which are available on compact disc. Most of his recordings have been well-regarded by critics. His students and protégés included Leonard Bernstein and Sarah Caldwell. Bernstein guest conducted the Boston Symphony, including the 1951 world premiere of Charles Ives’ second symphony. Ironically, Bernstein’s very last concert, in August 1990, was with the Boston Symphony at Tanglewood.

Tanglewood

Perhaps the most enduring aspect of Koussevitsky’s musical legacy is the Tanglewood Music Center and the Tanglewood Concerts. Nestled in the Bershire Mountains near the New York/Massachusettes state lines, the Tanglewood estate has become the summer home of the Boston Symphony Orchestra. Initiated in 1936, the first concerts were presented in a tent and proved to be extraordinarily successful as more than 15,000 people attended. It was in the same year that, Mary Aspinwall Tappan a wealthy New England resident and arts lover donated her family’s summer estate, Tangelewood, to the Boston Symphony where the orchestra has presented its summer concerts ever since (with the exception of the World War II years of 1942-1945.) In 1938 a large, 5,000 seat, open-air music hall (the Koussevitsky Shed) was constructed thereby giving the Boston Symphony a permanent facility to present its summer concert season.

In 1940 Koussevitzky established a summer music training program at Tanglewood for aspiring young classical musicians. The Tanglewood Music Center has attracted talented musicians from throughout the world who would train and attend Master Classes with members of the Boston Symphony and visiting guest artists. Great artists, including legendary American musicians Aaron Copland and Leonard Bernstein, trained there and returned to teach other gifted students.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: