Биография леопольда семеновича ауэра

Леопольд ауэр. главные педагогические принципы

В книге «Моя школа игры не скрипке» он пишет:

«Еще никогда не придавали достаточного значения психологической работе, мозговой активности, контролирующих работу пальцев. Между тем, если данное лицо не способно к тяжелому умственному труду и длительной сосредоточенности, то сложный путь к овладению столь трудным инструментом, как скрипка, является простой потерей времени» .

Ауэр считал, что скрипач должен был обладать устойчивой нервной системой, чтобы выходить на сцену. В своей «Школе игры на скрипке» этой теме посвящена целая глава — «Нервы и игра на скрипке».

Сегодня нам необходимо отнестись к процессу воспитания скрипачей с большой серьезностью и ответственностью, и, вместе с тем нужно отойти от принципа изолированности различных задач в обучении скрипача, но подчинить все средства воспитанию разностороннего Музыканта с большой буквы, как это делал великий педагог Леопольд Ауэр.

Список литературы

Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. — М.: Музыка, 1965.

Ауэр Л. Среди музыкантов. — Л.: Изд. М. и С. Собашниковых, 1927

Раабен Л.Н. Жизнь замечательных скрипачей. — М.: Музыка, 1967.

Сокерина И.В. Педагогические условия эффективного становления личностно-профессиональных качеств педагогов-музыкантов // Внешкольник. — 2011. — №6 (147). — С. 61-62.

Уколова Л.И. Адаптационные и реабилитационные функции педагогически организованной музыкальной среды // Педагогика искусства. — 2008. — №2. — С. 54-77.

Уколова Л.И. Формирование духовной культуры молодого поколения.// Искусство и образование. — 2008. — №2. — С. 54-57.

Предыдущая     Оглавление     Следующая

Количество показов: 2212

Россия

Рубинштейн искал профессора скрипки для Санкт-Петербургской консерватории , которую он основал в 1862 году, и предложил Ауэру. Ауэр согласился на трехлетний контракт, также в качестве солиста при дворе великой княгини Елены. Поначалу музыкальные критики в Санкт-Петербурге резко критиковали игру Ауэра и сравнивали ее с игрой его предшественника Венявского . Но восхищение Чайковского игрой Ауэра привело к ее признанию. Ауэр оставался там 49 лет (1868-1917). В то время он был первым скрипачом оркестра Императорских театров Санкт-Петербурга. Сюда входили основные помещения Императорского балета и оперы, Императорский Большой Каменный театр (до 1886 г.), а затем Императорский Мариинский театр , а также Императорские театры Петергофа и Эрмитажа . До 1906 года Ауэр играл почти во всех скрипичных соло в балетах , выполненных Имперского Балета , большинство из которых были хореографией Мариуса Петипа . До Ауэра соло балета играли Вьекстемпс и Венявский.

До 1906 года Ауэр был также руководителем струнного квартета Русского музыкального общества (РМС). Концерты этого квартета были такой же неотъемлемой частью музыкальной сцены Санкт-Петербурга, как и концерты под руководством Иоахима в Берлине

Критика возникла в последующие годы за неидеальную ансамблевую игру и недостаточное внимание к современной русской музыке. Тем не менее группа Ауэра исполнила квартеты Чайковского , Александра Бородина , Александра Глазунова и Николая Римского-Корсакова

Группа также играла музыку Иоганнеса Брамса и Роберта Шумана , а также Луи Шпора , Иоахима Раффа и других менее известных немецких композиторов.

Примерно в 1870 году Ауэр решил принять русское православие.

В консерватории ведущий преподаватель фортепиано Теодор Лешетицкий познакомил Ауэра с Анной Есиповой , которую Лешетицкий назвал своей лучшей ученицей. Ауэр исполнял сонаты со многими великими пианистами, но его любимой партнершей по сольному вечеру была Есипова, с которой он выступал до ее смерти в 1914 году. Среди других партнеров были Антон Рубинштейн, Лешетицкий, Рауль Пуньо , Сергей Танеев и Эжен д’Альбер . Одной из сонат, которые Ауэр любил исполнять, была соната Тартини «Дьявольская трель» , написанная около 1713 года. В 1890-х годах Ауэр исполнил циклы из всех 10 скрипичных сонат Бетховена. Особой фаворитом Ауэра была соната «Крейцерова» , которую Ауэр впервые услышал в исполнении Иоахима и Клары Шуманы в Ганновере .

С 1914 по 1917 год в гастрольных поездках по России Ауэра сопровождала пианистка Ванда Богуцкая Штайн.

Сочинения и сочинения

Ауэр написал небольшое количество произведений для своего инструмента, в том числе « Гонгруаз рапсодии» для скрипки и фортепиано. Он также написал ряд каденций для скрипичных концертов других композиторов, в том числе Бетховена , Брамса и третьего Моцарта . Он написал три книги: « Игра на скрипке, как я ее учу» (1920), « Моя долгая жизнь в музыке» (1923) и « Мастера скрипки и их интерпретация» (1925). Он также написал аранжировку для 24-го Каприса Паганини (с фортепианным сопровождением Шумана), позже исполненного Яшей Хейфец, Хенриком Шерингом и Иври Гитлисом, в которой удалена последняя вариация и написана его собственная композиция. Также есть изменения в различных отрывках по всей пьесе. Ауэр редактировал большую часть стандартного репертуара, концертов, коротких произведений и всех сольных произведений Баха. Его издания в основном издает Карл Фишер. Он также переписал очень много сочинений для скрипки, в том числе некоторые прелюдии Шопена для фортепиано.

Оценка и подборка концертов и (Бетховен) романсов

В Violin Master Works …. , Auer 2012 Ауэр дает некоторые рейтинги. Глава X посвящена «Трем главным концертам», а именно: Бетховена , Брамса и Мендельсона . К этим трем Иоахим добавляет четвертую, написанную Максом Брухом . В главе XI Ауэра «Концерты Бруха» упоминаются два. Первое сочинение Бруха соль минор, соч. 26, по словам Ауэра, вероятно, будет следующим по популярности после трех «мастерских» концертов. Стейнберг (1998) не упоминает концерты Бруха после первого, хотя и он, и Ауэр упоминают шотландскую фантазию для скрипки с оркестром. О скрипичных концертах Баха и Моцарта см. Выше. Бетховен написал два романса для скрипки с оркестром, Romance No. 1 in G, Op. 40 и романс № 2 фа, соч. 50. Ауэр (стр. 52–54) упоминает два романса как партитуру для скрипки и фортепиано в редактированных им версиях, но текст посвящен оркестровой версии.

Transcriptions and arrangements

Violin and piano

Original composer Title Publicationdate Remarks
Joseph Achron Hebrew Lullaby Universal-Edition, 1919 original for violin and piano: Op. 35, No. 2
Hebrew Melody Carl Fischer, 1921 original for violin and piano: Op. 33
Johann Sebastian Bach Siciliano Jul. Heinr. Zimmermann, 1904 original for flute and basso continuo BWV1031
Ludwig van Beethoven Chor der Derwische aus den ‘Ruinen von Athen’ Carl Fischer, 1916 original for voices, chorus and orchestra
Türkischer Marsch aus den ‘Ruinen von Athen’ Carl Fischer, 1916 original for orchestra
Violin Concerto in D major Carl Fischer, 1917 original for violin and orchestra: Op. 61
Johannes Brahms Violin Concerto in D major 1912 original for violin and orchestra, Op.77
Frédéric Chopin Nocturne in e minor 1912 original for piano: Op. 72, No. 1
Polish Song Jul. Heinr. Zimmermann, 1913 original for voice and piano: Op. 74, No. 16
Arcangelo Corelli La Folia   original for violin and cembalo: Op. 5, No. 12
Charles Davidoff Romance sans paroles   original for cello and piano: Op. 23
Jakob Dont Agité 1921 original for solo violin: Op. 35, No. 5
Etincelles 1921 original for solo violin: Op. 35, No. 15
Riccardo Drigo Serenade from ‘Arlekinada’ Chester, 1901 original for orchestra
Valse bluette from ‘4 Airs de ballet’ Jul. Heinr. Zimmermann, 1906 original for orchestra
Gabriel Fauré Pelléas et Mélisande   original for voice and orchestra: Op.80
Mikhail Glinka/Mily Balakirev The Lark   original for voice and piano: No. 10 from ‘Farewell to Saint Petersburg
Joseph Haydn Scherzo Zimmermann, 1911
Serenade Zimmermann, 1911
Vivace Zimmermann, 1911 original from string quartet, Hob. III:67
Edward MacDowell Idyll Schott, 1913 original for piano: Op. 62, No.?
Wolfgang Amadeus Mozart Gavotte from ‘Idomeneo’   original for orchestra
Concerto No.3 Carl Fischer, 1921 original from violin concerto No.3 in G major, K.216
Niccolò Paganini Caprice   original for solo violin: Op. 1, No. 24
David Popper Gavotte No.2   original for cello and piano: Op. 23
Spinnlied Carl Fischer, 1921 original for cello and piano: Op. 55, No. 1
Nikolai Rimsky-Korsakov Fantasy on Two Russian Themes   original for violin and orchestra: Op. 33
Anton Rubinstein Barcarole Kahnt, 1904 original for piano: Op.50, No. 3
Melodie   original for piano: Op.3, No. 1
Robert Schumann Abendlied   original for piano 4 hands: Op. 85, No. 12
Der Nussbaum Universal-Edition, 1922 original for voice and piano: Op. 25, No. 3 from ‘Myrthen’
Vogel als Prophet Jul. Heinr. Zimmermann, 1913 original for piano: Op. 82, No. 7 from ‘Waldszenen’
Widmung 1920 original for voice and piano: Op. 25, No. 1 from ‘Myrthen’
John Stevenson The last Rose of Summer Wilhelm Hansen, 1918 original for voice and piano. «Ballade irlandaise»
Pyotr Ilyich Tchaikovsky Andante cantabile Carl Fischer, 1918 from String Quartet No. 1 in D major, Op. 11
Melodie Carl Fischer, 1921 original for violin and orchestra: Op. 42, No. 3
Violin Concerto   original for violin and orchestra: Op. 35, some changes to the violin part
Walzer ca. 1901 original for orchestra: Op. 48 from ‘Serenade’
Wohin seid ihr entschwunden from ‘Eugen Onegin’ Universal-Edition, 1921 original for voice and orchestra (Arie des Lensky, Act II, No. 17)
Richard Wagner Träume Universal-Edition, 1921 original for voice and piano, WWV 91, No. 5, arranged by Wagner for voice and orchestra
Leo Zeitlin/Joseph Achron Eli Zion   original for cello and piano

Америка

Леопольд Ауэр в США

Вплоть до 1917 года Ауэр не выступал в США. Он говорит, что был «один серьезный сдерживающий фактор — большое количество концертов, которые требовалось от артиста за короткий период в три или четыре месяца. Мои друзья, Антон Рубинштейн , Ханс фон Бюлов . И Генри Венявски сказали это, хотя их американец туры были очень интересными, они неохотно соглашались на новые контракты из-за сильного напряжения, которое «их туры были для них». «Но в 1918 году … работа в России стала невозможной из-за« русской революции » . Затем он переехал в США, хотя из-за своего возраста не предпринял обширных концертных туров. Он играл в Карнеги-холле 23 марта 1918 года, а также выступал в Бостоне , Чикаго и Филадельфии . Он учил некоторые частные студент в своем доме на Манхэттен «s Upper West Side . В 1926 году он поступил в Институт музыкального искусства (позже — Джульярдскую школу ). В 1928 году он поступил на факультет Музыкального института Кертиса в Филадельфии. Он умер в 1930 году в Лошвице , пригороде Дрездена , Германия , и был похоронен на кладбище Фернклифф в Хартсдейле , Нью-Йорк .

Играет

Петра Ильича Чайковского особенно увлекла игра Ауэра. Рассматривая выступление Ауэра в 1874 году в Москве, Чайковский похвалил Ауэра за «великую выразительность, продуманную тонкость и поэтичность интерпретации». За эту изящество и поэзию пришлось заплатить огромную цену. Ауэр как исполнитель страдал от плохо сложенных рук. Ему приходилось работать беспрерывно, с железной решимостью, чтобы поддерживать свою технику в форме. Он писал: «Мои руки настолько слабы, а телосложение у них такое плохое, что, когда я не играл на скрипке несколько дней подряд, а затем беру инструмент, мне кажется, что я совсем потерял способность играть».

Несмотря на этот недостаток, Ауэр многого добился постоянным трудом. Его тон был мягким, но заискивающим, его техника отполирована и элегантна. Его игре не хватало огня, но он восполнял это классическим благородством. После того, как он прибыл в Соединенные Штаты, он сделал несколько записей, подтверждающих это. Они показывают скрипача в отличной технической форме, с безупречной интонацией, острым ритмом и изящной игрой.

Его музыкальные вкусы были консервативными и утонченными. Ему нравились виртуозные произведения Анри Вьёкстема , такие как его три скрипичных концерта и Генрих Вильгельм Эрнст , и он использовал эти произведения в своем обучении. Однажды студент возразил против того, чтобы играть в « Отелло-фэнтези» Эрнста , сказав, что это плохая музыка. Ауэр не отступил. «Ты будешь играть ее до тех пор, пока она не будет звучать как хорошая музыка, — гремел он студенту, — и больше ничего не будешь играть».

Баха

Концерты

Ни один из сольных скрипичных концертов Баха Ауэр никогда не поручает ученику. Однако Двойной концерт был одним из его любимых. Ауэр называет Двойной концерт «самым важным» из трех концертов.

Сонаты для скрипки или скрипки и фортепиано без аккомпанемента

Ауэр писал, что Фердинанд Давид «заслужил бессмертную признательность скрипичного мира, открыв « сольные сонаты для скрипки » , BWV 1001-1006, и « Шесть сонат для скрипки и фортепиано » .» Дэвид отредактировал и опубликовал эти произведения. , и Джозеф Иоахим был первым, кто познакомил их с музыкальным миром в целом », сделав« эти композиции … фундаментальной опорой скрипичной литературы »

Ауэр уделяет особое внимание чаконе из четвертой сонаты Баха для скрипки без аккомпанемента (в зависимости от редакции, позже известной как Партита № 2 ре минор, BWV 1004) вместе с 33 вариациями.

Моцарт написал 5 концертов для скрипки с оркестром, все в 1775 году, и хорошо известный двойной концерт Sinfonia Concertante , K. 364. Ауэр (2012) не упоминает об этом, но упоминает два концерта для одной скрипки, один в Ре мажор, № 4, и один ля мажор, № 5. Для другого, ми-бемоль мажор, оказалось, что на самом деле это не Моцарт написал.

Ранняя жизнь и карьера

Ауэр родился в Веспреме , Венгрия, 7 июня 1845 года в бедной еврейской семье художников. Сначала он учился игре на скрипке у местного концертмейстера . Позже он написал, что скрипка была «логическим инструментом» для любого (музыкально настроенного) венгерского мальчика, потому что она «не стоила много». Позже Ауэр продолжил учебу на скрипке с Давидом Ридли Коне , который также приехал из Веспрема, в консерватории Будапешта . Коне был концертмейстером оркестра Национальной оперы

Выступление Ауэра в качестве солиста в
скрипичном концерте Мендельсона привлекло внимание некоторых состоятельных меломанов, которые предоставили ему стипендию для поездки в Вену для дальнейшего обучения. Он жил в доме своего учителя Якоба Донта

Ауэр писал, что именно Дон научил его основам скрипичной техники. В Вене он также посещал занятия квартета с Йозефом Хеллмесбергером-старшим.

К 13 годам Ауэру стипендии закончились. Его отец решил начать карьеру. Доходов от провинциальных концертов едва хватило, чтобы выстоять из бедности отца и сына, а также пианиста, составившего дуэт с Леопольдом. Прослушивание у Анри Вьёкстэмпса в Граце было неудачным, отчасти потому, что так думала жена Вьёкстэмпса. Поездка в Париж оказалась столь же неудачной. Ауэр решил посоветоваться с Йозефом Иоахимом , тогдашним королевским концертмейстером Ганновера . Тогдашний король Ганновера был слепым и очень любил музыку. Он очень хорошо платил Иоахиму, и в тех случаях, когда Ауэр также выступал для короля, ему также платили достаточно, чтобы содержать его в течение нескольких недель. Два года, которые Ауэр провел с Иоахимом (1861–63, или 1863–1865, согласно Ауэру, 1980, стр. 9), стали поворотным моментом в его карьере. Он уже был хорошо подготовлен как скрипач. Что оказалось откровением, так это знакомство с миром немецкой музыки — миром, в котором музыкальные ценности ставятся выше виртуозного блеска. Позже Ауэр писал:

Лето 1864 года Ауэр провел в курортной деревне Висбаден , куда его наняли для выступления. Там он познакомился со скрипачом Генриком Венявским и пианистами братьями Антоном Рубинштейном и Николаем Рубинштейном , впоследствии основателем и директором Московской консерватории и дирижером Московского симфонического оркестра . Ауэр получил неофициальные инструкции от Венявского. Летом 1865 года Ауэр был в другом курортном поселке Баден-Баден , где познакомился с Кларой Шуман , Брамсом и Иоганном Штраусом-младшим .

Тогда было не так много гастролирующих скрипачей, как было позже, но в Вене Ауэр смог услышать Анри Вьёкстэмпса из Бельгии, Антонио Баццини из Италии и чешского Фердинанда Лауба ; он был особенно впечатлен Вьёкстемпсом. Ауэр давал концерты в 1864 году в качестве солиста с Лейпцигским оркестром Гевандхаус , приглашенным концертмейстером Фердинандом Давидом , дирижером Феликсом «другом Мендельсона». В то время, по словам Ауэра, Лейпциг был «важнее с музыкальной точки зрения, чем Берлин и даже Вена». Успех привел к тому, что в 19 лет он стал концертмейстером в Дюссельдорфе . В 1866 году он получил такую ​​же должность в Гамбурге ; он также руководил там струнным квартетом.

В мае и июне 1868 года Ауэр был приглашен дать серию концертов в Лондоне. В одном концерте он сыграл Бетховена «s эрцгерцога трио с пианистом Антоном Рубинштейном и виолончелистом Альфредо Пьятти .

Посвящения

Ряд композиторов посвятили Ауэру произведения. Один такой случай был Чайковский «s для скрипки с оркестром , который, однако, он изначально решил не играть. Это произошло не потому, что он считал произведение «неиграбельным», как говорят некоторые источники, а потому, что он чувствовал, что «некоторые из отрывков не соответствовали характеру инструмента и что, как бы идеально они ни были воспроизведены, они не будут звучать как как и предполагал композитор ». Позднее в своей карьере он сыграл эту работу с изменениями в некоторых отрывках, которые, по его мнению, были необходимы. Исполнение концерта Чайковского учениками Ауэра (за исключением Натана Мильштейна ) также было основано на редакции Ауэра. Другая работа Чайковский посвящена Ауэр был Sérénade mélancolique в 1875. После того, как их конфликт скрипичного концерта, Чайковский также отозвал Серенада посвящение ей в Ауэр.

Original Compositions

Violin and Piano (or Orchestra)

  • Op.1
  • Op.2Tarantelle de concert for Violin and Orchestra (Bote & Bock, 1874)
  • Op.3Rêverie for Violin and Piano(Bote & Bock, 1873)
  • Op.4 – Romance for Violin and Piano (Bote & Bock, 1873)
  • Op.5Rhapsodie hongroise for Violin and Orchestra (Kistner, 1882)
  • Op.6
  • Op.7
  • Op.8
  • Op.9 – 12 Charakteristische Präludien for Violin solo // «Twelve characteristic preludes : (in form of melodic studies)» (Carl Fischer, 1924 / Universal-Edition, 1924)
  • Rêverie No.2 for Violin and Piano (Zimmermann, 1901)
  • Graded Course of Violin Playing (1926-1935. coauthored with?/translated by?? Gustav Saenger.)

Original Cadenzas

  • Beethoven Violin Concerto in D major, Op. 61 (Zimmermann, 1901) first movement
  • Beethoven Violin Concerto in D major, Op. 61 (Universal-Edition, 1917) new cadenzas for all movements
  • Brahms Violin Concerto in D major, Op. 77 (Simrock, 1903)
  • Mozart Violin Concerto in D major, KV 211
  • Mozart Violin Concerto in G major, KV 216
  • Mozart Violin Concerto in D major, KV 218
  • Mozart Violin Concerto in A major, KV 219

Ауэр считал, что скрипач должен проникать в дух произведения:

«Общение между духом музыки и исполнителем должно быть непосредственным: оно не должно осложняться попыткой исполнителя выразить музыку с помощью ряда чужих приемов» .

Основываясь на музыкальной стороне в воспитании скрипача, Ауэр ни в коем случае не считал, что не нужно уделять внимания техническим аспектам исполнения, проблеме решения технических трудностей при игре на скрипке. И здесь гениальный педагог также отличился от принципов и шаблонов своего (а также нашего) времени. Он разрабатывает индивидуальный подход к каждому ученику. Учитывается все: художественные вкусы, темперамент, умственные способности, нервная система, строение рук и пальцев и другие факторы, которые влияют на процесс обучения ученика.

Один из его учеников П.

Семья

Первая жена (23 мая 1874—1901) — Надежда Евгеньевна Ауэр (в девичестве Пеликан, 1855—1932); дочь профессора кафедры судебной медицины, медицинской полиции и гигиены Медико-хирургической Академии, лейб-медика Евгения Венцеславовича Пеликана (1824—1884) и Зои Павловны Пеликан (урождённой Азанчевской); племянница композитора М. П. Азанчевского, историка лейб-гвардии Преображенского полка, штабс-капитана Матвея Павловича Азанчевского (1830—1904) и управляющего Санкт-Петербургской контрольной палаты В. В. Пеликана (1822—1876); внучка автора трудов по агрономии, статского советника Павла Матвеевича Азанчевского (1789—1866).

Четыре дочери:

  • Зоя Львовна Унковская (1875—1918). В 1895—1903 годах замужем за морским офицером Семёном Ивановичем Унковским (который позже женился на её младшей сестре Марии), внуком мореплавателя С. Я. Унковского, сыном адмирала И. С. Унковского. Сыновья: Иван (1896—1975) — женат на дочери князя П. П. Голицына Аглаиде (1893—1984), и Лев (Леон, 1900—?); жили в Выборге, затем в Зальцбурге

    В семье Леопольда Ауэра после смерти его дочери Зои воспитывался внук — впоследствии известный актёр Миша Ауэр.

    .

  • Надежда Львовна Сибор (1876—1976), замужем за скрипачом Борисом Сибором (Лившицем)

    Внучка — арфистка и музыкальный педагог Наталья Борисовна Сибор (1903 — после 1995), профессор академии музыки имени Гнесиных. Другая внучка, Лиза, умерла в августе 1920 года от бешенства, шестнадцати лет.

    .

  • Наталия (Наталья) Львовна Миклашевская (1879—1933), певица.
  • Мария Львовна Унковская (1883—1959), певица. Была возлюбленной поэта Максимилиана Волошина (1902)

    Внук — театральный актёр Михаил Семёнович Унковский (1904—1940), выпускник театральной студии имени Ермоловой (1925), с 1929 года — артист студии Хмелёва в Москве (театра-студии имени М. Н. Ермоловой), муж актрисы Эды Урусовой; умер в Севвостоклаге на Колыме.

    . С 1903 года замужем за лейтенантом морского флота Семёном Ивановичем Унковским (?—1921), потомственным дворянином.

Вторая жена (оформили брак 24 июня 1924 года в Нью-Йорке) — пианистка, концертмейстер Ванда Богуцка Штейн (англ. Wanda Bogutska Stein, в замужестве Ванда Ауэр, 1875 — 6 октября 1961). Вместе с мужем записала несколько грампластинок.

Внучатым племянником Леопольда Ауэра был известный композитор Дьёрдь Лигети (внук его брата, художника по фрескам Сомы Ауэра); внучатой племянницей — джазовая вибрафонистка Вера Ауэр (Vera Auer, 1919—1996).

Вот что пишет Ауэр в своей книге:

«Я никогда не стремился формировать моих учеников согласно своим собственным узким эстетическим воззрениям, но только учил их широким, общим принципам вкуса, на основе которых мог бы развиваться их индивидуальный стиль» .

Прочитав эти строки мы, можем понять, насколько этот великий педагог ставил музыкальное содержание произведения выше технической его стороны, решение технических проблем было тесно связано с идейно-смысловым содержанием.

То время, когда Ауэр начал свою педагогическую деятельность, те веяния и моды, царившие в музыкальной атмосфере, очень похожи на современное положение дел в музыкальном мире и скрипичном исполнительстве в частности. Ауэр столкнулся с тем, что, как и в наше время, во второй половине XIX века делался сильный упор на развитии техники скрипача, то есть беглости пальцев, умении исполнить технически сложное произведение в максимально быстром темпе с виртуозным владением штрихами. В педагогике его времени делается упор на механизацию, вырабатывается новая методика преподавания на основе этого. Преподавание сосредоточивается главным образом на различных способах развития пальцев. В связи с этим широко распространяется специальная инструктивная литература. Из-за этого складывается новое понимание виртуозности, так как работа над техникой и работа над музыкой стали пониматься как легко разъединяемые процессы. Качество исполнения начинает рассматриваться не с точки зрения выявления индивидуальности артиста, а с точки зрения суммы определенных приемов и спортивных достижений.

Но педагог Ауэр, как мы видим, считал совершенно иначе. И он своим методом достиг небывалых высот в преподавании игры на скрипке.

Увековечение памяти скрипача

Конкурс

В Санкт-Петербурге проводится «Международный конкурс скрипачей и квартетов имени Леопольда Ауэра». Первый конкурс состоялся в 1908 году, когда отмечался 40-летний юбилей деятельности Л. С. Ауэра в Петербургской консерватории. Первая премия была присуждена ученику Ауэра Михаилу Пиастро. Спустя 105 лет группа единомышленников совместно с компанией «Русский фестиваль» решили увековечить заслуги музыканта и педагога перед мировой культурой и анонсировали «II Международный конкурс скрипачей и квартетов имени Леопольда Ауэра», который был проведён в октябре 2014 года. Далее конкурс стал ежегодным.

Мемориальная доска

В 2016 году инициативная группа АНО «Русский фестиваль» выдвинула петицию об установке мемориальной доски на доме 26/53 по Английскому проспекту в Санкт-Петербурге:

«Здесь жил с 1900 по 1917 годы выдающийся скрипач, педагог, основатель Русской скрипичной школы Леопольд АУЭР»

Биография

П. И. Чайковский. «Воспоминание о дорогом месте». Часть 3. Mélodie в обработке Августа Вильгельми. Исполняет Леопольд Ауэр, 1920. ГерманияЛеопольд Ауэр

Леопольд Семёнович Ауэр родился 7 июня 1845 года в Австро-Венгрии в еврейской семье (впоследствии принял христианство). Сын бедных родителей (отец — маляр), он рано обнаружил музыкальные способности. Будучи ещё четырёхлетним ребёнком, он мог уже маршировать, отбивая такт на барабане, впереди войск, возбуждая во время революции 1849 года патриотический энтузиазм в зрителях. Музыкальное образование Ауэр получил вначале в Пештской консерватории, где обучался игре на скрипке у Давида Ридли-Коне. Затем перешёл в Венскую консерваторию к профессору Якобу Донту, посещал также оркестровый класс Йозефа Хельмесбергера. Позднее совершенствовался у Иоахима, жившего в Ганновере. С четырнадцати лет уже содержал семью, гастролируя по австро-венгерской провинции; согласно воспоминаниям самого Ауэра, первоначально это были выступления в самых заштатных городках, передвигаться между которыми приходилось на телеге.

Состоял концертмейстером в Дюссельдорфе, потом в Гамбурге. В 1868 году он занял место первого скрипача в знаменитом квартете братьев Мюллер, но вскоре оставил его, получив приглашение в Санкт-Петербургскую консерваторию профессором по классу скрипичной игры (на место ушедшего Генрика Венявского).

Ауэр с ученицей

В 1873 году Ауэр стал солистом-скрипачом при Императорских театрах, а в 1874 году получил звание солиста Его Величества. В 1880 году занял пост дирижёра симфонических концертов придворной певческой капеллы[нет в источнике]. В 1881 году Ауэр совершил с выдающимся успехом концертное турне по России и Западной Европе. С 1888 года по 1892 год Ауэр дирижировал симфоническими концертами Императорского Русского музыкального общества и стоял во главе его квартета, пользующегося большой известностью как в России, так и за границей.

Леопольд Ауэр участвовал в премьере второй редакции струнного секстета «Воспоминание о Флоренции» Чайковского в 1892 году.

В 1918 году эмигрировал в США. Профессор Института музыкального искусства в Нью-Йорке и Кёртисовского института в Филадельфии. За десятилетия педагогической деятельности Ауэр воспитал множество выдающихся скрипачей. Среди его учеников — Яша Хейфец, Ефрем Цимбалист, Мирон Полякин, Шимон Пульман, Кэтлин Парлоу, прославившие русскую скрипичную школу. Игорь Стравинский называя Ауэра удивительным педагогом, отмечал, что его «преподаванию мы обязаны почти всей фалангой современных нам знаменитых скрипачей».

Скончался 15 июля 1930 года в Лошвице, близ Дрездена, от воспаления лёгких. Похоронен в США в городе Хартсдейл, (штат Нью-Йорк), на кладбище Фернклифф.

Среди известных скрипачей Ауэр занимал одно из самых почётных мест. Его игра была в высшей степени изящна и художественно отделана, отличаясь небольшим, но очень красивым и мягким тоном.

В числе посвящённых Ауэру произведений — Скрипичная соната № 3, соч. 98 Антона Рубинштейна, четвёртая тетрадь «Испанских танцев», соч. 26 Пабло де Сарасате, «Русская рапсодия», соч. 32 Эмиля Соре, седьмая «сцена из чарды», соч. 41 Енё Хубаи, «Грёзы», соч. 23 Александра Танеева, скрипичный концерт, соч. 82 Александра Глазунова, двадцать четыре каприса, соч. 25 Анри Марто.

Сохранилось небольшое число записей Леопольда Ауэра. Среди них — «Мелодия» из цикла «Воспоминание о дорогом месте» Чайковского.

связи

Первая жена Ауэра, Надин Пеликан, была русской. Джаз виброфонист Вера Auer является племянницей Ауэр. Актер Миша Ауэр (урожденный Миша Оунсковски) был его внуком. Композитор Дьёрдь Лигети (имя Лигети — венгерский эквивалент немецкого имени Ауэр) был его правнучатым племянником. Выдающийся венгерский философ и преподаватель Агнес Хеллер упоминает, что выдающийся венгерский скрипач Леопольд Ауэр был связан со своей семьей по материнской линии.

Вторая жена Ауэра, Ванда Богуцкая Штайн (Ауэр), была его фортепианной аккомпаниатором в некоторых концертных турах (по России до 1917 года), а затем в некоторых записях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: