Общая характеристика творчества шуберта

Шуберт. хоровое творчество

Sources[edit]

Multi-volume editions, websites and catalogues

  • Alte Gesamt-Ausgabe (AGA) = Franz Schubert’s Works: Schubert, Franz (1884–1897). Johannes Brahms; Ignaz Brüll; Anton Door; Julius Epstein; Johann Nepomuk Fuchs; Josef Gänsbacher; Joseph Hellmesberger Sr.; Eusebius Mandyczewski (eds.). Franz Schubert’s Werke: Kritisch durchgesehene Gesammtausgabe (in German). Leipzig: Breitkopf & Härtel. Reprints of several volumes by Kalmus and Dover Publications; Franz Schubert’s Werke (Series I–XIX and XXI), Series XX, Revisionsbericht: Scores at the International Music Score Library Project
  • Deutsch catalogue (D) = Schubert Thematic Catalogue:
    • Deutsch, Otto Erich; et al. (Donald R. Wakeling) (1951). Schubert: Thematic Catalogue of all his Works in Chronological Order (1st ed.). London: Dent. 1995 reprint, with errata correction: Deutsch, Otto Erich; et al. (Donald R. Wakeling) (1995). The Schubert Thematic Catalogue (Dover ed.). Mineola, N.Y.: Dover Publications. ISBN 0486286851.
    • Deutsch, Otto Erich (1978). Walther Dürr; Arnold Feil; Christa Landon ; Werner Aderhold (eds.). Franz Schubert: Thematisches Verzeichnis seiner Werke in chronologischer Folge. New Schubert Edition (in German). Kassel: Bärenreiter. ISBN 9783761805718. ISMN 9790006305148.
      • Series VIII (Supplement)
      • Volume 4
  • Hoboken catalogue (Hob.): «Joseph Haydn (1732–1809): Werke sortiert nach Hob (Hoboken-Verzeichnis, 1957-78)» (in German). Kaiserslautern: Klassika. Retrieved 3 September 2017.
  • Köchel catalogue (K.): «Wolfgang Amadeus Mozart (1756–1791): Werke sortiert nach KV6 (Köchel-Verzeichnis, 6. Auflage, 1964)» (in German). Kaiserslautern: Klassika. Retrieved 3 September 2017.
  • Neue Schubert-Ausgabe (NSA) = New Schubert Edition:
    • NSA scores: Schubert, Franz (1968–2019). International Schubert Association (Tübingen) (ed.). Franz Schubert (1797–1828): New Edition of the Complete Works (in German). Kassel: Bärenreiter. Individual volumes:
      • NSA II, 15: Schubert, Franz; Neumann, Johann Philipp (2008). Jahrmärker, Manuela; Aigner, Thomas (eds.). Sacontala. New Schubert Edition (in German). Kassel: Bärenreiter. ISMN 9790006497294.

        Series II (Stage Works), Vol. 15

      • NSA VIII, 4: See above Deutsch (1978)
    • NSA website: «New Schubert Edition». Tübingen: International Schubert Association. Retrieved 2 September 2017.
  • Schubert Online: «www.schubert-online.at: Schubert music manuscripts, first and early editions online». Vienna: Austrian Academy of Sciences (ÖAW). Retrieved 1 September 2017.
  • The LiederNet Archive: Ezust, Emily; et al. (LiederNet contributors). «Composer: Franz Peter Schubert (1797 — 1828)». Ontario: LiederNet Corporation. Retrieved 1 September 2017.

Other

Сочинения

Октет. Автограф Шуберта.

  • Piano Sonata — Moderato
    Piano Sonata — Andante
    Piano Sonata — Menuetto
    Piano Sonata — Allegretto
    Piano Sonata — Moderato
    Piano Sonata — Andante
    Piano Sonata — Scherzo
    Piano Sonata — Allegro
    Mass in G, movement 1
    Mass in G, movement 2
    Mass in G, movement 3
    Mass in G, movement 4
    Mass in G, movement 5
    Mass in G, movement 6
    Impromptu in B-flat, movement 1
    Impromptu in B-flat, movement 2
    Impromptu in B-flat, movement 3
    Impromptu in B-flat, movement 4
    Impromptu in B-flat, movement 5
    Impromptu in B-flat, movement 6
    Impromptu in B-flat, movement 7
    Impromptu in A-flat, D. 935/2 (Op. 142 No. 2)
    Der Hirt auf dem Felsen
  • Помощь по воспроизведению
  • Оперы — Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьеррабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в том числе Граф фон Гляйхен, и др.;
  • Зингшпили (7), в том числе Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне);
  • Музыка к пьесам — Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же);
  • Для солистов, хора и оркестра — 7 месс (1814-1828), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовные сочинения, оратории, кантаты, в том числе Победная песнь Мирьям (1828);
  • Для оркестра — симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая до мажор, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая до мажор, 1828), 8 увертюр;
  • Камерно-инструментальные ансамбли — 4 сонаты (1816-1817), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828?), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811-1826), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др.;
  • Для фортепиано в 2 руки — 23 сонаты (в том числе 6 незавершённых; 1815-1828), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827-28), 6 музыкальных моментов (1823-1828), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы , лендлеры , немецкие танцы, менуэты, экосезы , галопы и др.; 1812-1827);
  • Для фортепиано в 4 руки — сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши и др.;
  • Вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения;
  • Песни для голоса с фортепиано, (более 600) в том числе циклы «Прекрасная мельничиха » (1823) и «Зимний путь» (1827), сборник «Лебединая песня» (1828), «Третья песня Эллен » («Ellens dritter Gesang», также известная как «Ave Maria Шуберта»).

Choral music

Композитор
Франц Шуберт
Жанр
хоровые
Страна
Австрия

Со школьных лет Шуберт сочинял также хоровую музыку: духовные произведения, светские кантаты, много хоров и ансамблей для бытового музицирования, в частности излюбленные в немецком и австрийском быту мужские хоры и квартеты (всего более 100). В хоровых сочинениях его индивидуальность выявилась слабее, чем в сольной песне и инструментальной музыке. Кроме того, здесь больше, чем в инструментальных партитурах, ощутимо недостаточное владение полифоническим письмом. И тем не менее и в этой области у него есть интересные достижения.

Художественный интерес представляют две мессы Шуберта — As-dur (1822) и Es-dur (1828).

Подобно Бетховену, Шуберт не интересовался культовым содержанием мессы. В двух названных шубертовских мессах совсем нет мистического настроения. Они пронизаны духом беспокойных исканий. Литургический текст местами трактован так вольно, что исполнение этих месс становится несовместимым с требованиями церковной службы. В обоих произведениях встречаются отдельные эпизоды, близкие психологическим романсам Шуберта. Образы и художественные приемы месс отличаются своеобразным, неповторимым характером.

Исключительно разнообразна по художественным замыслам и исполнительскому составу светская хоровая музыка Шуберта — произведения для мужского хора или ансамбля, хора a cappella, хора с сопровождением оркестра или фортепиано. Бесспорная историческая заслуга композитора заключается в том, что в эпоху, когда в светском искусстве господствовали сольное пение и инструментальная музыка, он сохранил прекрасные традиции национальных многоголосных ансамблей и, в известном смысле, подготовил хоровое начало будущей национально-романтической оперы Германии и Австрии.

Творчески значительны и оригинальны два хоровых «романса» Шуберта: «Песнь на свободе» на текст Caлиса (1817) и «Песнь духов над водами» на поэму Гёте, существующая в трех редакциях (1817, 1820, 1821, последняя с участием солистов и струнного оркестра). Эти произведения далеки от типа многоголосного ансамбля, распространенного в австрийском и немецком быту. Они не имеют прототипов в современном Шуберту искусстве. Посредством необычайной в хоровой музыке красочности гармоний, благодаря смелости и разнообразию модуляций, ритмической свободе Шуберт достигает поразительных психологических и эмоциональных эффектов. Иногда эти произведения сравнивают с хоровыми лирическими мадригалами эпохи позднего Возрождения.

Особый интерес представляет незаконченная оратория «Лазарь» (1819–1820).

Впоследствии Мендельсон, испытывая отвращение к вульгарным развлекательным требованиям современного оперного театра, обратился к оратории, чтобы воплотить в ней свои высокие музыкально-драматические идеалы. Шуберт пятнадцатью годами раньше проделал этот путь. Все, что влекло Шуберта именно как оперного композитора, он осуществил в первом действии своей незаконченной оратории. По сохранившимся эпизодам можно судить о том, как смело Шуберт предваряет в ней будущую музыкальную драму, опередив не только «Эврианту» Вебера, но и «Тангейзера» и «Лоэнгрина» Вагнера. Но уже во втором действии Шуберт впадает в привычный театральный стиль. Возможно, что осознание разрыва между уровнем первого действия и шаблонным характером последующих сцен побудило композитора отказаться от завершения своей «ораториальной драмы».

Поворот в области хоровой музыки произошел у Шуберта в конце жизни, после тщательного ознакомления с партитурами генделевских ораторий. Под их воздействием он написал героическую кантату «Победная песнь Мириам» на текст Грильпарцера (1828). Заинтересовавшись хоровой музыкой, Шуберт даже договорился с теоретиком Зехтером об уроках контрапункта. Произошло это, однако, буквально накануне смерти композитора, и новые замыслы его в области хоровой музыки остались невоплощенными.

В. Конен

Chamber and instrumental music

Композитор
Иоганнес Брамс
Жанр
камерные и инструментальные
Страна
Германия

Иоганнес Брамс много работал в камерно-инструментальном жанре. Характерная для него склонность к тонкой художественной детализации образа обусловила этот интерес. Причем интенсивность работы повышалась в переломные годы, когда Брамс ощущал необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании своих творческих принципов. Так было в конце 50-х и начале 60-х годов и позже — на рубеже 80—90-х годов: в эти периоды создано большинство его камерных сочинений. Всего же Брамс оставил двадцать четыре крупных, преимущественно четырехчастных, цикла. В шестнадцати из них использовано фортепиано.

Разнообразным, богатым содержанием наделены сонаты — две для виолончели и три для скрипки с фортепиано (В поздний период творчества написаны еще две сонаты — для кларнета с фортепиано.).

От страстной элегии первой части (особо отметим замечательную 32-тактную мелодию главной партии!) к печальному, венскому по своим оборотам вальсу второй части и мужественной энергии финала — таков основной круг образов Первой виолончельной сонаты e-moll ор. 38. Духом мятежной романтики проникнута Вторая соната F-dur ор. 99. И хотя это произведение в художественной цельности уступает предшествующему, но превосходит его по глубине чувств и волнующему драматизму.

Живое свидетельство неистощимой творческой фантазии Брамса содержится в скрипичных сонатах. Каждая из них неповторимо индивидуальна. Первая G-dur ор. 78 привлекает поэтичностью, широким, текучим и плавным развитием; в ней есть и пейзажные моменты — словно весеннее солнце прорывается сквозь сумрачные, дождевые облака… Вторая соната A-dur ор. 100 песенная, светлая и бодрая, изложена лаконично и собранно. Вторая часть обнаруживает родство с Григом. Вообще, некоторая «сонатинность» — отсутствие большого развития — выделяет ее среди других камерных сочинений Брамса.

Третья соната d-moll ор. 108 наиболее драматична, в ней с большим совершенством развиты мятежно-романтические образы Второй виолончельной сонаты. Они приобрели здесь страстно мятущийся характер. Показательна в этом плане первая часть. Несмотря на контрастность содержания, ее главная и побочная партии близки друг другу: вторая тема дает обращение основных мотивов первой, но в иных соотношениях длительностей:

Обе темы нервно возбужденные, что далее приводит к остродраматичной разработке, особенно в эпизоде длительно выдержанного органного пункта на доминанте (сорок шесть тактов). Напряжение усиливается благодаря ложной репризе (отклонение в fis-moll, затем в D-dur). Лишь вслед за бурным взрывом чувств возникает первоначальный облик главной партии. Выразительный штрих в коде — просветление в мажоре после заключительного органного пункта на тонике (двадцать два такта).

Если музыка второй части, где чудесная по напевной щедрости главная тема дополняется другой, более страстной, полна тепла и человечности, то в следующей части преобладают образы жутких видений. Как неотвязная мысль, как напоминание о каком-то кошмаре, звучит краткий мотив:

В финале с новой силой прорывается бурно протестующее начало. На ритмическом движении тарантеллы возникают образы то горделивого утверждения, то безудержного падения — так создается действенная атмосфера борьбы. Этот финал может быть причислен к лучшим героико-драматическим страницам музыки Брамса (ср. с Третьей симфонией).

Среди трех фортепианных трио особенно выделяется последнее — c-moll ор. 101. Глубоко впечатляют мужественная сила, сочность и полнокровие музыки этого произведения. Эпической мощью проникнута первая часть, где железная, неуклонная поступь темы главной партии дополняется вдохновенной гимнической мелодией побочной:

Начальное зерно их интонаций совпадает. Этот оборот пронизывает дальнейшее развитие. Образы скерцо, весь его причудливый склад контрастируют с третьей частью, где главенствует простой волнующий напев в народном духе. Финал дает органическое завершение цикла, утверждающего идею созидательной воли человека, прославляющего его дерзновенные подвиги.

Одним из наиболее сильных и значительных произведений Брамса является фортепианный квинтет f-moll ор. 34.

Помимо того, Брамс написал одно трио с валторной и одно с кларнетом, три фортепианных квартета, квинтет с кларнетом и для струнного состава — три квартета, два квинтета и два секстета.

М. Друскин

Литература

1.

Иванов М. М. Петербургская хроника // Музыкальный листок. 1876. №2. С. 22-24.

2. Кюи Ц. А. Первое квартетное собрание Русского музыкального общества // Музыкальное обозрение. 1885. №7. С. 49-51.
3. Кюи Ц. А. Первое квартетное собрание Русского музыкального общества // Музыкальное обозрение. 1885/86. №2. С. 9-11.
4. Фаминцын А. С. Петербургская хроника // Музыкальный листок. 1875. №3. С. 33-37.
5. Фаминцын А. С. Петербургская хроника // Музыкальный листок. 1874-1875. №18. С. 249-255.
6. Моисеев Г. А. Камерные ансамбли П. И. Чайковского. М.: Музыка, 2009. 293 с.
7. Чайковский П. И. Литературные произведения и переписка. Полное собрание сочинений. Т. VI. М.: Музгиз, 1961. 397 с.
8. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. Полное собрание сочинений. Т. I. М.: Музгиз, 1955. 399 с.
9. Римский-Корсаков Н. А. Литературные произведения и переписка. Полное собрание сочинений. Т. VIII Б. М.: Музыка, 1982. 253 с.
10. Римский-Корсаков Н. А. Квартет 6-с1иг // Римский-Корсаков, Н. А. Камерные ансамбли. Полное собрание сочинений. Т. 27. М.: Музгиз, 1955. С. 121-151.
11. Римский-Корсаков Н. А. Фортепианное трио с-то11 // Римский-Корсаков, Н. А. Камерные ансамбли. Полное собрание сочинений. Т. 28 б. М.: Музыка, 1970. 83 с.
12. Римский-Корсаков Н. А. Переписка с В. В. Ястребцевым и В. И. Бельским. СПб.: СПбГК, 2004 443 с.
13. Римский-Корсаков Н. А. Воспоминания В. В. Ястребцева. Т. 2. Л.: Музгиз, 1960. 634 с.
14. Трайнин В. Я. М. П. Беляев и его кружок. Л.: Музыка, 1975. 128 с.
15. Без автора. Богемский квартет и рус кварт веч // РМГ. 1899. №42. Стлб. 1054-1056.

Поступила в редакцию 03.03.2014 г.

CHAMBER-INSTRUMENTAL ENSEMBLES OF N. A. RIMSKY-KORSAKOV AT THE ST. PETERBURG CONCERT LIFE OF SECOND HALF OF XIXth CENTURY.

E. V. Stepanova

St. Petersburg State Conservatory 3 Teatralnaya square, 190000 Saint Petersburg, Russia.

A special sphere of N. A. Rimsky-Korsakov creativity — chamber instrumental works is studied. These ensembles were written during the period of development of chamber music in Russia. At this time, societies of chamber music were founded; outstanding musicians took part in concerts of chamber music and performed works of different epochs and genres; many Russian composers wrote chamber ensembles. Rimsky-Korsakov is known as author of great operas and orchestral works. His instrumental ensembles are traditionally considered as of secondary importance. However, these works were of interest to the composer for a long time. As a result, chamber ensembles are represented by different compositions: quartets, sextet, quintet, trio and works written together with other composers. Rimsky-Korsakov worked on technique, composition, instrumental decision in chamber ensembles. Instrumental ensembles of Rimsky-Korsakov are special part of composer&s heritage and Russian chamber music of XIX century.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Ivanov M. M. Muzykal&nyi listok. 1876. No. 2. Pp. 22-24.
2. Kyui Ts. A. Muzykal&noe obozrenie. 1885. No. 7. Pp. 49-51.
3. Kyui Ts. A. Muzykal&noe obozrenie. 1885/86. No. 2. Pp. 9-11.
4. Famintsyn A. S. Muzykal&-nyi listok. 1875. No. 3. Pp. 33-37.
5. Famintsyn A. S. Muzykal&-nyi listok. 1874-1875. No. 18. Pp. 249-255.
6. Moiseev G A. Kamernye ansambli P. I. Chaikovskogo . Moscow: Muzyka, 2009.
7. Chaikovskii P. I. Literaturnye proizvedeniya i perepiska. Polnoe sobranie sochinenii. T. VI. . Moscow: Muzgiz, 1961.
8. Rimskii-Korsakov N. A. Letopis& moei muzykal&noi zhizni. Polnoe sobranie sochinenii. T. I. . Moscow: Muzgiz, 1955.
9. Rimskii-Korsakov N. A. Literaturnye proizvedeniya i perepiska. Polnoe sobranie sochinenii . Moscow: Muzyka, 1982.
10. Rimskii-Korsakov N. A. Kvartet G-dur Rimskii-Korsakov, N. A. Kamernye ansambli. Polnoe sobranie sochinenii. Vol. 27. Moscow: Muzgiz, 1955. Pp. 121-151.
11. Rimskii-Korsakov N. A. Rimskii-Korsakov, N. A. Kamernye ansambli. Polnoe sobranie sochinenii. Vol. 28 b. Moscow: Muzyka, 1970.
12. Rimskii-Korsakov N. A. Perepiska s V. V. Yastrebtsevym i V. I. Bel&skim . Saint Petersburg: SPbGK, 2004.
13. Rimskii-Korsakov N. A. Vospominaniya V. V. Yastrebtseva . Vol. 2. Leningrad: Muzgiz, 1960.
14. Trainin V. Ya. M. P. Belyaev i ego kruzhok . Leningrad: Muzyka, 1975.
15. Bez avtora. Bogemskii kvartet i rus kvart vech RMG 1899. No. 42. Stlb. 1054-1056.

Received 03.03.2014.

Примечания

  1. Ныне входит в состав Альзергрунда , 9-го района Вены.

  2. Шуберт Франц . Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 24 марта 2012.

  3. Walther Dürr, Andreas Krause (Hrsg.): Schubert Handbuch
    , Bärenreiter/Metzler, Kassel u.a. bzw. Stuttgart u.a., 2. Aufl. 2007, S. 68, ISBN 978-3-7618-2041-4

  4. Dietmar Grieser: Der Onkel aus Preßburg. Auf österreichischen Spuren durch die Slowakei
    , Amalthea-Verlag, Wien 2009, ISBN 978-3-85002-684-0 , S. 184

  5. Andreas Otte, Konrad Wink. Kerners Krankheiten großer Musiker. — Schattauer, Stuttgart/New York, 6. Aufl. 2008, S. 169, ISBN 978-3-7945-2601-7

  6. Kreissle von Hellborn, Heinrich (1865). Franz Schubert
    , pp. 297-332

  7. Gibbs, Christopher H. (2000). The Life Of Schubert
    . Cambridge University Press, pp. 61-62, ISBN 0-521-59512-6

  8. Например, Крайсль на стр. 324 описывает интерес к творчеству Шуберта в 1860-х годах, а Гиббс на стр. 250-251 описывает размах торжеств по случаю столетия композитора в 1897-м.

  9. Liszt, Franz; Suttoni, Charles (translator, contributor) (1989). An Artist’s Journey: Lettres D’un Bachelier ès Musique, 1835-1841 .
    University of Chicago Press, p. 144. ISBN 0-226-48510-2

  10. Newbould, Brian (1999). Schubert: The Music and the Man
    . University of California Press, pp. 403-404. ISBN 0-520-21957-0

  11. В. Галацкая. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. — М.: Музыка. 1983. — С. 155

  12. В. Галацкая. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. — М.: Музыка. 1983. — С. 212

Chamber and instrumental music

Композитор
Роберт Шуман
Жанр
камерные и инструментальные
Страна
Германия

Образцом для трех струнных квартетов Шумана (a-moll, F-dur, A-dur) служили бетховенские произведения этого рода. Но Шуману не удалось сохранить жанровую специфику, так тонко разработанную Бетховеном. Как и у его предшественника, в струнных ансамблях Шумана сосредоточен ряд глубоких и вдохновенных мыслей. Но этот разнообразный и поэтичный музыкальный материал не всегда удачно выражен квартетными средствами. По сравнению с бетховенскими, их форма упрощена, а фактура подчас слишком пианистична. Это в особенности относится к прекрасному Adagio Первого квартета

Кроме того, в шумановском цикле медленные части настолько возвышаются над всеми другими, настолько поглощают внимание слушателя, что остальные три части приобретают значение «обрамления». Из трех квартетов наиболее доступным является Первый

Третий, очень ценимый П. И. Чайковским, — самый романтически-эмоциональный и отличается осо­бенно богатым гармоническим языком.

Наиболее значительные камерные произведения Шумана связаны с фортепиано. В их числе интимное и взволнованное фортепианное трио d-moll (1847). Фортепианный квартет Es-dur неизмеримо превосходит по богатству идеи струнные квартеты. По вдохновенности и красоте тем, по смелости и роскоши гармонии, предвосхищающей гармонический язык Франка, он не уступает знаменитому квинтету.

Фортепианный квинтет Es-dur — одно из лучших сочинений Шумана. Он достиг здесь редкого для себя совершенства в сочетании мятежного порыва и стройности изложения. Свежесть, непосредственность, юношеский пыл, свойственные ранним фортепианным произведениям Шумана, нашли свое отражение в квинтете с его крупным планом, ясным изложением, самобытными темами народного склада.

В. Конен

Камерно-инструментальные ансамбли:

3 сонаты для скрипки и фортепиано
ор. 105, 1851
ор. 121, 1851
1853, 2-я и 4-я её части первоначально написаны для сонаты F-A-E (Frei, aber einsam, 1853, сочинена совместно с И. Брамсом и А. Дитрихом)

фортепианное сопровождение к 6 сонатам для скрипки соло И. С. Баха (1853)
5 пьес в народном духе духе (Fünf Stücke im Volkston) для виолончели и фортепиано (ор. 102, 1849)Сказочные картины (Märchenbilder) для альта и фортепиано (4 пьесы, ор. 113, 1851, ad libitum для скрипки и фортепиано)

для духовых и фортепиано
Adagio и Allegro для фортепиано и валторны (ор. 70, 1849, ad libitum для виолончели или скрипки)
Фантастические пьесы (Fantasiestücke, для кларнета и фортепиано, ор. 73, 1849, ad libitum для скрипки или виолончели)
3 романса для гобоя и фортепиано (ор. 94, 1849, ad libitum для скрипки или кларнета)

3 фортепианных трио
d-moll, op. 63, 1847
F-dur, op. 80, 1849
g-moll, op. 110, 1851

Фантастические пьесы (Fantasiestücke, для фортепиано, скрипки и виолончели, ор. 88, 1842)
Сказочные повествования (Märchenerzählungen, 4 пьесы для кларнета, альта, фортепиано и скрипки ad libitum, op. 132, 1853)

фортепианный квартет (Es-dur, op. 47, 1842)
3 струнных квартета (a-moll, F-dur, A-dur, op. 41, 1842)фортепианный квинтет (Es-dur, op. 44, 1842)

Инструментальное творчество Шуберта

Инструментальное творчество Шуберта насчитывает 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 15 фортепианных сонат, множество пьес для фортепиано в 2 и 4 руки. Выросший в атмосфере живого воздействия музыки Гайдна, Моцарта, Бетховена, которая была для него не прошлым, а настоящим, Шуберт удивительно быстро – уже к 17-18 годам – в совершенстве освоил традиции венской классической школы. В его первых симфонических, квартетных и сонатных опытах особенно ощутимы отголоски Моцарта, в частности, 40-й симфонии (любимейшего сочинения молодого Шуберта). С Моцартом Шуберта тесно сближает ясно выраженный лирический склад мышления. В то же время во многом он выступил наследником гайдновских традиций, о чем говорит близость к австро-немецкой народной музыке. Он перенял у классиков композицию цикла, его частей, основные принципы организации материала. Однако опыт венских классиков Шуберт подчинил новым задачам.

Романтические и классические традиции образуют в его искусстве единый сплав. Шубертовская драматургия – следствие особого замысла, в котором господствует лирическая направленность и песенность, как главный принцип развития. Шубертовские сонатно-симфонические темы родственны песням – и по своему интонационному строю, и по приемам изложения и раз­вития. Венские классики, особенно Гайдн, нередко также создавали темы на основе песенной мелодики. Однако воздействие песенности на инструментальную драматургию в целом было ограниченным – разработочное развитие носит у классиков чисто инструментальный характер. Шуберт же всячески подчеркивает песенную природу тем:

  • часто излагает их в репризной замкнутой форме, уподобляя законченной песне (ГП I части сонаты A-dur);
  • развивает при помощи варьированных повторов, вариантных пребразований, в отличие от традиционного для венских классиков симфонического развития (мотивного вычленения, секвенцирования, растворения в общих формах движения);
  • иным становится и соотношение частей сонатно-симфонического цикла – первые части нередко излагаются в неторопливых темпах, в результате чего значительно сглаживается традиционный классический контраст между быстрой и энергичной первой частью и медленной лирической второй.

Соединение того, что казалось несовместимым – миниатюрного с масш­табным, песенного с симфоническим – дало совершенно новый тип сонатно-симфонического цикла – лирико-романтический.

Chamber and instrumental music

Композитор
Антонин Дворжак
Жанр
камерные и инструментальные
Страна
Чехия

Наряду с симфонической важное значение в наследии Дворжака имеет камерно-инструментальная музыка. Конечно, во многом близки друг другу эти две сферы

Однако в связи с особенностями жанра камерно-инструментальные сочинения наделены более тонким рисунком, разнообразной отделкой психологических нюансов.

Всего к этому жанру принадлежит тридцать одно произведение Дворжака, с обычной для классического цикла четырехчастной структурой (лишь четыре цикла трехчастны и по одному — пятичастны и шестичастны).

Очень характерен для лирического дарования Дворжака его рано пробудившийся интерес к камерной музыке: он обратился к ней еще в 60-х годах, на заре своей творческой биографии. Это, казалось бы, удивительно, ибо первый чешский профессиональный квартет дебютировал в Праге лишь в 1873 году. Но если вспомнить, что в чешской народно-музыкальной практике инструментальные ансамбли были широко популярны еще с XVII века, тогда придется признать не только влияние Гайдна и Бетховена, Моцарта и Шуберта на первые юношеские годы Дворжака, но и прочно утвердившейся национальной традиции.

Так или иначе, к 1879 году, то есть в тридцативосьмилетнем возрасте, Дворжак уже являлся автором десяти струнных квартетов. Десятый квартет Es-dur op. 51 — относится к лучшим у Дворжака. Чарующей поэзией простых, радостных чувств проникнуты все части цикла. Незадолго до того композитор закончил первую тетрадь «Славянских танцев». Славянским колоритом отмечен и этот квартет, в первой части которого передано веселое, с оттенком юмора, настроение; вторую часть образует «думка» (по форме это рондо с двумя контрастирующими разделами), третью — безыскусный «романс»; четвертая же часть (как и первая — в сонатной форме) выдержана в духе оживленной, истинно чешской скочны.

К числу наиболее известных сочинений Дворжака принадлежит также фортепианный квинтет A-dur op. 81 (второй по счету, 1887 год). И здесь преобладает светлое, радостное приятие жизни. Слушая квинтет начиная с первой его части, не знаешь чему больше поражаться — мелодической щедрости композитора или его совершенному, в том числе и полифоническому, мастерству! Отметим попутно, что вторая часть квинтета вновь обозначена как «думка» (в концентрической форме: abcaba), а третья — как «фуриант». Музыка же финала увлекает зажигательным весельем.

Наконец, выделим еще одно сочинение Дворжака, опять обнаруживающее славянские симпатии автора. Это — «Думки» для фортепиано, скрипки и виолончели ор. 90 (1890—1891), содержащие тесно связанные друг с другом шесть пьес. Здесь Дворжак отошел от обычной структуры сонатного цикла

Вначале, как эпический запев, звучит тема у скрипки, приобретающая затем важное значение. В следующем разделе первой «Думки» та же тема идет в дважды убыстренном движении, тогда как в верхнем регистре фортепиано проходят контрапунктирующие подголоски танцевального склада

Подобное сочетание распевности и танцевальности пронизывает все пьесы. Однако в четвертой «Думке» русская по духу протяжная песня неожиданно приобретает героически-балладный облик.

Взволнованная патетика слышится и в начальных жалобных интонациях шестой «Думки», а весь цикл завершается порывистым движением, звучащим как мятежный призыв.

Самобытное содержание, совершенство выражения, демократизм музыки Дворжака находят в данном цикле замечательное воплощение.

М. Друскин

Список сочинений:

Сонаты
Скрипичная соната F-dur ор. 57 (1880)
Скрипичная сонатина G-dur ор. 100 (1893)

Фортепианные триоТрио B-dur ор. 21 (1875)
Трио g-moll ор. 26 (1876)
Трио f-moll ор. 65 (1883)
«Думки» ор. 90 (1891)

Фортепианные квартеты
Квартет D-dur ор. 23 (1875)
Квартет Es-dur ор. 87 (1889)

Струнные квартеты
Квартет a-moll ор. 16 (1874)
Квартет d-moll ор. 34 (1877)
Квартет Es-dur ор. 51 (1879)
Квартет C-dur ор. 61 (1881)
Квартет E-dur ор. 80 (1876, ранее был помечен ор. 27)
Квартет F-dur ор. 96 (1893)
Квартет As-dur ор. 105 (1895)
Квартет G-dur ор. 106 (1895)

Фортепианный квинтетКвинтет A-dur ор. 81 (1887)

Струнные квинтеты
Квинтет G-dur ор. 77 (1875, ранее был помечен ор. 18)
Квинтет Es-dur ор. 97 (1893)

Струнный секстет
Секстет A-dur ор. 48 (1878)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: