Родители
Роберт родился 8 июня 1810 года в немецком городке Цвиккау, расположенном в живописной Саксонии.
Глава семейства, Фридрих Август Шуман, был сыном обедневшего священника из Ронненбурга. Обладал от природы поэтическим талантом. Однако бедность, в которой протекали его детские и юношеские годы, заставили парня расстаться с мечтами о поэзии и заняться торговым делом. Окончив школу, он поступил на службу к одному купцу в качестве ученика. Но торговля была ему крайне противна, в то время как книгами Фридрих Август зачитывался до сумасшествия. В конце концов, он ушёл от купца, вернулся домой к родителям и занялся литературным делом. Написанный им роман не был опубликован, но стал поводом для знакомства с книготорговцами. Шумана пригласили работать помощником в книжную лавку, и он с радостью согласился.
В скором времени Фридрих Август познакомился с очаровательной девушкой Иоганной Кристианой Шнабель, которую полюбил всем сердцем. Их браку воспротивились родители невесты из-за крайней бедности жениха. Но настойчивый Шуман за год так усердно потрудился, что скопил денег не только на свадьбу, но и на открытие собственной книжной лавки. Когда торговые дела пошли особенно успешно, Фридрих Август перевёл их в город Цвиккау, где открыл магазин под названием «Братья Шуманы».
Мама Роберта Шумана, Иоганна Кристиана, в отличие от замкнутого и серьёзного мужа была женщиной весёлой, горячей, иногда вспыльчивой, но очень доброй. Она занималась домом и воспитанием детей, которых в семье было пятеро – сыновья (Карл, Эдуард, Юлий, Роберт) и дочь Эмилия.
Будущий композитор был самым младшим ребёнком в семье. Мать после его рождения впала в какой-то экзальтированный восторг и сосредоточила на Роберте всю свою материнскую любовь. Она называла младшенького ребёнка «светлой точкой на своём жизненном пути».
Любовь Роберта и Клары
Братская нежность к этой талантливой девочке, дочери учителя Шумана, со временем перешла в глубокое сердечное чувство. Молодые люди поняли, что созданы друг для друга: у них были одинаковые жизненные цели, одинаковые художественные вкусы. Но это убеждение не разделялось Фридрихом Виком, который считал, что муж Клары должен прежде всего обеспечить ее материально, а этого от неудавшегося пианиста, каким был в глазах Вика Шуман, нечего ждать. Боялся он и того, что замужество помешает концертным триумфам Клары.
«Борьба за Клару» продолжалась целых пять лет, и лишь в 1840 году, выиграв судебный процесс, молодые люди получили официально разрешение на брак.
Роберт и Клара Шуман
Этот год биографы Шумана называют годом песен. Шуман создал тогда несколько песенных циклов: «Любовь поэта» (на стихи Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на стихи А. Шамиссо), «Мирты» – цикл, написанный в качестве свадебного подарка Кларе. Идеалом композитора было полное слияние музыки и слова, и он действительно достиг этого.
Так начались счастливые годы жизни Шумана. Горизонты творчества расширились
Если раньше его внимание было почти целиком сосредоточено на фортепианной музыке, то теперь вслед за годом песен наступает пора симфонической музыки, музыки для камерных ансамблей, создается оратория «Рай и Пери». Шуман начинает и педагогическую деятельность в только что открывшейся Лейпцигской консерватории, сопровождает Клару в ее концертных поездках, благодаря которым его сочинения завоевывают все более широкую известность
В 1944 году Роберт и Клара проводят несколько месяцев в России, где их встретило теплое, дружеское внимание музыкантов и любителей музыки.
Любовь Роберта и Клары
Роберт и Клара
Братская нежность к этой талантливой девочке, дочери учителя Шумана, со временем перешла в глубокое сердечное чувство. Молодые люди поняли, что созданы друг для друга: у них были одинаковые жизненные цели, одинаковые художественные вкусы. Но это убеждение не разделялось Фридрихом Виком, который считал, что муж Клары должен прежде всего обеспечить ее материально, а этого от неудавшегося пианиста, каким был в глазах Вика Шуман, нечего ждать. Боялся он и того, что замужество помешает концертным триумфам Клары.
«Борьба за Клару» продолжалась целых пять лет, и лишь в 1840 году, выиграв судебный процесс, молодые люди получили официально разрешение на брак.
Роберт и Клара Шуман
Этот год биографы Шумана называют годом песен. Шуман создал тогда несколько песенных циклов: «Любовь поэта» (на стихи Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на стихи А. Шамиссо), «Мирты» — цикл, написанный в качестве свадебного подарка Кларе. Идеалом композитора было полное слияние музыки и слова, и он действительно достиг этого.
Так начались счастливые годы жизни Шумана. Горизонты творчества расширились
Если раньше его внимание было почти целиком сосредоточено на фортепианной музыке, то теперь вслед за годом песен наступает пора симфонической музыки, музыки для камерных ансамблей, создается оратория «Рай и Пери». Шуман начинает и педагогическую деятельность в только что открывшейся Лейпцигской консерватории, сопровождает Клару в ее концертных поездках, благодаря которым его сочинения завоевывают все более широкую известность
В 1944 году Роберт и Клара проводят несколько месяцев в России, где их встретило теплое, дружеское внимание музыкантов и любителей музыки.
Слайды и текст этой презентации
Роберт Шуман. Жизнь и творчество.
Роберт Шуман
Роберт Александер Шуман (1810-1856) немецкий композитор и музыкальный критик. Родился 8 июня 1810 года в Цвиккау (Германия), в семье книготорговца и издателя. Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста Иоганна Кунцша. В возрасте 10 лет начал сочинять музыку.
В 1828 году Шуман поступил в Лейпцигский университет. По настоянию матери планировал стать юристом, но музыка всё больше затягивала юношу. В 1830 году начал брать уроки фортепиано у Ф. Вика и композиции у Г.Дорна.
Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с фанатичным упорством и … повредил правую руку, поэтому о карьере профессионального пианиста пришлось забыть. Тогда Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой.
В 1840 году Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии. В том же году он женился на дочери его учителя, выдающейся пианистке — Кларе Вик. У них родилось восемь детей. Шуман преподавал в Лейпцигской консерватории, учреждённой в 1843 году Ф.Мендельсоном.
Клара Вик
В 1844 году Шуман с супругой совершили гастрольную поездку в Россию — в Санкт-Петербург и Москву. В том же году они переехали в Дрезден. Там впервые проявились признаки нервного расстройства композитора.
В начале 1854 года после обострения болезни Шуман попытался покончить жизнь самоубийством, но был спасён. Шумана пришлось поместить в психиатрическую лечебницу в Энденихе близ Бонна, где он и оставался до конца жизни. В больнице он почти не сочинял, лишь изредка ему разрешали увидеться с супругой.
Роберт Шуман оставил богатое творческое наследие. Один из самых знаменитых циклов «Карнавал». В нем перед слушателем предстают сценки, танцы, маски и ряд музыкальных портретов: Паганини, Шопен и возлюбленная супруга музыканта.
Шуман является автором 4 симфоний, 7 увертюр, 7 различных концертов, огромного количества фортепианных, камерных инструментальных, вокальных, хоровых произведений. Шуман продолжал традиции лирической песни, заложенной Шубертом. Фортепьянное сопровождение нередко дополняет смысл слов, придаёт песне больший драматизм и выразительную силу.
Роберт Шуман
Умер Роберт Шуман 29 июля 1856 года в Энденихе близ Бонна (Германия), был похоронен в Бонне. Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам 19 столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Антон Рубинштейн, Пётр Чайковский, деятели «Могучей кучки».
Памятник Р. Шуману в Цвиккау
Могила Роберта и Клары Шуман
Роберт Шуман
К 200-летию со дня рождения композитора (2010 год) в ФРГ была выпущена памятная серебряная монета номиналом 10 евро
Симфонии Шумана
«Начало весны» «Вечер»«Веселая игра»«Весна в расцвете»
Увертюры Шумана
Увертюра, скерцо и финал для оркестраУвертюра к опере «Геновева»;Увертюра к «Мессинской невесте» Ф. Ф. Шиллера для большого оркестра;Увертюра к «Манфреду», драматической поэме в трех частях лорда Байрона с музыкой;Увертюра к «Юлию Цезарю» Шекспира для большого оркестра;Увертюра к «Герману и Доротее» Гёте для оркестра;Увертюра к «Сценам из «Фауста» Гёте;
Фортепианные произведения Шумана
Увертюра, скерцо и финал для оркестраУвертюра к опере «Геновева»;Увертюра к «Мессинской невесте» Ф. Ф. Шиллера для большого оркестра;Увертюра к «Манфреду», драматической поэме в трех частях лорда Байрона с музыкой;Увертюра к «Юлию Цезарю» Шекспира для большого оркестра;Увертюра к «Герману и Доротее» Гёте для оркестра;Увертюра к «Сценам из «Фауста» Гёте;
Личная жизнь
В сентябре 1840 года Роберт женился на дочери своего музыкального наставника Фридриха Вика. Этот брак встретил много препятствий на своём пути. При всём уважении к Шуману, Фридрих Вик желал для своей дочери более подходящего жениха. Влюблённые даже прибегли к крайней мере – обратились в суд с просьбой решить их судьбу.
Суд вынес решение в пользу молодых, и они сыграли скромную свадьбу в селе Шенфельд. Осуществилась мечта Шумана, теперь рядом с ним были любимая Клара Вик и фортепиано. Блестящая пианистка соединилась с великим композитором, у них родилось восемь детей – четыре девочки и четыре мальчика. Супруги были безумно счастливы, пока у Роберта не начались психические отклонения.
Страсть к музыке
Шуман долго колебался, чему посвятить свой жизненный путь – музыке или литературе? Отец, конечно же, хотел, чтобы сын осуществил его несбывшиеся мечты и стал писателем или поэтом. Но всё решил случай. В 1819 году в Карлсбаде мальчик попал на концерт Мошелеса. Игра виртуоза произвела на юного Шумана необыкновенное впечатление, он потом долго хранил концертную программку, словно святыню. С этого дня Роберт понял, что сердце его окончательно и бесповоротно принадлежит музыке.
В 1828 году юноша окончил гимназию, получив диплом первой степени. Радость от этого слегка омрачалась предстоящим выбором карьеры и профессии. К этому времени умер отец, и Роберт лишился всяческой творческой поддержки. Мама настаивала на дальнейшем юридическом образовании. Послушав её уговоры, Роберт стал студентом Лейпцигского университета. В 1829 году он перевёлся в одно из самых престижных в Германии высших учебных заведений – университет Гейдельберга.
Но сердце молодого композитора истосковалось по музыке, и в 1830 году Шуман получил разрешение от матери бросить юридическую учёбу и заняться творческой деятельностью.
Учеба юного Роберта Шумана
Клара Вик
По желанию родных Роберт поступил в университет (Лейпцигский, а потом Гейдельбургский). Занятия на юридическом факультете он был намерен совмещать с музыкой. Но с течением времени Шуман понял, что он не юрист, а музыкант, и стал настойчиво добиваться согласия матери (отец к тому времени умер) на то, чтобы целиком посвятить себя музыке.
Согласие, в конце концов, было дано. Большую роль сыграло ручательство видного педагога Фридриха Вика, который заверил мать Шумана, что из ее сына при условии серьезных занятий получится выдающийся пианист. Авторитет Вика был не пререкаем, ведь его дочь и ученица Клара, тогда еще девочка, уже была концертирующей пианисткой.
Роберт снова перебрался из Гейдельберга в Лейпциг и превратился в старательного и покорного ученика. Считая, что ему надо скорее наверстать упущенное время, он занимался без устали, а для того чтобы добиться свободы движения пальцев, изобрел механическое приспособление. Это изобретение сыграло роковую роль в его жизни – оно привело к неизлечимому заболеванию правой руки.
Роковой удар судьбы
Это был ужасный удар. Ведь Шуман с величайшим трудом добился разрешения родных бросить почти законченное образование и посвятить себя целиком музыке, а в итоге он мог только кое-как непослушными пальцами что-то наигрывать «для себя»… Было от чего прийти в отчаяние. Но без музыки он уже не мог существовать. Еще до катастрофы с рукой он начал брать уроки теории и серьезно заниматься композицией. Теперь эта вторая линия стала первой. Но не единственной
Шуман стал выступать как музыкальный критик, и его статьи – меткие, острые, проникающие в самую суть музыкального произведения и особенности музыкального исполнения – сразу привлекли к себе внимание.
Шуман-критик
Известность Шумана-критика предшествовала известности Шумана-композитора.
Шуману было всего двадцать пять лет, когда он отважился на то, чтобы организовать собственный музыкальный журнал. Он стал издателем, редактором и основным автором статей, появлявшихся от имени членов «Давидова братства» — «Давидсбунда».
Того братства, от имени которого выступал шумановский «Новый музыкальный журнал», в действительности не существовало, это была литературная мистификация. Был небольшой кружок единомышленников, но Шуман считал членами братства всех передовых музыкантов, в частности Берлиоза и Шопена, чей творческий дебют он приветствовал восторженной статьей. Сам Шуман подписывался двумя псевдонимами, в которых были воплощены разные стороны его противоречивой натуры и разные грани романтизма. Образ Флорестана – романтика-бунтаря и Эвсебия – романтика-мечтателя мы находим не только в литературных статьях Шумана, но и в его музыкальных произведениях.
Шуман-композитор
А музыки писал он в эти годы много. Одна за другой создавались тетради его фортепианных пьес под непривычным для того времени названиями: «Бабочки», «Фантастические пьесы», «Крейслериана», «Детские сцены» и др. Сами названия говорят о том, что в этих пьесах отразились разнообразные жизненные и художественные впечатления Шумана. «В «Крейслериане», например, созданный писателем-романтиком Э. Т. А. Гофманом образ музыканта Крейслера, своим поведением и даже самим существованием бросавшего вызов окружавшей его мещанской среде. «Детские сцены» — мимолетные зарисовки жизни детей: игры, сказки, детские фантазии, то страшные («Пуганье»), то светлые («Грезы»).
Все это относится к области программной музыки
Названия пьес должны дать толчок воображению слушателя, направить его внимание в определенную сторону. Большинство пьес – миниатюры, в лаконичной форме воплощающие какой-то один образ, одно впечатление
Но Шуман часто объединяет их в циклы. Самое известное среди таких сочинений – «Карнавал» — состоит из ряда небольших пьес. Здесь и вальсы, и лирические сцены встреч на балу, и портреты реальных и вымышленных персонажей. Среди них наряду с традиционными карнавальными масками Пьеро, Арлекина, Коломбины мы встречаем Шопена и Паганини, встретим, наконец и самого Шумана в двух лицах – Флорестана и Эвсебия, и юную Кьярину – Клару Вик.
Проблемы со здоровьем и смерть
Биография Шумана была насыщена разнообразными событиями, композитор оставил после себя богатое музыкальное и литературное наследие. Такая одержимость своим делом и жизнью не могла пройти бесследно. Примерно в 35 лет у композитора стали проявляться первые признаки серьезного нервного расстройства. Два года он ничего не писал.
И хотя композитору оказывали различные почести, приглашали на серьезные должности, он уже не мог вернуться к прежней жизни. Нервы его окончательно расшатались.
В 44 года композитор впервые после приступа затяжной депрессии попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись с моста в Рейн. Его удалось спасти, но особых перемен в его самочувствии не наблюдалось. Два года Шуман провел в психиатрической больнице и умер в 46 лет. За все это время композитор не создал ни одного произведения.
Кто знает, как сложилась бы жизнь композитора, если бы он не повредил пальцы на руке и все-таки стал пианистом… Возможно, Шуман, биография которого оборвалась в 46 лет, прожил бы более долгую жизнь и не помешался бы умом.
Кстати, существует версия, что композитор повредил свои пальцы, создав самодельный тренажер для них по типу инструментов Генри Герца и Тициано Поли. Суть тренажеров в том, что средний палец руки привязывался к бечевке, которая крепилась к потолку. Этот инструмент призван был тренировать выносливость и амплитуду раскрытия пальцев. Но при неумелом использовании можно и порвать сухожилия таким образом.
Существует еще одна версия, по которой Шуману пришлось лечиться от сифилиса модным тогда способом — вдыхать пары ртути, что вызвало побочный эффект в виде паралича пальцев. Но жена Шумана не подтвердила ни одну из этих версий.
Детство и юность
Композитор родился 8 июня 1810 года на территории Саксонии (Германия). У мамы и папы Шумана была интересная история любви. Их родители были против брака из-за бедности отца Роберта. В итоге мужчине удалось доказать, что он достоин руки их дочери. Он много работал, накопил на свадьбу и открыл собственное дело. Таким образом, Роберт Шуберт был долгожданным ребёнком. Его воспитывали в любви и заботе.
Кроме Роберта, родители воспитывали ещё пятерых детей. С раннего детства Шуман отличался непокорным и весёлым характером. Нравом он был похож на мать. Женщина обожала баловать детей, а вот глава семейства был молчаливым и замкнутым человеком. Он предпочитал воспитывать своих наследников в строгости.
Когда Роберту было 6 лет, его отправили учиться в школу. Педагоги твердили родителям о том, что мальчик обладает лидерскими качествами. В этот же период времени открылись его творческие способности.
Через год мама поспособствовала тому, чтобы Роберт научился играть на фортепиано. Вскоре мальчик проявил наклонности ещё и к сочинению композиций. Он начал писать оркестровую музыку.
Глава семейства настаивал на том, чтобы Шуман свою жизнь посвятил литературе. Мама настаивала на получении юридического образования. Но молодой человек видел себя исключительно в музыке.
После того как Роберт побывал на концерте популярного пианиста Игнаца Мошелеса, он окончательно понял, чем хочет заниматься в будущем. У родителей не оставалось шансов после значительных побед Шумана в музыкальной сфере. Они сдались и благословили сына на занятие музыкой.
Robert Schumann (Роберт Шуман): Биография композитора
Особенности музыки
Шуман творил в эпоху романтизма и, конечно, это отразилось на его творчестве.
Роберт Шуман, биография которого была в некотором смысле наполнена личностными переживаниями, писал психологическую музыку, которая далека была от фольклорных мотивов. Произведения Шумана — это нечто «личное». Его музыка очень переменчива, что отражает то которым постепенно начинал заболевать композитор. Шуман и сам не скрывал, что его натуре свойственна двойственность.
Гармоничный язык его произведений более сложный, нежели у его современников. Ритм творений Шумана достаточно прихотлив и капризен. Но это не помешало композитору снискать народную славу еще при жизни.
Однажды во время прогулки в парке композитор насвистывал себе под нос тему из «Карнавала». Один из прохожих сделал ему замечание: мол, если у вас нет слуха, то лучше не «портьте» произведения уважаемого композитора.
Среди самых известных произведений композитора числятся следующие:
- романсовые циклы «Любовь поэта», «Круг песен»;
- фортепианные циклы «Бабочки», «Карнавал», «Крейслериана» и др.
Последний удар судьбы
Вместе навсегда
Но счастливые годы омрачились незаметно подкрадывавшейся болезнью Шумана, поначалу казавшейся простым переутомлением. Дело, однако, оказалось серьезнее. Это было психическое заболевание, иногда отступавшее – и тогда композитор возвращался к творческому труду и талант его оставался таким же ярким и оригинальным, иногда обострявшееся – и тогда он уже не мог ни работать, ни общаться с людьми. Болезнь постепенно подтачивала его организм, и последние два года жизни он провел в больнице.
Но вот что замечательно: Шуман закончил свой творческий путь так же, как он его начал, — открытием новой звезды на музыкальном горизонте. В молодости он приветствовал юного Шопена, на закате жизни – молодого Иоганнеса Брамса, в будущем крупнейшего немецкого симфониста. Даже название последней статьи Шумана – «Новые пути» — символично. Открывателем новых путей он был всю свою жизнь, таким и остался в памяти человечества.
https://youtube.com/watch?v=QqEWbOzL_GQ
Детство
Шуман рос шаловливым и весёлым ребёнком. Мальчик был очень симпатичным, с тонко очерченным личиком, которое обрамляли белокурые длинные локоны. Он был не только любимым маминым сыночком, но и баловнем всего семейства. Взрослые и дети спокойно терпели проказы и капризы Роберта.
В шестилетнем возрасте мальчика отдали в школу Денера. Среди одноклассников Шуман сразу же стал выделяться и первенствовать. Во всех играх он был вожаком, а когда играли в самую любимую – в солдатики, Роберт непременно избирался полководцем и руководил сражением.
Нельзя сказать, что в школе Шуман учился блестяще, но его богатая творческая натура проявилась сразу. Обнаружив у ребёнка отличный музыкальный слух, в семилетнем возрасте родители отдали его к местному органисту обучаться игре на фортепиано. Помимо музыкальности проявились в Роберте и отцовские гены, мальчик сочинял стихи, чуть позже трагедии и комедии, которые разучивали с товарищами и демонстрировали, иногда даже за умеренную плату.
Как только Роберт обучился игре на фортепиано, сразу же стал импровизировать и писать музыку. Поначалу он сочинял танцы, которые кропотливо записывал в толстую нотную тетрадку. Самое уникальное, что у него получалось делать на музыкальном инструменте, – изображать при помощи звуков черты характеров. Он таким образом рисовал на фортепиано своих друзей. Это выходило так здорово, что мальчишки, собравшись вокруг юного композитора, покатывались от смеха.
Страсть к музыке
Шуман долго колебался, чему посвятить свой жизненный путь – музыке или литературе? Отец, конечно же, хотел, чтобы сын осуществил его несбывшиеся мечты и стал писателем или поэтом. Но всё решил случай. В 1819 году в Карлсбаде мальчик попал на концерт Мошелеса. Игра виртуоза произвела на юного Шумана необыкновенное впечатление, он потом долго хранил концертную программку, словно святыню. С этого дня Роберт понял, что сердце его окончательно и бесповоротно принадлежит музыке.
В 1828 году юноша окончил гимназию, получив диплом первой степени. Радость от этого слегка омрачалась предстоящим выбором карьеры и профессии. К этому времени умер отец, и Роберт лишился всяческой творческой поддержки. Мама настаивала на дальнейшем юридическом образовании. Послушав её уговоры, Роберт стал студентом Лейпцигского университета. В 1829 году он перевёлся в одно из самых престижных в Германии высших учебных заведений – университет Гейдельберга.
Но сердце молодого композитора истосковалось по музыке, и в 1830 году Шуман получил разрешение от матери бросить юридическую учёбу и заняться творческой деятельностью.
Краткая биография
- 1828 — окончил школу с отличием. Но большой радости он не испытывал. Накануне умер его отец, и юноша лишился поддержки в творчестве. Мать Иоганна настаивала на том, чтобы Шумен шел учиться на юридический факультет. Согласившись с мнением матери, Робер поступает в Лейпцигский университет.
- 1829 — переводится в самый престижный университет Германии — университет Гейдельберга. Но доучиться и получить профессию юриста Шумен не смог. Молодой человек уговорил мать принять его решение забрать документы из университета и посвятить свою жизнь творчеству.
- 1830 — ушел из университета, вернулся в Лейпциг, где стал брать уроки фортепиано у лучших учителей. Шумен мечтал стать непревзойденным пианистом, но паралич среднего и указательного пальца не дал ему воплотить свою мечту. Проблемы со здоровьем не сильно расстроили Роберта, и он полностью окунулся в музыкальное сочинительство и критику.
- 1834 — основал «Новую музыкальную газету», где несколько лет был редактором и публиковал свои статьи. Большое количество работ, написанных Шуманом, были для игры на фортепиано. Зачастую это были «портретные» изобразительные и лирико-драматические циклы из нескольких маленьких пьес, которые были связаны сюжетной линией.
- 1838 — решил переехать жить в Вену.
- 1839 — вернулся в родной Лейпциг.
- 1840 — Роберту Шуману присвоили ученую докторскую степень в университете Лейпцигска. Год был самым богатым на положительные события в жизни Роберта — ученая степень, женитьба, творческий прорыв.
- 1843 — преподавал в новой высшей школе музыки Мендельсона.
- 1844 — отправился на гастроли вместе с супругой в Москву и Петербург, что обязало прервать преподавание. В России приняли очень радушно Роберта и Клару. Им запомнилось больше всего богатство Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге. По приезду домой, Роберт решил посвятить полностью себя музыке, перестал вести газету.
- 1844 — переехал вместе с супругой в Дрезден.
- 1850 — получил приглашение из Дюссельдорфа, где его звали занять место городского директора музыки. Роберт написал много композиций, например, «Рейнскую симфонию», «Мессинскую невесту», возглавлял симфонический оркестр.
- 1853 — начали конфликты с оркестром и не продлили контракт с композитором. Уехал путешествовать в Голландию, где стали сильнее проявляться его психическая болезнь. По приезду в Германию, его здоровье только ухудшалось и ухудшалось.
- 1854 — решил покончить жизнь самоубийством, сбросившись с моста в реку, но его успели спасти. Шумана поместили в психиатрическую лечебницу, где его навещали родные и друзья. Но позже медики заметили, что встречи с близкими негативно влияют на состояние композитора и запретили им приходить.
- 1856 — умер от полного истощения организма, отказавшись от еды и воды, страдая от галлюцинаций. Вскрытие коры головного мозга после смерти показало, что именно здесь находилась причина болезни. Переполненные кровеносные сосуды, настолько утолщились, что породили новую костную массу, которая своими острыми концами прорвала мозговой покров.
Роберт Шуман в 1850 г.
Музыка
Переехав в Лейпциг, Роберт Шуман начал посещать уроки фортепиано Фридриха Вика, который сулил ему карьеру знаменитого пианиста. Но жизнь вносит свои коррективы. У Шумана развивался паралич правой руки – проблема заставила юношу отказаться от мечты стать пианистом, и он перешел в ряды композиторов.
Роберт Шуман в молодости
Существует две очень странные версии причин, по которым у композитора начала развиваться болезнь. Одна из них – тренажер, изготовленный музыкантом самостоятельно для разминки пальцев, вторая история еще загадочнее. Ходили слухи, что композитор пытался удалить сухожилия на руке с целью достижения виртуозности игры на пианино.
Но ни одна из версий не доказана, они опровергнуты в дневниках жены Клары, которую Роберт Шуман знал, так сказать, с детских лет. Заручившись поддержкой наставника, Роберт Шуман в 1834 году основал издание «Новая музыкальная газета». Печатаясь в газете, критиковал и высмеивал равнодушие к творчеству и искусству под вымышленными именами.
Рояль Роберта Шумана
Композитор бросил вызов депрессивной и убогой Германии того времени, вкладывая в свои произведения гармонию, краски и романтизм. Например, в одном из самых знаменитых циклов для фортепиано «Карнавал» одновременно присутствуют женские образы, пестрые сценки, карнавальные маски. Параллельно композитор развивался в вокальном творчестве, жанре лирической песни.
Отдельного внимания заслуживает повествование о создании и сама работа «Альбом для юношества». В день, когда старшей дочери Роберта Шумана исполнялось 7 лет, девочка получила в подарок тетрадь с названием «Альбом для юношества». Тетрадь состояла из сочинений знаменитых композиторов и 8 из них были написаны Робертом Шуманом.
Композитор Роберт Шуман
Композитор придавал значение этой работе не потому, что любил своих детей и хотел порадовать, ему претил художественный уровень музыкального образования – песни и музыка, которые дети изучали в школе. В альбом вошли пьесы «Веcенняя песня», «Дед Мороз»,«Веселый крестьянин»,«Зима», которые, на взгляд автора, легкие и понятные для детского восприятия.
В период творческого подъема композитором написано 4 симфонии. Основная часть произведений для фортепиано состоит из циклов с лирическим настроением, которые связаны одной сюжетной линией.
Памятник Роберту Шуману
При жизни музыка, написанная Робертом Шуманом, не воспринималась современниками. Романтичная, утонченная, гармоничная, задевающая тонкие струны человеческой души. Казалось бы, Европа, окутанная чередой изменений и революций, не в силах была оценить стиль идущего в ногу со временем композитора, всю жизнь боровшегося за то, чтобы, не боясь, смотреть в глаза новому.
Коллеги «по цеху» тоже не воспринимали современника – Мендельсон отказывался понимать музыку бунтаря и мятежника, Ференц Лист, будучи чутким и романтичным, включал в концертную программу только произведение «Карнавал». Музыка Роберта Шумана сопровождает современное кино: «Доктор Хаус», «Дедушка легкого поведения», «Загадочная история Бенджамина Баттона».