Сонаты и партиты для скрипки соло (бах)

Сонаты и партиты для скрипки соло (бах) - sonatas and partitas for solo violin (bach) - dev.abcdef.wiki

Ссылки [ править ]

Рукописи и опубликованные издания

  • Бах, Дж. С. (2001), Гюнтер Хаусвальд; Питер Воллни (ред.), Три сонаты и три партиты для скрипки соло, BWV 1001–1006 (Urtext) , Bärenreiter , ISMN  979-0-006-46489-0. Предисловие Питера Волльни, страницы VIII – XII.
  • Бах, JS (2014), Питер Волльни (редактор), Kammermusik mit Violine BWV 1001–1006, 1021, 1023, 1014–1019 (Urtext) , Иоганн Себастьян Бах. Neue Ausgabe sämtlicher Werke. Revidierte Edition (NBArev), 3 , Bärenreiter , ISMN  9790006556328, Часть предисловия

Книги и журнальные статьи

  • Марта Абрахам   и Барнабас Дукай   опубликовали книгу (2017) о Чаконе Баха: Отрывки из вечности — Очищение времени и характера, исполнение любви и сотрудничество с небесной волей в Чакконе для скрипки Иоганна Себастьяна Баха . ISBN 978-963-12-8720-2 
  • Бахманн, Альберто (1925) Энциклопедия скрипки , Да Капо, ISBN 0-306-80004-7 . 
  • Браун, Клайв (2011), Эволюция аннотированных строковых изданий , Университет Лидса
  • Брейг, Вернер (1997), «Инструментальная музыка» , в Джоне Батте (редактор), Кембриджский компаньон Баха , стр. 123–135, ISBN 9781139002158
  • Бюлоу, Джордж Дж. (2004), «Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)», История музыки в стиле барокко , Indiana University Press , стр. 503–558, ISBN 0253343658
  • Фабиан, Дороття (2005), «К истории исполнения сонат и партит для скрипки соло Баха: предварительные исследования» , Очерки в честь Ласло Сомфаи: исследования источников и интерпретации музыки , Scarecrow Press, стр. 87–108
  • Гек, Мартин (2006), «Сонаты и сюиты» , Иоганн Себастьян Бах: жизнь и работа , перевод Джона Харгрейвса, Houghton Mifflin Harcourt , стр.  579–607 , ISBN 0151006482
  • Джонс, Ричард Д.П. (2013), Творческое развитие Иоганна Себастьяна Баха, Том II: 1717–1750: Музыка, радующая дух , Oxford University Press , ISBN 9780199696284
  • Кац, Марк (2006), Скрипка: Путеводитель по исследованиям и информации , Routledge , ISBN 1135576963
  • Ледбеттер, Дэвид (2009), Бах без сопровождения, исполнение сольных произведений , Yale University Press
  • Ледбеттер, Дэвид (2015), «Музыкальные обзоры: камерная музыка И.С. Баха для скрипки под редакцией Питера Воллни» , Примечания : 415–419, doi : 10.1353 / not.2015.0134
  • Лестер, Джоэл (1999), произведения Баха для скрипки соло: стиль, структура, исполнение , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-512097-4
  • Менухин, Иегуди; Примроуз, Уильям (1976), скрипка и альт , Макдональд и Джейн, ISBN 0-356-04716-4
  • Siegele, Ulrich (2006), «Taktzahlen ALS Ordnungsfaktor в Suiten- унд Sonatensammlungen фон JS Bach: Mit Эйнем Anhang цу ден Kanonischen Veränderungen über «Vom Himmel хох » «, Archiv für Musikwissenschaft , 63 (3): 215-240, JSTOR  25162366
  • Спитта, Филипп (1884), Иоганн Себастьян Бах; его работа и влияние на музыку Германии, 1685-1750, Том 2 , перевод Клары Белл; Дж. А. Фуллер-Мейтленд, Novello
  • Стоуэлл, Робин (1992), «Соната» , в Робине Стоуэлле (ред.), Кембриджский компаньон для скрипки , Cambridge University Press , стр.  122–142 , ISBN 0521399238
  • Татлоу, Рут (2015), Числа Баха: составная пропорция и значение , Cambridge University Press , ISBN 978-1107088603
  • Уильямс, Питер (2016), Бах: Музыкальная биография , Cambridge University Press , стр. 322–325, ISBN 978-1107139251
  • Вольф, Кристоф (1994), «Камерная музыка Баха в Лейпциге» , Бах: Очерки его жизни и творчества , Издательство Гарвардского университета , стр. 263, ISBN 0674059263(перепечатка публикации 1985 года в журнале Early Music )
  • Вольф, Кристоф (2002), Иоганн Себастьян Бах: Образованный музыкант , Oxford University Press , ISBN 0-19-924884-2

строительство

Бах не выбрал очевидную аранжировку в соответствии с восходящими клавишами (например, g — a — b — C — d — E), но изменил это в пользу чередующейся последовательности двух жанров.

В сонаты следовать форме сонаты да Кьеза , каждый из которых состоит из четырех движений в последовательности «медленно, быстро, медленнее, быстрее». Первая часть — свободная прелюдия импровизационного характера; за ним следует более или менее строгая, всегда четырехчастная фуга в прямой доле. Бах, очевидно, считал эти два движения принадлежащими друг другу; это следует из инструкции быстро переворачивать страницу (VS = volti subito ), в двух случаях из размера следующей части в конце первой и в двух случаях из доминирующего окончания прелюдии. Затем следует спокойная вокальная средняя часть, в основном в параллельной тональности, в которой Бах аналогичным образом обеспечил быстрое соединение с финальной частью партитуры. Это виртуозный взмах за три раза.

Первые две партиты основаны на последовательности движений, установленной в Германии Иоганном Якобом Фробергером ( Аллеманда — Куранте — Сарабанда — Жига ); однако первая часть заменяет последнюю часть бурре и позволяет каждому движению свободно варьироваться; второй добавляет чакону в качестве пятой части . Третья партита — более поздняя, ​​явно более свободная форма сюиты.

Избранные записи [ править ]

Классическая скрипка

  • Джозеф Сигети , 1931 и 1956 гг.
  • Иегуди Менухин , 1934–1944, 1957 и 1975 годы
  • Джордж Энеску , 1948 год.
  • Яша Хейфец , 1952 г.
  • Хенрик Шеринг , 1954 и 1967 гг.
  • Эмиль Тельманьи , 1954 г.
  • Натан Мильштейн , 1956 и 1973 гг.
  • Артур Грумьо , 1961 г., включен в золотой рекорд «Вояджера».
  • Гидон Кремер , 1980 и 2005 гг.
  • Оскар Шумский , 1983 г.
  • Шломо Минц , 1984
  • Ицхак Перлман , 1988 г.
  • Ида Хендель , 1995
  • Сальваторе Аккардо , 1996
  • Ванесса-Мэй , 1996
  • Дмитрий Ситковецкий , 1997 г.
  • Джеймс Энес , 2000
  • Кристиан Тецлафф , 1993, 2006 и 2017 гг.
  • Виктория Муллова , 2009 г.
  • Изабель Фауст , 2010-2012 гг.
  • Гил Шахам , 2014
  • Кён Вха Чунг , 2016
  • Юлия Фишер , 2017 (переиздание)
  • Хилари Хан , 1997 и 2018 годы

Скрипка барокко

  • Серджиу Лука , 1977 г.
  • Сигисвальд Куйкен , 1981 г.
  • Яап Шредер , 1984–1985 гг.
  • Люси ван Даэль , 1996
  • Рэйчел Поджер , 1997–1999 гг.
  • Элизабет Уоллфиш , 1997 г.
  • Моника Хаггетт , 1997 год.
  • Ингрид Мэтьюз , 2000
  • Элен Шмитт , 2004 г.
  • Джон Холлоуэй , 2006
  • Алина Ибрагимова , 2009 г.
  • Амандин Бейер , 2011 г.
  • Рэйчел Дж. Харрис , 2017
  • Джулиано Карминьола , 2018

Клавиатура

Роберт Хилл , 1999

Мандолина

  • Крис Тайл , 2013
  • Ави Авиталь , 2019
  • Бюлент Язычи , 2019

Индивидуальные работы

Соната I соль минор, BWV 1001

  • Адажио соль минор
  • Фуга ( Аллегро ) соль минор
  • Сицилиана 12/8 си-бемоль мажор
  • Престо 3/8 соль минор

Детали в дизайне фуги, такие как обширное приложение к последнему усовершенствованию, позволяют предположить, что она была написана в 1714 году, вероятно, сразу после назначения Баха концертмейстером в начале марта. Presto может представлять собой первое отражение музыки Антонио Вивальди, и в этом случае он должен быть датирован примерно началом 1715 года.

Позднее Бах аранжировал фугу для лютни (BWV 1000, также соль минор) и для органа (BWV 539, ре минор).

Открытие Prestos:

Ноты временно отключены.

Партита I си минор, BWV 1002

  • Аллеманда си минор — Двойной си минор
  • Корренте 3/4 си минор — Double 3/4 Presto B minor
  • Сарабанда 3/4 си минор — Дубль 9/8 си минор
  • Tempo di Borea си минор — дубль си минор

Уже упоминалось, что эта партита заменяет типичную финальную партию бурре — это связывает ее с .

В отсутствие сопоставимых предложений, которые можно надежно классифицировать по времени, датировать нелегко; Партита имеет тенденцию возникать после Партиты II (Ре минор), но, безусловно, до Партиты III (ми мажор).

Соната II ля минор, BWV 1003

  • Могила ля минор
  • Фуга 2/4 ля минор
  • Анданте 3/4 до мажор
  • Аллегро ля минор

Здесь тоже, дизайн фуги с его частой и ritornello- интермедий обработки был использован для хронологической классификации работы; соответственно, это было бы сделано около 1716 года.

Позже Бах аранжировал все произведение для фортепиано (BWV 964, ре минор).

Партита II ре минор, BWV 1004

  • Аллеманда ре минор
  • Корренте 3/4 ре минор
  • Сарабанда 3/4 ре минор
  • Гига 12/8 ре минор
  • Чаккона 3/4 ре минор

Полное отсутствие пятых кейсов привело к предположению, что это могла быть самая ранняя работа в цикле. Заключительная Чакона, объем которой выходит за рамки остальной части работы, вполне мог быть добавлен позже Бахом.

Эта заключительная часть, вероятно, является самым известным примером в истории музыки чаконы, в которой свободные вариации проходят через многострочную повторяющуюся басовую фигуру. Набор состоит из 32 вариаций (если учесть две, в которых используется только половина басового пассажа, как одна) и дополнительно структурирован тем, что есть десять основных вариаций от середины.

Соната III до мажор, BWV 1005

  • Адажио 3/4 до мажор
  • Фуга ( Alla breve ) до мажор
  • Ларго фа мажор
  • Allegro assai 3/4 до мажор

Аранжировка фуги да-капо и ее четкие пропорции позволяют предположить, что она была сделана в конце Веймарского периода, примерно во время .

Позже Бах аранжировал полную сонату для фортепиано (соль мажор, BWV 968).

Партита III ми мажор, BWV 1006

  • Прелюдия 3/4 ми мажор
  • Лур 6/4 ми мажор
  • Гавот ан Рондо ми мажор
  • Менуэт I 3/4 ми мажор — Менуэт II 3/4 ми мажор
  • Бурре 2 ми мажор
  • Жига 6/8 ми мажор

Произведение следует за виртуозной прелюдией со свободной последовательностью танцевальных движений; Такие последовательности предложений могут восходит к влиянию первых двух книг « Пьес де Клавесан » Франсуа Куперена . В классической немецкой фортепианной сюите, состоящей из четырех частей, в этой партите только жига является заключительной частью. Сочетание четких четырех- и восьмитактных групп с неравномерно построенными пассажами позволяет предположить, что он был написан в начале 1719 года, то есть уже в Кётене — как последнее из шести произведений.

В ходе общей переработки своей скрипичной литературы в фортепианные произведения Бах позже использовал « Прелюдию в Лейпциге» в качестве вступительной части к свадебной кантате « Герр Готт, правитель всего» (BWV 120a); он был переложен на ре мажор и дополнен струнным оркестром с двумя гобоями colla parte , тремя трубами и литаврами; сольную партию играет здесь орган. Поскольку эта версия на одну меру короче, предполагается, что она восходит к более ранней версии BWV 1006. Вскоре это движение получило свое постоянное место в качестве вступительной инфонии к кантате 29 1731 года (BWV 29). Мы благодарим Тебя, Боже, мы благодарим Тебя .

Независимо от этого Бах также аранжировал тот же механизм для другого инструмента, вероятно, для лютни ( ).

История композиции

Открытие адажио из BWV 1001 в рукописи автографа, 1720 г.

Сохранившаяся рукопись автографов сонат и партит была сделана Бахом в 1720 г. в г. Köthen, где он был капельмейстером. В качестве комментариев, скудость источников для инструментальных сочинений до периода Баха в Лейпциг затрудняет установление точной хронологии; тем не менее, копия, сделанная Веймар органист Иоганн Готфрид Вальтер в 1714 году из фуги соль минор для скрипки и континуо, , в котором скрипичное письмо аналогично тому, что в BWV 1001–1006, подтверждает широко распространенное мнение о том, что сборник мог быть переработан из пьес, изначально написанных в Веймаре. Цель создания полифонической текстуры, регулируемой правилами контрапункта, также указывает на влияние первых сохранившихся произведений такого рода для скрипки соло, Иоганн Пауль фон Вестхофф с партиты для скрипки соло сочинена в 1696 году. Скрипач-виртуоз Вестхофф был придворным музыкантом в Дрезден с 1674 по 1697 год и в Веймаре с 1699 года до его смерти в 1705 году, так что Бах знал его два года. Репертуар для скрипки соло в то время активно расширялся: Генрих Игнац Франц Бибер знаменитое соло пассакалия появился c.1676; Сборники сольной скрипичной музыки Вестхофа были опубликованы в 1682 и 1696 годах; Иоганн Йозеф Вильсмайр с Камера Artificiosus Concentus pro в 1715 г. и Иоганн Георг Пизендель Сольная скрипичная соната была написана около 1716 г .; и наконец, Георг Филипп Телеманн опубликовано 12 фантазий для скрипки соло в 1735 г.

Традиция полифонической скрипичной письменности была уже хорошо развита в Германии, особенно Бибером, Иоганн Генрих Шмельцер, а композиторы так называемой дрезденской школы — Иоганн Якоб Вальтер и Вестхофф. Веймарский и Кётенский периоды Баха были особенно подходящими для сочинения светской музыки, поскольку он работал придворным музыкантом. Баха виолончель и оркестровые сюиты датируется периодом Кётена, а также знаменитым Бранденбургские концерты и многие другие известные сборники инструментальной музыки. В списке камерных произведений Баха скрипичные соло составляют часть небольшой группы, так как есть предполагаемое «libro secundo» из 6 сюит à Violoncello solo, с одной партитой для соло flauto traverso, ля минор, помещенной непосредственно после сюиты для виолончели в каталоге Шмидера: BWV 1013. Таким образом, в группе «senza Basso» существует всего 13 различных сонат и партит

В обеих основных рукописях четко прописано важное уточнение: для скрипки / виолончели соло «senza Basso accpagnato». Сам Бах поддержал практику Basso Continuo как основы музыки, которая была общим знаменателем всей художественной музыки его времени

Сольная соната для скрипки, естественно, будет включать в себя исполнителей и партии континуо, здесь сам Бах говорит нам, что Basso Continuo неприменим. Норма была установлена ​​важными сольными сонатами Корелли 1700 года (op. 5), которые могли сопровождаться различными способами, но здесь Basso Continuo является естественным аккомпанементом «сольной» скрипки. Записана басовая линия с числами и второстепенными, чтобы указать на желаемые гармонии, которые должны быть отработаны клавесинистом или лютнистом, к которому можно добавить низко регистровый смычковый или выдувной инструмент, чтобы удвоить левую басовую линию. Это было само собой разумеющимся, пьесы «senza Basso» являются исключением в том смысле, что они заставляют музыканта реализовать различные слои, в которых некоторые ноты и паттерны являются аккомпанементом других частей, так что в музыку вписывается полифонический дискурс. Арпеджио на нескольких струнах, множественные остановки и противоположные тональные диапазоны и особенно очень ловкое смычок используются в полной мере, чтобы заставить все голоса говорить из одного смычка и четырех струн, или пяти, или с одной флейты.

Первое исполнение

Неизвестно, исполнялись ли эти скрипичные соло при жизни Баха или, если да, то кто их исполнитель. Иоганн Георг Пизендель и Жан-Батист Волюмье оба талантливых скрипача при дворе Дрездена были предложены в качестве возможных исполнителей, как и Йозеф Списс, руководитель оркестра в г. Köthen. Фридрих Вильгельм Руст, который позже стал частью семейного круга Баха в Лейпциге, также стал вероятным кандидатом. Сам Бах был способным скрипачом с юности, и его знакомство со скрипкой и литературой по ней проявляется в композиции декораций и очень подробной рукописи автографа, а также в случайных переборах в тексте. По словам его сына Карл Филипп Эмануэль Бах, «в молодости и до самой старости играл на скрипке чисто и мощно».

Предметы

Соната No. 1 соль минор, BWV 1001

  1. Адажио
  2. Фуга (Аллегро)
  3. Сицилиана
  4. Престо

Хотя ключевая подпись рукописи предполагает ре минор, это было условным обозначением в период барокко и, следовательно, не обязательно означает, что произведение написано в дорийском стиле . Вторая часть, фуга, позже была переработана для органа (в Прелюдии и фуге, BWV 539) и лютни ( Фуга, BWV 1000 ), причем последняя на два такта длиннее, чем версия для скрипки.

Партита No. 1 си минор, BWV 1002

  1. Аллеманда — Двухместный
  2. Корренте — Двойной (Престо)
  3. Сарабанда — Двойной
  4. Tempo di Borea — Двойной

Эта партитура заменяет бурру (помечено Tempo ди Borea ) для Жига . За каждым движением следует вариация ( двойная по-французски).

Партита No. 2 ре минор, BWV 1004

  1. Аллеманда
  2. Корренте
  3. Сарабанда
  4. Гига
  5. Чаккона

В оригинальной рукописи Бах пометил «Segue la Corrente» в конце «Аллеманды». Монументальная Чакона , последняя и самая известная часть сюиты, была названа Иегуди Менухином «величайшим сооружением для скрипки соло» . Он включает в себя набор вариаций, основанных на простой фразе, повторяющейся в гармонической последовательности в басовой линии ( основной бас ).

Соната No. 3 до мажор, BWV 1005

  1. Адажио
  2. Фуга
  3. Ларго
  4. Аллегро ассай

Вступительное движение произведения представило мирное, медленное наложение нот, техника, которая когда-то считалась невозможной на смычковых инструментах. Фуга — самая сложная и обширная из трех, ее сюжет заимствован из хорала . Бах использует множество контрапунктических приемов, включая стретто , инверсию , а также различные примеры двойного контрапункта .

История воздействия

Позже Бах аранжировал отдельные движения для лютни, клавесина или органа (см. Ниже).

Сонаты и партиты были впервые опубликованы в печати в 1843 году Фердинандом Давидом . Отрывки из нее впервые были записаны в 1903 году Иосифом Иоахимом , полный набор впервые записал в середине 1930-х годов молодой скрипач-виртуоз Иегуди Менухин . Концертные произведения этих произведений стали известны прежде всего благодаря Фердинанду Давиду, который иногда исполнял их под аккомпанемент фортепьяно в исполнении Феликса Мендельсона Бартольди . Вдохновленный этим, Роберт Шуман сочинил похожие фортепианные аккомпанементы.

Иоганнес Брамс создал фортепианную аранжировку ре минор чаконы для левой руки, версия Ферруччо Бузони для обеих рук в конечном итоге стала самой известной и самой виртуозной версией фортепиано. Обеим предшествовали две аранжировки для фортепиано соло и для оркестра Иоахима Раффа , который также транскрибировал другие части из партит для фортепиано. Даже Леопольд Годовский отредактировал первые три фортепианных сольных произведения.

Ученик Баха Иоганн Фридрих Агрикола уже писал в 1775 году: «Ваш автор часто сам играл на клавикорде и прибавлял столько гармонии, сколько считал необходимым».

После публикаций Арнольда Шеринга и особенно Альберта Швейцера о Бахе в начале 20-го века были предприняты попытки построить круглую арку , которая позволила бы идеально играть аккорды на струнных инструментах. С 1930-х годов такие круглые арки строились для скрипки и в основном использовались для интерпретации сонат и партит Баха.

Исполнители [ править ]

Практически каждый великий скрипач записал сонаты и партиты, часто по несколько раз, как в случае с Джозефом Сигети , Натаном Мильштейном , Иегуди Менухином , Хенриком Шерингом , Хилари Хан и другими выдающимися исполнителями. Поразительно, но известно, что Давид Ойстрах , выдающийся исполнитель на скрипке, записал полный набор сонат и партит. Одним из самых известных исполнителей сонат и партит был скрипач и композитор Жорж Энеску , который считал это произведение «Гималаями скрипачей» и записал все сонаты и партиты в конце 1940-х годов. Один из его учеников ( Серж Блан) собрал записи своего учителя Энеску относительно звучности, фразировки, темпа, аппликатуры и выражения в свободно распространяемом документе.

Заметки [ править ]

  1. ^ Ледбеттер 2009
  2. ^ Менухин, Иегуди. 2001. Неоконченное путешествие, новое издание. Лондон: Пимлико. ISBN  978-0-7126-6809-5 . 236 стр.
  3. Перейти ↑ Wolff 2002 , p. 133
  4. Перейти ↑ Bach 2001 , p. VIII
  5. ^ Внук Русте, Вильгельм Руст,конечном счетестал одним из редакторов Bach-Gesellschaft .
  6. ^ «Сонаты и партиты: учебное издание» .
  7. Перейти ↑ Schulze, Hans-Joachim (1972). Bach-Dokumente, Dokumente zum Nachwirken Bachs. 1750-1800. Том III . Кассель: Bärenreiter Verlag. п. 124. ISBN 3761802498.
  8. Перейти ↑ Schulze, Hans-Joachim (1972). Bach-Dokumente, Dokumente zum Nachwirken Bachs, 1750-1800. Том III . Кассель: Bärenreiter Verlag. с. 292, 293. ISBN 3761802498.
  9. ^ Менухин, Иегуди (1976). Незаконченное путешествие . п. 236.

Избранные аранжировки и транскрипции [ править ]

  • И. С. Бах, Транскрипция для клавишных, органа и лютни различных движений, некоторые из которых позже приписывались ученикам Баха. Пьесы для клавиатуры появляются в « Разных произведениях для клавиатуры» , Bach Gesellschaft Edition, 1853 г. (переиздано Dover Publications ).
    • Фуга ре минор, BWV 539 / ii (BWV 1001 / ii) для органа
    • Фуга соль минор, BWV 1000 (BWV 1001 / ii) для лютни
    • Сюита ми мажор, BWV 1006a (BWV 1006) для лютни или клавишного инструмента
    • Соната ре минор, BWV 964 (BWV 1003, сомнительно) для клавишных
    • Адажио соль мажор, BWV 968 (из BWV 1005, сомнительно) для клавишных
  • Чакона, BWV 1004.
    • Иоганнес Брамс , фортепиано левой рукой
    • Ферруччо Бузони , фортепиано соло
    • Уильям Томас Бест , орган
    • Анри Мессерер , орган
    • Маттиас Келлер , орган, Carus Verlag , 2011
    • Арно Ландманн, орган, Simrock Verlag
  • Preludio, BWV 1006
    • И. С. Бах, Sinfonia в BWV 29 , переработка Preludio из BWV 1006 для органа облигато, труб, гобоев и струнных
    • Различные аранжировки для органа симфонии, в том числе версии Александра Гильмана , Марселя Дюпре и Фридемана Винкльхофера ( Ганс Сикорский )
  • Британский лютнист Найджел Норт расшифровал всю последовательность для лютни, а также Сюиты для виолончели Баха и записал их на четырех компакт-дисках для Linn Records (тома с 1 по 4, соответственно CKD 013, CKD 029, CKD 049, CKD 055)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: