Andrey zhilihovsky

Олег драгомирович бошнякович

Биография

Е. С. Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве. Внучка русского философа, теоретика искусства и филолога, Г. Г. Шпета.

В 1958 году окончила Московское хореографическое училище (класс Е. П. Гердт), поступила в труппу Большого театра, где работала до 1988 года.

В 1957 году победила на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве, в том же году дебютировала в партии Маши (балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» в хореографии В. И. Вайнонена).

С 1978 года выступала в зарубежных труппах («Балет XX века» (Бельгия, 1978), Театр Сан-Карло (Италия, 1986, 1988‑1989), «Марсельский балет» (Франция, 1987), Английский Национальный балет (1989), исполняла ведущие роли в балетах Мориса Бежара, снималась в кинофильмах-балетах («Анюта», «Старое танго» и др.). С 1980 года выступает в спектаклях ансамбля «Московский классический балет».

Многие балетные партии Максимова готовила под руководством Г. С. Улановой.

Воспитанная в лучших традициях академической школы, Максимова обладала лёгким, упругим прыжком, стремительно-чётким вращением, природной грацией, изящной мягкостью линий. Её танец был отмечен элегантностью, технической виртуозностью, филигранно отточенными деталями.

В 1980 окончила ГИТИС по специальности «педагог-балетмейстер».

С 1982 года преподавала на кафедре хореографии Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС, ныне Российская академия театрального искусства), где в 1996 году ей было присвоено учёное звание профессора.

С 1990 года Максимова являлась педагогом-репетитором театра «Кремлёвский балет», а с 1998-го — балетмейстером-репетитором Большого театра (среди учениц последнего времени — Галина Степаненко, Марианна Рыжкина, Светлана Лунькина и Анна Никулина).

Последний раз выступила на балетной сцене в 1999 году.

Была замужем за В. В. Васильевым, с которым в течение многих лет выступала в дуэте.

Екатерина Максимова скоропостижно скончалась 28 апреля 2009 года в Москве Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 5).

Как брать высокие ноты баритону

Чтобы уверенно брать ноты на верхнем пределе своего диапазона, нужно регулярно их тренировать. При этом вы должны изначально петь «правильно», т.е.:

  • Дышать грудо-брюшным способом, т.е. задействовать диафрагму при пении и контролировать певческий выдох. При грудо-брюшном дыхании наполняется воздухом нижняя часть легких, и вы имеете возможность «поддать» воздуха в нужный момент, чтобы высокая нотка взялась легко.
  • Не петь горлом и связками, а делать упор на правильное дыхание.  Когда дыхания нет – это не пение, а крик, от которого устает горло и травмируются связки. В таком случае о высоких нотах речи быть не может. Если почувствовали дискомфорт – остановитесь.
  • Правильно работать со звуком. Не заглублять, не петь в нос и т.д. Эти моменты помогает исправить преподаватель по вокалу, который слышит со стороны и знает, что и в какой последовательности корректировать.

Не пренебрегайте теплым питьем во время занятий вокалом, особенно если работаете над расширением диапазона.

Часто бывает, что высокая нота оказывается вовсе и не высокой, а удобной, но психологический зажим и страх перед исполнением ноты не даёт вокалисту раскрыться. В таких случаях помогают психологические приёмы: нужно представлять, что высокая нота на самом деле низкая и удобная, представлять её перед собой, а не сверху. Хорошо помогают приседания в момент взятия ноты.

Если решите заниматься вокалом и расширять диапазон самостоятельно, помните: при первых дискомфортных ощущениях нужно остановиться и подумать, что вы делаете не так. Горло болеть не должно.

Метки

Fender Jaguar
Fender Stratocaster
Fender Telecaster
Gibson Flying V
Gibson Les Paul
Gibson SG
Guitar Rig
Бас гитара
Джо Сатриани
Закк Уайлд
Как создать рок группу
Советы начинающим группам
Стив Вай
Уроки игры на гитаре
аккорд am
аккорд c
аккорд d
аккорд dm
аккорд e
аккорд f
аккорд f на гитаре
аккорд gm
аккорды для гитары
аккорды ноты
аккорды фото
активные звукосниматели
арпеджио
бемоль
вибрато
гитарные аккорды
гитарные примочки
гриф бас гитары
гриф гитары
двуручный тэппинг
джаз фанк
диез
директ бокс
длительность нот
как научиться играть на гитаре
легато
медиатор для гитары
приемы игры на электрогитаре
сустейн
экранирование гитары
электрогитара

Основы для тихого пения

Основа тихого пения — твердая дыхательная опора и мастерское владение собственным голосом. Под твердой дыхательной опорой подразумеваются не пережатые связки.

Также важны дикция и четкая артикуляция. Помните: чем тише вы произносите звуки, тем четче они должны быть. Когда профессиональные певцы тихо поют, каждое слово слышно со всех концов зала. Так что дикция — залог тихого пения.

Также важно близко формировать звук, это значит, как можно ближе к зубам. Звук при этом как бы направляется в верхние зубы. И, наконец, важно по максимуму использовать резонаторы, чтобы добиться тихого звука

Например, высокие ноты рекомендуется брать фальцетом, в этом случае связки не напрягаются

И, наконец, важно по максимуму использовать резонаторы, чтобы добиться тихого звука. Например, высокие ноты рекомендуется брать фальцетом, в этом случае связки не напрягаются. В случае с низкими звуками потребуется грудное звучание

В случае с низкими звуками потребуется грудное звучание.

Если подытожить, то перед освоением техники тихого пения стоит научиться грамотно владеть собственным голосом и телом. Разумеется, это займет некоторое время, однако спешка не приведет к результату.

Oleg Bochniakovitch

Дата рождения
09.05.1920
Дата смерти
11.06.2006
Профессия
пианист
Страна
Россия, СССР

«Художественная самобытность Олега Бошняковича с годами становится все более привлекательной, да и поучительной для молодых музыкантов. Содержательность интерпретаций, глубина проникновения в лирическую сферу музыки различных стилей, красота звучания медленных, «застывших» движений, изящество и тонкость педализации, импровизационность и неординарность художественного высказывания — эти черты исполнительского стиля пианиста привлекают не только профессионалов, но и широкий круг любителей музыки. Люди благодарны пианисту за искреннее и преданное служение музыке». Так заканчивалась рецензия на шопеновский вечер артиста, данный им в 1986 году.

…В конце 1958 года в Москве появилась новая филармоническая аудитория — Концертный зал Института имени Гнесиных. И характерно, что одним из первых здесь выступил Олег Бошнякович: ведь с 1953 года он преподает в Гнесинском институте (с 1979 года доцент), а кроме того, такие скромные по размерам помещения как нельзя лучше соответствуют камерному складу дарования этого артиста. Впрочем, этот вечер в определенной степени можно считать и началом концертной деятельности музыканта. А между тем срок со времени окончания учебы прошел немалый: в 1949 году он, ученик К. Н. Игумнова, окончил Московскую консерваторию, а к 1953-му завершил курс аспирантуры в Гнесинском институте под руководством Г. Г. Нейгауза. «Олег Бошнякович,- писал еще в 1963 году В. Дельсон,- пианист по всему своему складу и духу очень близкий игумновским традициям (несмотря и на известное влияние школы Г. Нейгауза). Он принадлежит к тем артистам, о которых всегда хочется сказать с особо уважительным оттенком: настоящий музыкант». Болезнь, однако, отодвинула дату артистического дебюта. Тем не менее первый открытый вечер Бошняковича не прошел незамеченным, а с 1962 года он регулярно дает в Москве сольные концерты.

Бошнякович — один из немногих современных концертантов, пробившихся на большую эстраду без взятия конкурсных барьеров. В этом есть своя логика. В репертуарном отношении пианист склонен к лирической сфере (поэтичные страницы Моцарта, Шуберта, Шумана, Листа, Шопена, Чайковского составляют основу его программ); его не влекут броская виртуозность, безудержные эмоциональные порывы.

Так, чем все-таки привлекает Бошнякович слушателей? «Видимо, тем, прежде всего,- отвечает Г. Цыпин в „Музыкальной жизни»,- что он не столько концертирует, сколько музицирует на сцене. Его артистический удел — внешне непритязательная, бесхитростная беседа со слушателем; беседа несколько застенчивая и чистосердечная одновременно. В наше время… исполнительские свойства такого рода не слишком-то часты; они в большей мepе ассоциируются с прошлым интерпретаторского искусства, нежели с настоящим, воскрешая в памяти таких художников, как, скажем, учитель Бошняковича — К. Н. Игумнов. Есть любители музыки, для которых эти свойства, этот сценический стиль и поныне предпочтительнее всего остального. Отсюда — и стечение людей на клавирабенды Бошняковича». Да, такие черты, как простота и искренность выражения, благородство вкуса, импровизационность высказывания, создали пусть не особенно широкий, но достаточно прочный круг ценителей искусства Олега Бошняковича.

Григорьев Л., Платек Я., 1990

Репертуар баритона

Картина Эдуарда Мане — Жан-Батист Фор (в партии Гамлета), французский баритон, композитор, коллекционер художественных произведений Э. Мане.

Баритон — средний по высоте мужской голос. Обычно имеет диапазон от «ля» большой октавы до «соль» первой (может и значительно выше). Партия записывается в басовом ключе. Баритон с современном понимании стал распространяться в начале XVIII века, когда его партии назывались басовыми, а на деле звучали низким баритоном, как, например, в операх Генделя. Первые большие и главные партии для баритона появляются у Моцарта. Когда стиль бельканто вытеснил в XIX веке кастратов с оперной сцены, баритон стал рассматриваться, как отдельный от баса тип голоса.

Чаще всего баритоны изображали злодеев, позже обольстителей, правителей и даже, как тенора героев-любовников. Первой настоящей ролью баритона в опере считают Фигаро в «Севильском цирюльнике» Россини.

Примерный диапазон лирического баритона

Голос обычно делят на подтипы. Лирический баритон (пример — Джино Бекки) — близок к драматическому тенору, легкий, подвижный, мягкий голос. Драматический баритон (пример — Титта Руффо) — бархатистый, объемный, богатый сильный голос с крепкими нижними нотами и темным тембром. Отдельно выделяют Вердиевского баритона (пример —  Этторе Бастьянини), как разновидность драматического. Это голос, способный с легкостью петь в высокой для себя тесситуре, примерно на терцию выше, чем обычно. 

Примерный диапазон драматического баритона

Бас-баритоны (пример — Джордж Лондон) обычно делятся на две отдельные категории: лирический бас-баритон и драматический бас-баритон. Последний — самый низкий из всех баритонов. Бас-баритон — это голос с массивными нижними нотами, похожими на басовые, но с характерными баритоновыми верхами. Иногда выделяют лирико-драматический баритон (пример — Тито Гобби) со светлым, ярким тембром и значительной силой.Такие певцы могут исполнять как лирические, так и драматические партии. По амплуа можно выделить благородного баритона. Это партии, требующие соответствующей пластики, четкой декламации, гладкой вокализации. Такой тип возник во французской опере, но повлиял и на Верди, и на Вагнера.

Стилофон

Теперь перейдём от звуков чистых и блаженных к звукам, искаженным техническим прогрессом. Стилофон – вещь, способная издавать совершенно синтетические звуки путём тыкания в плату стилусом. Его ещё называют «карманным синтезатором», так что нечему удивляться. Это раньше диапазон и разновидность звучания стилофонов были крайне низки (собственно, как и внешний вид). Нынче они всё меньше напоминают доисторический диктофон, приобретая округлые черты и функции бит-машины.

Изобрел стилофон славный австралийский музыкант Рольф Харрис, но культовый статус, как, в общем-то, и популярность, инструмент обрёл только после того, как его использовал сам Дэвид Боуи в своей Space Oddity. Это уже потом его приметили и начали пытаться втулить в свои композиции Kraftwerk, Erasure, Orbital, Мэрилин Мэнсон, White Stripes и Little Boots.

Это совершенно синтетический инструмент, при касании стилусом платы в разных местах выдается звук разной частоты. Так что при желании можно наиграть скромное подобие Рахманинова. В современных моделях появился переключатель темпа, который позволяет регулировать скорость во время воспроизведения звука.

В принципе, такую штуку вполне по силам сделать самому, если есть хотя бы простейшее понимание в электронике. Но если такового не имеется, или просто нет времени, или элементарного желания, или ты просто хочешь устройство помощнее, то в таком случае лучше заказать. Никаких особенных музыкальных навыков он не требует. Это тот самый инструмент, над которым нужно посидеть, чтобы в нём разобраться.

Ударные инструменты

Можно однозначно сказать, что ударные – это древнейшие музыкальные инструменты человечества. В принципе, даже просто удары по камню в том или ином темпе создают некую простейшую ритмическую линию. Практически у всех народностей есть свои национальные ударные инструменты, изготовленные из материалов, широко доступных в местах проживания. Запомнить их все невозможно, да и незачем. Зато можно классифицировать по разным признакам.

Классификация по звуковысотности:

  • С возможностью настройки на определенную звуковысотность. Это относится, например, к вибрафонам, ксилофонам.
  • С неопределенной звуковысотностью, не имеющие опции настройки на определенные звуки. Это относится, в частности, к бубнам, кастаньетам, треугольникам.

Классификация по звукообразованию:

  • Мембранофоны – инструменты со звучащей основой в виде мембраны из кожи или пластика. Например, барабан, бубен, том-том.
  • Идиофоны – инструменты, где звучащей основой является весь инструмент, либо инструмент состоит из целиком звучащих частей. Например, треугольник, ксилофон, колокольчики.

Идиофоны бывают металлическими или деревянными. Например, деревянные ложки.

Но, пожалуй, самой популярной в современной музыке является ударная установка. Виды сборки и комплектации могут быть самые разные, что во многом зависит от стиля музыки, в котором играют музыканты. Однако прежде чем экспериментировать с различными сочетаниями компонентов, нужно узнать, что же может входить в комплект.

Базовая комплектация ударной установки:

Бас-барабан, он же «бочка» и bass drum.
Малый ведущий барабан, он же snare drum.
Том-томы – высокий, средний, низкий, он же напольный.
Тарелка «райд», издающая звонкий короткий звук (ride).
Тарелка «крэш», издающая мощный шипящий звук (crash).
Пара тарелок, нанизанных на стойку и передвигаемых педалью (hi-hat).
Вспомогательное оборудование – стойки, педали, барабанные палочки.

Для простоты восприятия сначала посмотрим, как выглядит ударная установка сверху. Черным на картинке обозначено посадочное место для барабанщика. Том-томы обозначены как small, middle, floor:

Иногда в описании можно встретить вместо обозначений «высокий» и «средний» слова «альтовый» и «теноровый». Иногда оба барабана – high и middle – называют альтами. Пусть вас это не вводит в заблуждение – у каждого элемента установки свое звучание и своя функция, что станет понятнее, когда вы начнете учиться играть. Посмотрите, как выглядит ударная установка в собранном состоянии:

Начать обучение оптимально с освоения игры на установке базовой комплектации, т.е. 5 барабанов + 3 тарелки. По мере обучения вы сами приблизитесь к пониманию, что нужно именно вам:

Из литературы будет полезна книга «Ударные инструменты для чайников» .  Более подробно освоиться с ударными поможет «Школа игры на ударной установке» .

Итак, мы получили представление о наиболее популярных музыкальных инструментах. У многих людей частенько возникает вопрос: а какой самый большой музыкальный инструмент в мире? Формально таковым считается орган концертного зала Бордуок в США. Формально, потому что нас интересуют, в основном, действующие образцы, а этот орган молчит последние два десятка лет.

Однако масштабы конструкции все равно впечатляют. Так, труба достигает в высоту 40 метров, а сам инструмент внесен в Книгу рекордов Гиннеса в 4-х номинациях: самый большой инструмент, самый большой орган, самый громкий (130 дБ) и единственный в мире, работающий под давлением 100 дюймов или 2500 мм) водяного столба (0,25 кГ/кв.см).

И в заключение нашего урока и курса в целом хотим сказать, что в распоряжении каждого из нас есть, как минимум, один музыкальный инструмент, даже если мы об этом не подозреваем. Этот инструмент – наш голос, и он может звучать музыкально.

Научиться петь хотя бы несложные песни под силу абсолютно каждому человеку за исключением глухонемых. Вы можете убедиться в этом лично, если пройдете наш бесплатный курс «Развитие голоса и речи». К слову, мы его советуем пройти, даже если вы не собираетесь петь. Ваш голос во время публичных выступлений и в повседневном общении зазвучит заметно красивее.

А пока рекомендуем пройти еще один проверочный тест данного курса и обязательно воспользоваться полученными знаниями в ближайшее время!

Определение качества вашего вокала

Каждый из нас способен заметить определенные особенности своего голоса. Например, вы можете заметить, что у вас более глубокий голос, чем у вашей подруги, или что вам лучше удается петь не тихо, а звонко. Однако, как мужской, так и женский певческий голос имеет гораздо больше отличий. Профессиональные вокалисты оценивают свой голос по ряду факторов, включая:

  • Вокальный диапазон:
    Вокальный диапазон — это расстояние от самой низкой до самой высокой ноты. Со временем вокальный диапазон может быть расширен, чтобы помочь вам попадать в более низкие или более высокие ноты при надлежащей тренировке.

  • Вес:
    Тяжесть или толщина вашего голоса. Более тяжелый или легкий вокал может подходить к определенным типам музыки.

  • Тесситура:
    Это ваш идеальный вокальный диапазон или та часть диапазона, в которой ваш голос чувствует себя наиболее комфортно или естественно.

  • Тимбер:
    Дерево относится к текстуре или качеству вашего голоса.

  • Физические характеристики:
    Физическая структура голосовых связок и голосовых складок влияет на тип вашего голоса и общее качество вокала.

  • Точки перехода:
    Это точки, в которых вы переходите от грудного регистра к среднему регистру, к более высокому головному голосу. Точки вокального перехода полезно определить, чтобы найти наиболее комфортные участки вашего голоса.

  • Вокальный регистр:
    Вокальный регистр — это диапазон тонов, производимых определенной конфигурацией голосовых складок в ваших голосовых связках. Каждый вокальный регистр обладает специфическими вокальными качествами, присущими только этому регистру. Некоторые распространенные примеры: головной голос, смешанный голос, грудной голос, фрикативный голос, свистящие тона и фальцет.

  • Разговорный голос:
    Это качество вашего вокала в состоянии покоя.

Хотя эти термины полезны для понимания, часто лучше найти профессионального преподавателя вокала, который поможет вам правильно классифицировать ваш собственный голос. Нам бывает трудно составить объективное представление о собственном голосовом диапазоне, поэтому помощь стороннего источника может стать одним из самых полезных инструментов для вашего нынешнего и будущего вокального развития.

Партии баритона в опере

Деление по партиям условно, часто певцы поют, исходя из возможностей своего голоса, самые разные партии.

Баритон(Композитор — название оперы — партия)Массне Вертер АльбертДоницетти Любовный напиток БелькореДоницетти Дон Паскуале Доктор МалатестаРоссини Севильский цирюльник ФигароБриттен Билли Бадд Билли БаддМоцарт Так поступают все ГульельмоМоцарт Волшебная флейта ПапагеноБерлиоз Бенвенуто Челлини ФьерамоскаБизе Искатели жемчуга ЗургаБородин Князь Игорь Князь ИгорьДоницетти Лючия ди Ламмермур ЭнрикоДоницетти Лукреция Борджиа Альфонсо д’ЭстеГершвин Порги и Бесс Джейк, КроунДжордано Федора Де СирьеГуно Фауст ВалентинГуно Ромео и Джульетта МеркуциоХумпердинк Гензель и Гретель ПетерМассне Манон Леско, брат Манон Драматический баритонБетховен Фиделио Дон ПизарроБизе Кармен ЭскамильоЧилеа Адриана Лекуврёр МишоннеЧилеа Арлезианка БальтазарГершвин Порги и Бесс Джейк, ПоргиДжордано Андре Шенье Шарль ЖерарЛеонкавалло Паяцы ТониоМасканьи Сельская честь АльфиоМассне Иродиада ИродМассне Таис АтанаэльМоцарт Дон Жуан Дон ЖуанПонкьелли Джоконда БарнабаПуччини Девушка с запада Джек РэнсПуччини Мамон Леско ЛескоПуччини Плащ МикелеПуччини Тоска СкарпиаВагнер Золото Рейна АльберихВагнер Лоэнгрин Фридрих фон ТельрамундВагенр Парсифаль АмфортасВагнер Зигфрид Вотан
Россини Золушка ДандиниРоссини Вильгельм Телль Вильгельм ТелльЧайковский Евгений Онегин Евгений ОнегинЧайковский Пиковая дама Томский, ЕлецкийТома Гамлет ГамлетВагнер Тангейзер ВольфрамДоницетти Фаворитка Альфонс XI, король КастилииМоцарт Дон Жуан МазеттоПуччини Эдгар ФранкПуччини Джанни Скикки Джанни СкиккиБас-баритонМоцарт Свадьба Фигаро ФигароОффенбах Сказки Гофмана Коппелиус, Линдорф, ДапертуттоРоссини Севильский цирюльник Доктор БартолоВагнер Летучий голландец Голландец «Вердиевский» баритон:Верди Дон Карлос РодригоВерди Эрнани Дон КарлоВерди Фальстаф ФордВерди Сила судьбы Дон КарлоВерди Травиата ЖермонВерди Бал-маскарад РенатоВерди Симон Бокканегра Симон БокканеграВерди Трубадур Граф ди ЛунаВерди Луиза Миллер МиллерВерди Набукко НабуккоВерди Макбет МакбетВерди Отелло Яго

Губная гармоника

Пожалуй, самый популярный карманный инструмент в мире для тех, кому лень осваивать флейту и большую гармонь. Одними из первых, кто отметил удобство использования гармоники в походах, были фашистские захватчики, которые, если верить фильмам про войну, катались по оккупированным территориям на мотоциклах и наигрывали на губных гармониках «Ах, мой милый Августин». Не Валерия Леонтьева, а скучную народную песню. Но захватывать чужие территории у нормальных людей не принято, зато вполне можно наиграть какой-нибудь дорожный блюз во время долгой дороги.

Впервые миниатюрная губная гармошка под названием Little Lady была сделана в Германии на рубеже ХІХ–ХХ столетий. Длина современного инструмента составляет 3,5 см, толщина – 0,95 см, а ширина – 1,27 см. Весит такая мини-гармошка всего 18 грамм. Нынче их многообразие заметно увеличилось. Самих гармоник много: с разными диапазонами, строем, отверстиями и положением звуковых пластин, выбирай себе по вкусу. Хочешь играть блюз – бери блюзовую, хочешь играть все – бери диатоническую или хроматическую. Строй и тональность выбирай уже по своему вкусу.

Кстати, губная гармоника – это не только удобно и интересно, но ещё и полезно для здоровья. Врачи отмечают, что занятия на гармонике помогают развивать сильную диафрагму и глубокое дыхание с использованием всего объема легких. Многие легочные программы реабилитации включают гармонику. Так что твои кантри и блюз смогут тебя ещё и оздоровить.

Примечания

  1. 12345 Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 15. Ломбард — Мезитол. 1974. 632 стр., илл.; 29 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
  2. «Танец — моя жизнь». Одно из последних интервью Екатерины Максимовой — www.vesti.ru/doc.html?id=280385
  3. Образы неподражаемой Екатерины Максимовой — www.rian.ru/photolents/20090428/169441539_10.html
  4. Гордеева А. Умерла Екатерина Максимова // «Время новостей». 2009. 29 апреля. № 74 — www.vremya.ru/2009/74/10/227796.html.
  5. Скончалась выдающаяся балерина Екатерина Максимова — lenta.ru/news/2009/04/28/maksimova/
  6. Илзе Лиепа потрясена кончиной Екатерины Максимовой — www.rian.ru/culture/20090428/169452265.html — РИА «Новости».
  7. 1234567891011 Екатерина Сергеева Максимова. Биографическая справка — www.rian.ru/culture/20090428/169444529.html РИА «Новости»
  8. Информация о фильме — www.kino-teatr.ru/teatr/movie/10041/annot/
  9. Информация о фильме — www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/7595/annot/
  10. 12345678 Звезда мирового балета — www.bolshoi.ru/ru/theatre/people/detail.php?act26=info&id26=427
  11. Большой театр :: Персоны — www.bolshoi.ru/ru/theatre/people/detail.php?act26=info&id26=427
  12. Награждена указом президента № 224 от 28 января 1994 года — document.kremlin.ru/doc.asp?ID=078557
  13. Награждена указом президента № 162 от 30 января 1999 года — document.kremlin.ru/doc.asp?ID=060439
  14. Награждена указом президента № 1693 от 1 декабря 2008 года — document.kremlin.ru/doc.asp?ID=049273
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: