Римский-корсаков. симфоническое творчество (symphony music)

Пути развития русской симфонической музыки

Опера и зрелое творчество

Желая продолжить деятельность на ниве искусства, Римский-Корсаков вновь попал под руководство Балакирева. По рекомендации своего преподавателя он продолжил трудиться над Первой симфонией и серьезно ее переработал. Произведение композитора исполнили в 1865. Но это был лишь первый шаг на пути к творческим высотам.

Н. Римский-Корсаков в юности

В ранние годы своей активности Римский-Корсаков ориентировался на сочинения зарубежных композиторов, таких как Г. Берлиоз и Ф. Лист. Однако в его работах прекрасно уживались зарубежные и русские народные мотивы, что в итоге стало визитной карточкой композитора.

В 1867 году из-под пера Николая Андреевича вышло произведение «Садко». Позже его фрагменты частично вошли в структуру одноименной оперы. А еще через год на свет появилась сюита «Антар». Римский-Корсаков вошел в период профессионального, зрелого творчества.

Помимо композиции он занимался рутинными вопросами: оркестровкой, инструментовкой чужих произведений. В первую очередь, работ коллег по музыкальному сообществу.

В начале 70-х Римский-Корсаков нащупал свою нишу. Он стал трудиться в жанре оперы. Впоследствии именно эта композиционная форма стала его излюбленной. Уже в 1872 году из-под пера талантливого музыканта вышла его первая опера «Псковитянка» по драме Льва Мея.

Дебютная работа в жанре стала известной и узнаваемой. Римский-Корсаков получил свою порцию славы и был признан широкой общественностью. В том числе профессиональными кругами.

Немногим до этого музыканта приняли профессором Санкт-Петербургской консерватории. Начиная с 70-х, он получил еще и административные должности: директора музыкальной школы, инспектора и пр. Также Римский-Корсаков занимался дирижированием, управлял оркестрами.

Несмотря на явный успех, композитор быстро понял, что для действительно серьезного творчества ему не хватает специального образования. Николай Андреевич начинает усиленно изучать дисциплины, которые преподают в консерватории.

Покрыть недостаток формальной подготовки ему удается довольно быстро. В результате музыкант смог усовершенствовать свою композиторскую технику. Старания не прошли даром и на свет появилась Третья симфония и еще ряд произведений.

В период нового десятилетия, в 80-е Римский-Корсаков берется за творчество со свежими силами. После долгой работы на свет появляются две оперы: «Снегурочка», а также «Майская ночь». Не считая других произведений, в иных жанрах.

В период 80-х Николай Андреевич помимо композиторской деятельности занимался административными вопросами, много дирижировал.

Кропотливая работа, труд без устали сыграли свою роль. Из-за перенапряжения и груза личных проблем Римский-Корсаков впал в состоянии творческого кризиса.

Спад активности композитора пришелся на начало 90-х. В этот период он много читал, интересовался философией, писал статьи и публицистические материалы. Практически не сочинял, пытаясь найти выход из кризисного состояния.

Возвращение к профессиональному творчеству произошло на удивление быстро. Уже в середине 90-х Н. А. Римский-Корсаков взялся за активное сочинительство. Судьба будто бы вознаградила его за терпение и позволила наверстать упущенные годы.

Вторая половина десятилетия стала временем исключительной творческой активности композитора. Одно за другим из-под его пера выходили новые произведения.

В числе работ того периода можно назвать оперы Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», «Ночь перед рождеством», «Садко». Все с неизменным постоянством становились известны практически сразу после первого исполнения.

В последующие годы Николай Андреевич написал еще 7 крупных опер. Он работал до самого конца своего жизненного пути.

Помимо композиторской деятельности и музыкальных талантов, сочинитель известен как человек с активной общественной позицией, сторонник перемен и справедливости.

Реакционные, репрессивные действия царской администрации, давление власти, а также революционные события 1905-1907 года, что последовали позже, Римский-Корсаков воспринял с воодушевлением. Он открыто поддерживал студентов, которые выступали против ужесточения правил, а также казарменных порядков в университетах.

В знак протеста он уволился из Санкт-Петербургской консерватории и вернулся на должность, только когда события более-менее утихли, и власть пошла на уступки. Это отдельно характеризует композитора как личность.

Произведения артистов

Pelin Halkaci Alkin,
Borusan Istanbul Philharmonic Orchestra

Pablo Casals — The Complete Published EMI Recordings (1926 — 1955)

Nathan Milstein,
Leon Pommers,
Pittsburgh Symphonic Orchestra
Lydia Mordkovitch,
Королевский шотландский Национальный Оркестр
Герберт фон Караян,
Berliner Philharmoniker

Souvenirs

Sviatoslav Richter — The Beginning of the Legend CD1

Sara Sant’Ambrogio,
Anyssa Neumann,
Paul Cantelon
Ferenc Fricsay,
RIAS-Symphonie-Orchester Berlin,
Radio-Symphonie-Orchester Berlin

Evgeny Mravinsky Edition (CD3)

Gary Karr,
Harmon Lewis
Bratislava Symphony Choir and Orchestra,
Choir of the National Opera Theatre,
Sofia Philharmonic Orchestra
Nigel Kennedy,
English Chamber Orchestra
Mark Lubotsky,
Эстонский национальный симфонический оркестр
Pierre Fournier,
Gerald Moore
Christian Ferras,
Jean-Claude Ambrosini
Philharmonia Slavonica,
Münchner Symphoniker,
Süddeutsche Philharmonie

Boris Christoff — Russian Songs — CD 3: Balakirev, Rimsky-Korsakov

Chaliapin — Complete Gramophone Records 1907-1936 (CD 1)

Yo-Yo Ma,
Bobby McFerrin

Fritz Kreisler — The complete RCA recordings (CD 4)

Fritz Kreisler — The complete RCA recordings (CD 5)

Richard Tucker,
Maria Callas,
Joan Sutherland
Maria Callas,
Renata Tebaldi,
Дитрих Фишер Дискау
Maria Callas,
Beniamino Gigli,
Elisabeth Schwarzkopf

The Heifetz Collection, Volume 19

The Heifetz Collection, Volume 2

Отличительные черты эпического симфонизма Бородина

  • отсутствие конфликта между темамисонатной формы;
  • вместо конфронтации – их контрастное сопоставление;
  • опора на общие, коллективные, отстоявшиеся интонации, связь с русским песенным фольклором как традиционная особенность тематизма;
  • преобладание экспонирования над развитием, приемов интонационного варьирования, подголосочной полифонии – над мотивной разработкой;
  • постепенное усиление изначальной сущности основных образов, утверждение идеи целостности и постоянства, в которой заключен главный пафос эпоса;
  • перемещение скерцо на второе место в симфоническом цикле, что объясняется дефицитом драматизма в первом сонатном Allegro (в связи с этим отпадает необходимость в рефлексии, передышке);
  • конечная цель развития – синтез контрастного материала.

Известно, что некоторые материалы, предназначавшиеся сначала для оперы, затем были использованы в симфонии.В частности, начальная тема первоначально задумывалась как тема половецкого хора в «Игоре».

Бородин хорошо знал и ценил оба листовских концерта.

встречается в восточной музыке, у Шостаковича – монограмма.Интересно, что ладовые детали главной темы – II низкая, IV низкая (dis) – намечают важные вехи дальнейшего тонального развития части: начало разработки – C-dur, побочная в репризе –Es-dur.

Происхождение ее – фразы-продолжения побочной, а танцевольность – из главной темы.

По модели «Богатырской» симфонии созданы Пятая симфония Глазунова, Пятая симфония Мясковского, Пятая симфония Прокофьева.

Четвертая часть

Финал симфонии (тоже в сонатной форме) следует за медленной частью без перерыва. Здесь возникает картина веселящейся, пирующей Руси. В стремительном движении объединяются и народный танец, и пение, и бряцание гуслей, и звучание балалаек. В традициях глинкинской «Камаринской», варьирование основных тем постепенно приходит к их сближению.

Начинается четвертая часть небольшим вихревым вступлением, в котором слышатся обороты плясовых наигрышей на D органном пункте. Терпкие кварто-секундовые созвучия, пустые квинты, посвист деревянных духовых вводят в атмосферу русского народного инструментализма, скоморошества.

Главная тема – это бойкая лихая пляска. Гибкий свободный ритм, частые акценты, наподобие притоптывания, прихлопывания, придают движению некоторую тяжеловесность. Трихордовые обороты в мелодии, аккордика побочных ступеней, гибкая несимметричная ритмика, в частности пятидольник (необычный для пляски), сближают эту тему с темами других частей симфонии (побочная партия I части, главная партия Andante) .

Побочная тема сохраняет оживленное плясовое движение, но становится более плавной и певучей, приближаясь к хороводной песне. Эта светлая, по-весеннему радостная мелодия вьется как цепочка девушек в хороводе.

В разработке и репризе продолжается варьирование тем, начатое еще в экспозиции. Меняется оркестровка, гармонизация, особенно велика роль красочных тональных сопоставлений. Возникают новые подголоски, новые тематические варианты (в дальнейшем получающие самостоятельное развитие), наконец, целиком новые темы. Такова тема грандиозного танца, появляющаяся в кульминации разработки (C-dur) – воплощение синтеза обеих тем сонатного аллегро . Это танец, в котором участвует масса народа, объединенного одним настроением. В конце репризы движение ускоряется, всё несется в вихре пляски.

Благодаря связям с другими частями симфонии (в частности с первой) финал приобретает смысл обобщения.

Родство тем симфонии соединяют ее четыре части в одно грандиозное полотно. Эпический симфонизм, получивший здесь свое первое и кульминационное воплощение, станет одной из главных традиций русской музыки .

Римский-Корсаков произведения.

18 марта исполняется 170 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине Новгородской губернии. Игре на фортепиано он начал обучаться дома с шести лет, хотя поначалу музыка производила на него меньшее впечатление, чем книги. Больше всего ему по душе были церковные произведение, а также русские народные песни.После начала учебы в Морском кадетском корпусе, музыка стала интересовать Николая значительно больше, позже он будет вспоминать: «Я был 16-летний ребенок, страстно любивший музыку и игравший в нее». С осени 1859 года берет уроки у пианиста Федора Канилле.После знакомства с Милем Балакиревым, Римский-Корсаков начинает писать первое крупное сочинение — Певая симфония ор.1. Впервые она была исполнена в 1865 году под управлением самого Балакирева.Одним из основополагающих произведений композитора стала музыкальная картина «Садко», музыка которой в будущем была частично использована в одноименной опере. После появления произведения, часть произведений композитора будет тесно связано с определенной литературной программой.В 1872 году окончил первое оперное произведение «Псковитянка». В последствии, оперные произведения стали ведущими в творчестве

В 1880-х годах уделил внимание симфоническим жанрам, выходят сюита «Шахерезада», «Испанское каприччио» и увертюра «Светлый праздник». В последние годы XIX столетия написал знаменитые оперы «Садко» (1896) и «Царская невеста» (1898).Среди сочинений Римского-Корсакова 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.Вспомним 10 произведений композитора, прочно вошедших в сокровищницу мировой музыкальной культуры.Опера «Снегурочка»

Исполняет Белорусский Государственный академический Большой театр оперы и балета.Cюита «Шехеразада»«Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». Исполняет Симфонический оркестр Колледжа имени Гнесиных, Дирижер — Заслуженный артист РФ Виктор Луценко.Опера «Садко» в исполнении Государственного академического Большого театра СССР.Опера «Царская невеста». Исполняет Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета.Опера «Ночь перед Рождеством». Постановка Киевского муниципального академического Театра оперы и балета для детей и юношества.Опера «Кащей бессмертный» . Спектакль Белорусской оперы. Режиссер-постановщик Галина Галковская, дирижер Иван Костяхин.Увертюра «Светлый праздник». Исполняет оркестр Капеллы «Таврическая».Опера «Псковитянка». Санкт-Петербургская консерватория им. Римского-Корсакова, два Ариозо Ольги в исполнении Татьяна Павловской.Испанское каприччио. Исполняет Концертный симфонический оркестр Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Дирижёр — Станислав Дятлов.

Вторая часть

Во второй части (Скерцо) господствуют образы стремительного движения, богатырских игр. В образном плане музыка скерцо очень близка половецкому миру оперы «Князь Игорь». В ней нашли отражение и стихийная сила, и восточная пластика, нега, страсть, которые часто противопоставлялись русскому богатырству.

Обычная для скерцо трехчастная форма в «Богатырской» симфонии отличается большим размахом: как и в скерцо 9-й симфонии Бетховена, крайние разделы здесь написаны в сонатной форме(без разработки).

Основную тему отличает энергия, подчеркнутая острота инструментального стиля, стаккатный тип оркестрового движения (ровный пульс у валторн и pizzicatoструнных). Ее оттеняет вовлеченная в стремительное движение вторая, побочная тема – красивая мелодия с восточными чертами, заставляющая вспомнить темы Кончака или Половецких плясок (синкопы, хроматизмы).

Еще больше Востока в музыке трио, с его типично бородинской восточной стилистикой: органный пункт, пряная гармония. В то же время очевидно интонационное сходство темы трио с побочной темой первой части.

Так осуществляются связи между различными частями симфонии, способствуя ее единству.

Презентация: “Бородин А,П. “Богатырская симфония”

Слайд 1

Бородин А.П. Симфония №2 «Богатырская» си минор (1876) Презентацию выполнила Власова Ульяна , ученица 6 класса струнного отделения МБОУ ДОД «Детская школа искусств г.Сегежи» Республика Карелия Преподаватель высшей категории: Мировская Валентина Николаевна

Слайд 2

Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор, автор трех симфоний (Третья – не окончена)и симфонической картины «В Средней Азии». Свою Вторую «Богатырскую» симфонию он писал на протяжении 8 лет (1869 – 1876), одновременно с оперой «Князь Игорь».

Слайд 3

В. Стасов М.П. Мусоргский Владимир Стасов дал симфонии название «Богатырская». Мусоргский называл симфонию «героическая славянская».

Слайд 4

Впервые «Богатырская» симфония была исполнена в концерте РМО в Петербурге 26 февраля 1877 г.под управлением Эдуарда Направника. «Богатырская» симфония – яркий образец русского эпического симфонизма.

В симфонии 4 части. Первая часть написана в сонатной форме Вторая часть – скерцо. Третья часть – медленное анданте, написана в сонатной форме. Четвертая часть – финал, блестящий народный праздник.

Слайд 5

I часть – Allegro moderato , сонатная форма Музыка рисует «собрание русских богатырей» (Бородин), полна силы, величавости, прославляет подвиги воинов – защитников справедливости. Эта часть – самая значительная, определяет характер всего произведения. Именно в ней особенно ярко воплощены богатырские образы симфонии.

Слайд 6

II часть – скерцо, 3-х частная форма. Вторая часть – стремительное скерцо. Крайние разделы – это изображение богатырских игрищ и забав, состязаний воинов. Музыка полна силы, энергии веселья, быстрого движения.

В среднем разделе (трио) звучит лирическая мелодия восточного характера, напоминающая тему из 2 действия оперы «Князь Игорь». Академик Борис Асафьев сказал о нём: «Скерцо стремится, будто конь под джигитовщиком ».

Слайд 7

III часть – Andante , сонатная форма Третью часть, Andante , можно назвать богатырской эпической песнью. Оно рисует образ Баяна – легендарного древнерусского певца. Эта часть воспринимается как рассказ народного сказителя Баяна о славных битвах и подвигах древних богатырей, о «делах давно минувших дней».

Слайд 8

Совет

IV часть – финал Эта часть рисует «сцену богатырского пира при звуке гусель , при ликовании народной толпы», это картина весёлого народного праздника с плясовыми и хороводными темами, скоморошьими наигрышами . Оркестр подражает народным инструментам: гуслям, гудкам, балалайкам.

Слайд 9

Первая часть Вторая часть Третья часть Четвертая часть Собрание русских богатырей Скерцо Andante Песнь Баяна Сцена богатырского пира, ликование толпы Сонатная форма Сложная трехчастная форма. Крайние части – в форме сонатного аллегро. Трио – вариации на песенную тему Сонатная форма Сонатная форма си минор Фа мажор Ре бемоль мажор Си мажор Строение симфонии

Слайд 10

Вопросы: Сколько лет заняла работа над второй симфонией? Когда она была закончена? Кто дал симфонии название «Богатырская»? Как назвал симфонию Мусоргский? Какому произведению она близка по музыке и образам и сочинялась параллельно с ним? Назовите тональность симфонии. Из скольки частей состоит Вторая симфония? Когда и где состоялась премьера симфонии? Кто первый дирижировал «Богатырской»симфонией ?

Слайд 11

Литература: Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Тесты пол русской музыке. Выпуск III . – М., 2012. Панова Н.В. Русская музыкальная литература. Рабочая тетрадь для 6-7 классов. – М.,2005. Привалов. С. Русская музыкальная литература. Музыка XI – начала XX века.

,2008.

Слайд 12

Интернет ресурсы: http://www.belcanto.ru/s_borodin_2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/75e00317-1a77-066c-86d4-d0b8c66dc614/Borodin%20Simpfony.htm http://www.borodin1833.ru/simf2.htm https://www.youtube.com/watch?v=OdIZ_pF7Kyw http://classic-online.ru/ru/production/605 http://orpheusmusic.ru/publ/aleksandr_borodin_quot_vtoraja_simfonija_quot/479-1-0-848

«Вальс-фантазия» 8

Кроме народно-жанрового симфонизма, Глинка заложил основу для развития лирико-психологического направления в русской инструментальной музыке. Создание «Вальса-фантазии» связано с глубокими личными переживаниями композитора. Это сочинение посвящено Екатерине Ермолаевне Керн, дочери воспетой Пушкиным Анны Петровны Керн. Круг образов роднит его с элегическими романсами и фортепианными пьесами (в частности, ноктюрном «Разлука»).

Ко времени Глинки вальс был общеевропейской бальной принад­лежностью. Он означал не только определенный стандарт светскости, но еще и сферу личного общения, лирических настроений. Ведь недаром именно вальс, а не мазурка или менуэт, стал всеобщим демократическим танцем,самым популярным во всех слоях европейского общества.

У Глинки бытовой танецпоэтизируется. Его «Вальс-фантазия» – это и блестящая картина бала, и лирико-психологическая зарисовка. Воплощая лирический замысел, композитор ограничивается малым составом оркестра, с его прозрачным, камерно-интимным звучанием, соответствующим характеру мечтательной грусти.

Элегический тон задает тема-рефрен вальса, интонационно родственная каватине Гориславы из оперы «Руслан и Людмила» («Ужели мне во цвете лет…»). Двукрат­ному проведению романсовой лирической интонации (c повышенной IV ступенью, тритоновым ходом, романсовыми вздохами, слабым окончанием) отвечает интенсивное развитие танцевального пунктира.Естественная неквадратность строения (трехтактовые фразы), идущая от народных корней, придает музыке «полетную» устремленность.

Форма вальса традиционно складывается из последовательности эпизодов («колен»), различных по музыке. В «Вальсе-фантазии» Глинки основной образ чередуется с более светлыми мажорными эпизодами, что придает всей форме сходство с рондо.

Тональный план сочинения ограничивается кругом родственных тональностей (h-moll, G-dur, D-dur).

И «Вальс-фантазия», и «Камаринская», и обе испанские увертюры указали русским композиторам путь симфонизации танца – народного или бытового городского. По первому пути пошли Даргомыжский, «кучкисты», по второму, прежде всего, Чайковский и Глазунов.

ранее была сочинена музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский» — увертюра, антракты и вокальные номера.

Среди главных впечатлений своего детства наряду с народными песнями Глинка называл крепостной оркестр дяди, который он «любил более всего». Этот интерес к оркестровой музыке не покидал композитора на протяжении всей жизни – показательно оркестровое мастерство его опер.

Соотношение тональностей напоминает об увертюре к «Руслану».

Глинка впервые применил оркестровые приемы, имитирующие народные инструменты.

без тромбона, труб и второго кларнета.

Например, в 7 вариации (вступает гобой) она звучит медленнее за счет укрупнения длительностей; начинается с затакта, как и свадебная. Еще большее сходство с первой (протяжной) темой обнаруживается в 10-й и 13-й вариациях, где развивается минорный вариант плясовой.

Используются доминантовый органный пункт, аккорды гармонического мажора (гармоническая субдоминанта даже оспаривает у тоники D-dur’а роль центра).

Интересно, что Глинка ни разу не использовал, казалось бы, очевидный прием контрастной полифонии, соединив обе темы в одновременности.

первоначально предназначался для фортепиано, в 1845 году был оркестрован, а в 1856 году – переоркестрован (теперь так и исполняется).

Единая цепь лирических образов характерна для танцевальных жанров эпохи романтизма (можно вспомнить «Приглашение к танцу» Вебера, вальсы Шопена и т.д.).

У Чайковского жанр вальса проходит «красной нитью» через оперное, балетное и симфоническое творчество.

Музыкальная былина: “Богатырская симфония” Бородина

Музыка Бородина. возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь. Б. Асафьев

Симфония №2 си минор `Богатырская`

Вторая симфония Бородина — одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Композитор задумал ее в начале 1869 года, однако работал над ней с очень большими перерывами, вызванными как основными профессиональными обязанностями, так и воплощением других музыкальных замыслов. Первая часть была написана в 1870 году. Тогда же он показал ее своим товарищам — Балакиреву, Кюи, Римскому-Корсакову и Мусоргскому, которые составляли так называемый балакиревский кружок или Могучую кучку (определение их старшего наставника и идейного руководителя искусствоведа В. Стасова). У друзей показанное вызвало подлинный энтузиазм. Мусоргский предложил для нее название Славянская героическая. Однако Стасов, задумавшийся уже не над эмоциональным определением, а над названием, с которым музыка будет жить, предложил: Богатырская. Автор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда.

До окончания ее было еще очень далеко. Отвлекает многое — преподавание в Медико-хирургической академии, где Бородин занимает должность профессора, преподавание на Женских врачебных курсах, многочисленные общественные обязанности, в том числе редактирование научно-популярного журнала «Знание». Наконец, отвлекался композитор и на создание других произведений. В эти же годы появляются фрагменты оперы «Князь Игорь», в которой тоже очень сильны «богатырские» ноты. Полностью завершенной симфония оказалась только в 1876-м. Ее премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Э. Ф. Направника.

Симфония, несмотря на отсутствие объявленной программы, имеет явно программные черты. Стасов писал об этом: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в адажио он желал нарисовать фигуру Бояна, в первой части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Собственно, это толкование и дало повод Стасову для наименования Богатырская.

Все эти картины объединяются общей патриотической идеей, которая последовательно раскрывается в симфонии,— идеей любви к родине и прославления богатырской мощи народа. Единству идейного содержания отвечает музыкальная цельность произведения. Разнохарактерные картины, показанные во Второй симфонии, образуют одно широкое эпическое полотно, воплощающее мысль о богатстве сил и духовном величии народа.

http://musike.ru/rml/borodin/symphonyhttp://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/a-p-borodin-bogatyrskaya-simfoniyahttp://www.liveinternet.ru/users/barucaba/post275730930/

голоса

Рейтинг статьи

Первая часть

Героическое начало наиболее полно воплощено в I части, написанной в форме сонатного Allegro (h-moll).Ее быстрый темп опровергает один из устойчивых мифов, связанных с музыкальным эпосом (о господстве замедленного движения). В могучих унисонах начальных тактов, с их нисходящими «тяжелыми» терциями и квартой, возникает образ богатырской силы. Настойчивые повторы, характерные для эпического сказа, упор на тонику, энергичная «раскачка» сообщают музыкемонолитную устойчивость. Тема рождает самые разные аллюзии – от суровых былинных напевов и бурлацкой песни «Эй, ухнем» до совсем неожиданнойпараллели сначалом Es-dur’ного концерта Листа . В ладовом отношении она чрезвычайно интересна:в ней чувствуется и переменность тонической терции, и краска фригийского лада с низкой IV ступенью .

Вторым элементом главной темы (Animatoassai) являются плясовые наигрыши деревянных духовых инструментов. Принцип диалогического строения, характерный для классических сонатных тем, трактуется в эпическом ракурсе: оба элемента достаточно протяженны.

Короткая связующая часть подводит к побочной теме (D-dur, виолончели, затем деревянные духовые), задушевная лирическая мелодия которой интонационно близка русским хороводным песням.Ее соотношение с главной темой представляет взаимодополняющий контраст.Аналогичный контраст богатырского и лирического образов в опере «Князь Игорь» персонифицирован в главных героях (Игорь и Ярославна). Заключительная партия (снова Animatoassai) основана на материале главной темы в тональности D-dur.

Разработка подчинена эпическому принципу – чередованию образов-картин. Стасов охарактеризовал ее содержание как богатырскую битву. Музыкальное развитие идет тремя волнами, наполняясь внутренней энергией, мощью. Драматическое напряжение поддерживается секвенциями, стреттами, D органными пунктами, повышением динамического уровня, энергичным остинатным ритмом литавр , создающим представление о стремительной конной скачке.

Общность интонаций основных тем служит основой для их постепенного сближения. Уже в самом начале разработки возникает новый тематический вариант, который является результатом синтеза главной темы с побочной. Подобное объединение тематизма является типичной чертой эпического симфонизма в целом и характерной особенностью тематического мышления Бородина в частности.

Первая кульминация разработки строится на втором элементе главной партии, звучащем с молодецкой удалью. Далее, как естественное продолжение, следует проведение побочной темы в Des-dur, переключающее развитие в более спокойное русло.После этой передышки следует новая волна нарастания. Генеральной кульминацией разработки и, одновременно, началом репризы является мощное проведение главной темы у всего оркестра в ритмическом увеличении на fff.

В репризе усиливается и углубляется изначальная сущность основных образов: главная тема становится еще более могучей (за счет добавления новых инструментов, присоединения аккордов), побочная тема (Es-dur) – еще мягче и нежнее. Энергичную заключительную тему обрамляют эпизоды, напоминающие разработку – со стремительным движением вперед идинамическим нагнетанием. Они стимулируют дальнейший рост богатырского образа: его новое проведение в коде звучит еще грандиознее предыдущего (четырехкратное ритмическое увеличение!).

Биография

Детство

Родился Николай Андреевич в дворянской семье. Отец, Андрей Петрович, был чиновником. Мать, Софья Васильевна, была запретным плодом любви помещика и крепостной крестьянки.

Образование

Начальное образование Николай получил дома, затем продолжил его в пансионе. Отец отдал двенадцатилетнего сына в Морской кадетский корпус, который Римский-Корсаков закончил с отличием.

Творческий путь

В 1861 году умер отец, семья перебралась в Петербург, где состоялось знакомство юного Римского-Корсакова с Балакиревым. Став членом «Могучей кучки», будущий композитор пробует сочинять свои первые музыкальные произведения.

По окончанию кадетского корпуса Римский-Корсаков проходил морскую службу на клипере (парусном судне) «Алмаз», на котором объездил много стран. Возможно, поэтому в музыкальных произведениях композитора так часто звучит морская тематика.

Возвратившись из путешествия, Николай закончил «Первую симфонию». Музыкальный язык своего первого произведения композитор усовершенствовал в следующих произведениях — «Увертюре на три русские темы» и «Сербской фантазии». Развивая в дальнейшем славянские народные мотивы, Римский-Корсаков старался всегда придерживаться исключительно национального колорита.

Открытием в мире музыке стала музыкальная картина Римского-Корсакова «Садко». Это одно из самых ранних программных произведений композитора, в котором он продолжает традиции европейского симфонизма. «Садко» — первое сказочное произведение Николая Андреевича. Именно в нём композитор попытался с помощью оркестра изобразить море. И именно здесь можно наблюдать знаменитую «гамму Римского-Корсакова» — придуманный им самим симметричный лад для изображения фантастического мира.

С 70-х годов начинается общественная жизнь Римского-Корсакова. Он успевает абсолютно везде: преподаёт в должности профессора в Санкт-Петербургской консерватории, исполняет обязанности инспектора духовых оркестров Морского ведомства, назначается директором Бесплатной музыкальной школы, успевает работать дирижёром симфонических концертов и оперных спектаклей, помогает управляющему Придворной певческой капеллой, возглавляет Беляевский кружок. Усовершенствовав композиторскую технику своих произведений, Римский-Корсаков сочинил «Симфонию № 3 C-dur». В эти годы ведущим жанром композитора становится опера (закончена «Псковитянка»).

В 80-е годы Римский-Корсаков перешёл на симфонические жанры: написал симфоническую сюиту «Шахерезада». Композитор изучает философию, пишет музыкальные критические статьи, редактирует свои ранние произведения. В конце 90-х годов выходят в свет оперы «Садко» и «Царская невеста». Они продолжили ряд его сказочных музыкальных произведений, подтвердив музыкальное прозвище композитора в узких кругах (Сказочник). Римский-Корсаков сумел показать в опере личность, чувства и переживания человека («Моцарт и Сальери»).

В начале XX века продолжает сказочную тематику: оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок». В последнем произведении содержалась очень язвительная сатира на самодержавие, так как политические взгляды Римского-Корсакова были определены событиями начала века. Революцию 1905 года встретил с восторгом, поддержал бунтующих студентов и осудил руководство консерватории, за что и был временно уволен.

Личная жизнь

В доме А. С. Даргомыжского Римский-Корсаков познакомился с очаровательной девушкой, талантливой пианисткой Надеждой Николаевной Пургольд, которая помогла ему в создании оперы «Псковитянка». Общая работа сблизила молодых людей, которые вскоре объяснились друг другу в любви. В 1872 году Римский-Корсаков женился на ней. В браке родилось семеро детей, но двое из них умерли в маленьком возрасте от туберкулёза. В живых осталось 3 сына (Андрей, Михаил и Владимир) и 2 дочери (София и Надежда).

Смерть

Оперу «Золотой петушок» запретили — в результате у Римского-Корсакова случился инфаркт. От повторного сердечного приступа композитор умер в усадьбе Любенск (Санкт-Петербург).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: