Оперы 40-х годов
С 1842 года Вагнер в Дрездене, где состоялись премьеры «Риенци» и «Летучего голландца». Постановка «Риенци» имела шумный успех, следствием которого стало приглашение Вагнера на должность дирижера Дрезденского оперного театра. «Летучий голландец», где композитор впервые «стал самим собой», наоборот был встречен холодно (именно по причине своей новизны). Но Вагнер не пошел на поводу у публики, и следующие дрезденские оперы – «Тангейзер» и «Лоэнгрин» продолжили линию, начатую «Летучим Голландцем».
Оперы 40-х годов составляют своего рода триаду, значительно отличаясь от трех ранних опер. Все они написаны на основе национальных немецких сюжетов, все примыкают к немецкой романтической опере в различных ее разновидностях. Во всех трех операх дрезденского периода композитор переносит смысл древних сказаний на современный ему мир капиталистических отношений, стремясь воплотить проблему художника в современном обществе:
- в «Летучем Голландце» – художник, который ищет пути к сердцам людей;
- в «Тангейзере» – две возможности, которые открываются перед художником – путь внешней славы и тернистый путь истинного творца;
- в «Лоэнгрине» – враждебность современного общества по отношению к творческой, незаурядной личности.
Главное же, что объединяет эти три оперы в творческом развитии Вагнера – то, что они постепенно готовили его оперную реформу. 40-е годы, таким образом, явились исключительно важным этапом творческого пути композитора – периодом обретения творческой зрелости (после подражательности ранних опер). Кроме того, это было время наиболее активной политической деятельности Вагнера.
Вагнер всегда горячо откликался на события общественной жизни. Известно его сочувствие польским повстанцам, симпатия к участникам июльской революции 1830 года во Франции. Революционная настроенность закономерно привела его на баррикады в период майского восстания в Дрездене в 1849 году. Этому во многом способствовало постоянное общение с коллегой-дирижером Августом Рекелем, будущим руководителем Дрезденского восстания. Другим руководителем восстания был русский революционер Михаил Бакунин, анархические идеи которого произвели на Вагнера неизгладимое впечатление. Жестокое подавление восстания в Дрездене вынудило композитора бежать за границу.
Личная жизнь
Несмотря на то, что Рихард был невысок ростом (166 см) и некрасив, большую часть жизни беден, не обладал титулами или званиями – он всегда привлекал женщин. Множество любовных интрижек с артистками и поклонницами остались никому не известны, но три женщины навечно вписаны в биографию гения.
Рихард Вагнер и Минна Планер
Минна Планер, первая жена. Закулисное увлечение двадцатилетнего дирижера красивой артисткой увенчалось браком в ноябре 1836 года. Молодая жена была на четыре года старше мужа, опытнее в житейских делах и более прагматична. Семья переезжала из Кенигсберга в Ригу, оттуда – в Петербург, Митаву и Париж. На новом месте Минне удавалось быстро свить уютное гнездышко и обеспечить мужу надежный тыл для творчества.
С годами это давалось ей труднее. После краха революции в 1849 году Вагнеры бежали в Веймар к Листу, а оттуда в Швейцарию. В Цюрихе Рихард встретил новую музу: Матильду Везендонк. Двадцатилетняя красавица и ее муж Отто были горячими поклонниками творчества композитора. Богатый коммерсант Везендонк организовывал концерты Вагнера и подарил тому «тихое убежище» – домик рядом с собственной виллой.
Рихард Вагнер и Матильда Везендонк
В этом «убежище» написаны «Зигфрид» и «Тристан». Матильда была объектом этой страстной песни любви и ценила ее по достоинству. Муза композитора тоже сочиняла музыку и писала стихи и прозу. Потомкам остались письма Вагнера к Матильде, опубликованные после ее смерти. Доподлинно неизвестно, были ли Рихард и его покровительница любовниками, но большинство биографов так считают.
Любовь к Козиме фон Бюлов настигла Вагнера в 1864 году, в период внезапного благополучия. Юный король Баварский Людвиг II, влюбленный в творчество Вагнера (а по мнению некоторых историков – в самого Рихарда), пригласил его ко двору, в блестящий Мюнхен. И не только расплатился с кредиторами, но и щедро раскрыл казну для финансирования вагнеровских проектов.
Рихард Вагнер и его жена Козима
Вагнер приглашает в оркестр дирижера Ханса фон Бюлов, счастливо женатого отца двоих детей. Его супруга Козима, внебрачная дочь Ференца Листа, старинного друга Вагнера, становится личным секретарем композитора. И, разумеется, музой и возлюбленной. Вспыхнувшая между Рихардом и Козимой страсть недолго остается тайной для обманутого мужа.
Но вместо Ханса сцену ревности придворному капельмейстеру устроил король, дело запахло скандалом. Ситуацию усугубило то, что на Вагнера тратились колоссальные средства государственной казны, а в Баварии господствовала католическая мораль. Прелюбодеи были с позором изгнаны в Швейцарию.
Король Баварский Людвиг II
Развод в те времена был настолько сложным делом, что чета фон Бюлов смогла его получить лишь спустя семь лет. За эти годы Козима родила от Рихарда дочерей Изольду и Еву и сына Зигфрида (рождение мальчика совпало с завершением одноименной оперы). Умерла от сердечной болезни Мина Вагнер, а Людвиг внезапно сменил гнев на милость и попросил Вагнера вернуться ко двору.
В 1870 году Козима и Рихард обвенчались. С этого момента жизнь музы состоит из служения кумиру. Супруги вместе строят театр в Байройте и работают над первой постановкой «Кольца Нибелунга». Премьера состоялась в 1876 году с 13 по 17 августа, навсегда изменив представление европейцев об оперном искусстве.
Список всех произведений Рихарда Вагнера
Оперы
- «Феи» (1833—1834)
- «Запрет любви» (1834—1836)
- «Риенци» (1838—1840, премьера — 1842)
- «Моряк-скиталец» («Летучий голландец») (1840—1841, премьера — 1843)
- «Тангейзер» (1843—1845, премьера — 1845)
- «Лоэнгрин» (1845—1848, премьера — 1850)
- «Золото Рейна» (1852—1854, премьера — 1869)
- «Валькирия» (1852—1856, премьера — 1870)
- «Тристан и Изольда» (1857—1859, премьера — 1865)
- «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1861 —1867, премьера — 1868)
- «Зигфрид» (1851 —1871, премьера — 1876)
- «Гибель богов» (1848—1874, премьера — 1876)
- «Парсифаль» (1877—1882, премьера — 1882)
Симфонические и хоровые произведения
- Увертюра B-dur (1830).
- Увертюра d-moll (1831).
- Увертюра c-moll (1830).
- Увертюра в форме фуги (1831).
- Увертюра «Polonia» (1832).
- Симфония C-dur (1833).
- Симфония E-dur, 1-я часть (1834).
- Кантата на Новый год для хора и оркестра (1834).
- Увертюра «Христофор Колумб» (1835).
- «Горный дух», музыка и вокальные номера к феерии Глейха (1836).
- Увертюра «Rule Britannia» (1836).
- Увертюра «Фауст» (1840).
- «Братская трапеза апостолов», для мужского хора и оркестра (1843).
- Кантата на открытие памятника королю Фридриху-Августу (1843).
- Похороный марш в память Вебера (1844).
- «Марш Хульдигунды» (1864).
- «Зигфрид-идиллия» (1870).
- «Кайзеровский марш» (1871).
- Марш для всемирной выставки в Филадельфии (1876)
Произведения для фортепиано
- Сонаты: d-moll (1829), B-dur (1831), A-dur (1832), E-dur (1853).
- Фантазия fis-moll (1831).
- Песня без слов (1840)
- Вальс «Цюрихская возлюбленная» (1854).
- Листок из альбома G-dur (1861).
- Листок из альбома «У черных лебедей» (1861).
- Полонез для фортепиано в 4 руки D-dur (1831).
Вокальные произведения, песни и романсы
- Сцена и ария (1832)
- 7 пьес к «Фаусту» Гёте (1832)
- Кантата к Новому году (1835)
- «Елка» (1838)
- 3 романса на французские тексты: «Спи, мое дитя», «Малютка» («Роза»),
- «Ожидание» (1840)
- «Два гренадера» (1840)
- «Торжественная песнь» для мужского хора (1843)
- «Трапеза апостолов» для мужского хора и оркестра (1843)
- «Приветствие королю» для мужского хора a cappella (1844)
- 5 песен на стихи Матильды Везендонк для женского голоса с фортепиано: «Ангел», «Грезы», «Печаль», «Стой!», «В теплице» (1857—1858)
Литературные сочинения
- «О сущности немецкой музыки»
- «Художник и публика»
- «Революция»
- «Виртуоз и художник»
- «Паломничество к Бетховену»
- «Искусство и революция»
- «Обращение к друзьям»
- «Произведение искусства будущего» («Художественное произведение будущего»)
- «Опера и драма»
- «Музыка будущего»
- «О назначении оперы»
- «Об актерах и певцах»
- «Еврейство в музыке»
- «Публика и популярность»
- «Публика во времени и пространстве»
- «О сочинении стихов и музыки»
- «Искусство и религия»
- «О дирижировании»
- «Бетховен»
- «Вибелунги. Всемирная история на основании сказания»
- «Автобиография»
- «Моя жизнь»
Изгнание.
Одной из первых в Цюрихе ему оказала поддержку Джесси Лоссо, англичанка, жена французского негоцианта; она не осталась равнодушной к ухаживаниям немецкого музыканта. За этим скандалом последовал другой, приобретший бльшую огласку: речь идет о связи Вагнера с Матильдой Везендонк, жене мецената, давшего Вагнеру возможность поселиться в комфортабельном доме на берегу Цюрихского озера.
В Цюрихе Вагнер создал все свои главные литературные труды, включая Искусство и революцию (Die Kunst und die Revolution), Художественное произведение будущего (Das Kunstwerk der Zukunft, вдохновленное философией Людвига Фейербаха и посвященное ему), Оперу и драму (Oper und Drama), а также совершенно неуместный памфлет Евреи в музыке (Das Judenthum in Musik). Здесь Вагнер обрушивается с нападками на Мендельсона и Мейербера, на поэтов Гейне и Бёрне; что касается Гейне, то Вагнер даже выражал сомнение в его умственных способностях. Помимо литературного труда, Вагнер выступал как дирижер – в Цюрихе (циклы концертов проводились по подписке) и в сезон 1855 в Филармоническом обществе в Лондоне. Главным же его делом была разработка грандиозной музыкально-драматургической концепции, которая после четверти века упорного труда приняла форму оперной тетралогии Кольцо нибелунга (Der Ring des Nibelungen).
В 1851 веймарский двор, по настоянию Листа, предложил Вагнеру 500 талеров с тем, чтобы часть будущей тетралогии – Смерть Зигфрида (впоследствии финал цикла – Гибель богов, Gtterdmmerung) была готова к исполнению в июле 1852. Однако вагнеровский замысел явно превышал возможности веймарского театра. Как писал композитор своему другу Т.Улигу, в ту пору он уже представлял себе Кольцо нибелунга как «три драмы с трехактным вступлением».
Замок Нойшванштайн.Фотография Йозефа Альберта (1886 или 1887)
В 1857–1859 Вагнер прервал работу над сагой о нибелунгах, захваченный историей Тристана и Изольды. Новая опера возникла благодаря Матильде Везендонк и была вдохновлена любовью Вагнера к ней. Во время сочинения Тристана Вагнер познакомился с композитором и дирижером Г.фон Бюловым, женатом на дочери Листа – Козиме (в будущем ставшей женой Вагнера). Тристан был почти закончен, когда летом 1858 его автор спешно покинул Цюрих и уехал в Венецию: это случилось в результате очередной ссоры с Минной, которая вновь заявила о своем твердом намерении никогда более не жить с мужем. Выдворенный из Венеции австрийской полицией, композитор отправился в Люцерн, где и завершил работу над оперой.
Около года Вагнер не встречался с женой, однако в сентябре 1859 они вновь съехались в Париже. Вагнер предпринял еще одну попытку покорения французской столицы – и опять потерпел неудачу. Три его концерта, данные в 1860, были враждебно встречены прессой и не принесли ничего, кроме убытков. Годом позже премьера Тангейзера в «Гранд-Опера» – в новой, сделанной специально для Парижа, редакции – была освистана разбушевавшимися членами «Жокей-клуба». Как раз в это время Вагнер узнал от саксонского посла, что имеет право вернуться в Германию, в любую область, кроме Саксонии (этот запрет был снят в 1862). Композитор использовал полученное разрешение для поисков театра, который взялся бы за постановку его новых опер. Ему удалось обратить в свою веру нотоиздателя Шотта, который выдавал ему щедрые авансы.
В 1862–1863 Вагнер совершил ряд концертных поездок, прославивших его как дирижера: он выступал в Вене, Праге, Петербурге, Будапеште и Карлсруэ. Однако неуверенность в завтрашнем дне тяготила его, и в 1864, перед лицом угрозы ареста за долги, он совершил очередной побег – на этот раз со своей цюрихской знакомой Элизой Вилле – в Мариенфельд. Это было поистине последнее убежище: как пишет в своей книге Эрнест Ньюмен, «большинство друзей композитора, особенно располагавших средствами, устали от его просьб и даже начали бояться их; они пришли к выводу, что Вагнер абсолютно неспособен соблюдать элементарные приличия, и не собирались более позволять ему покушаться на их кошельки».
Музыка
В молодости Рихард Вагнер трудился театральным хормейстером и дирижером, достигнув на этом поприще больших высот. В результате, его начали приглашать дирижировать оркестрами на крупнейших сценах Европы.
К ранним произведениям Вагнера относятся оперы «Феи», «Запрет любви» и «Риенци, последний из трибунов». В 1840-х годах он стал автором таких известных работ, как увертюра «Фауст» и 2-х опер – «Летучий голландец» и «Тангейзер».
Данные произведения принесли Рихарду первую славу и сделали его придворным капельмейстером при королевском саксонском дворе
Важно отметить, что свое творчество он рассматривал как способ выражения конкретной философской идеи: искусство обязано создаваться сообществом людей и быть его собственностью
По мнению Вагнера наивысшей оперной формой искусства является музыкальная драма, под которой следует подразумевать единство слова и звука. Наилучшим образом ему удалось воплотить в жизнь свою теорию музыкальной драмы в произведениях «Тристан и Изольда», «Кольцо нибелунга» и «Парсифаль», которые сегодня считаются шедеврами мировой классики.
Интересен факт, что Рихард Вагнер крайне негативно относился к творчеству таких известных композиторов, как Россини, Верди и Обера. Более того, он называл их произведения «засахаренной скукой». В отличие от многих коллег, которые придерживались устоявшихся традиций, композитор не разделял оперу на арии, дуэты или хоровые исполнения.
Вместо этого, Вагнер создавал продолжительные вокально-симфонические сцены, перетекающие одна в другую. Ключевую роль в музыкальной драме он отдавал оркестру, а не ариям артистов. Он внес настолько значительные преобразования в оперу, что в музыкальной лексике появились такие понятия как «вагнеровский тенор», «вагнеровское сопрано» и т. д.
Любопытно, что Рихард Вагнер провел немало реформ и в отношении состава оркестра: задействовал до 4-х туб, использовал басовую трубу, контрабасовый тромбон, увеличил струнную группу и прибегал к 6 арфам. До него еще ни один композитор в истории не прибегал к столь масштабному оркестру.
Вагнер оказал заметное влияние на формирование гармонии и развитие системы лейтмотивов. Его преобразования в опере оказали серьезное влияние на европейскую и русскую музыку, заложив фундамент для будущих модернистских направлений.
За годы творческой биографии Рихард Вагнер написал 13 опер, наряду с другими музыкальными произведениями. Он также стал автором 16 томов статей, писем и мемуаров.
Краткая биография Вагнера
Вильгельм Рихард Вагнер
Вильгельм Рихард Вагнер — немецкий композитор и дирижер, который оказал большое воздействие на музыкальную культуру Европы. Его произведения отличаются чистотой, гармонией и эпичностью. Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Его отец — чиновник, а отчим — актер.
Сначала Рихард учился в школе Святого Николая, а потом в школе Святого Фомы. Юноше нравилась музыка, поэтому в 1828 году он начал изучать композицию и гармонию. Его преподавателями были: Теодор Вайнлиг и Кристиан Готлиб Мюллер. Через два года Вагнер поступил в Лейпцигский университет.
В 1833-1842 годах Рихард искал себя и пытался заработать деньги. Он был театральным хормейстером и дирижером. Начинающий композитор работал в разных городах: Рига, Магдебург, Лондон. В это время он создал первые произведения. К ним относится увертюра «Фауст», которая звучит на протяжении 12 минут. Также Вагнер написал романтическую оперу «Летучий голландец», состоящую из трех актов. Продолжительность звучания — 2 часа 20 минут.
В 1842 году в Дрездене состоялась премьера оперы под названием «Риенци, последний из трибунов». Это произведение принесло успех немецкому композитору. Трагическая опера в пяти актах длится 5 часов. Она написана по одноименному роману английского писателя.
В 1843 году Вагнер нашел хорошую работу. Он был капельмейстером при королевском саксонском дворе. В 1849 году композитор принимал участие в Дрезденском майском восстании, которое завершилось поражением. Вагнеру пришлось бежать из города. В это время композитор познакомился с Михаилом Бакуниным.
Вагнер отправился в Цюрих. Здесь он создал новые произведения. Это первые части тетралогии «Кольцо нибелунга», основанной на реконструкциях германской мифологии. Также Рихард написал оперу «Тристан и Изольда». Это музыкальная драма в трех актах. Премьера оперы состоялась в 1865 году в Мюнхене.
В 1858 году Вагнер путешествовал по Европе. Он побывал в Париже, Венеции, Вене. В 1864 году композитор добился благосклонности короля. Вагнер переехал в Мюнхен и продолжил создавать музыку. Композитор написал произведение «Нюрнбергские мейстерзингеры». Это опера в трех действиях, которую считают шедевром. Премьера оперы состоялась в 1868 году. Ее продолжительность — 4 часа 5 минут. Опера отличается выразительной мелодикой и лиричностью.
В 1872 году заложили первый камень для строительства Дома фестивалей. В 1876 году оперный театр в Байройте уже начал работать. К этому времени Вагнер написал последние части цикла опер «Кольцо нибелунга». Их премьера состоялась в августе 1876 года.
В 1882 году зрители увидели и услышали оперу «Парсифаль». Это музыкальная драма в трех актах, которая является последним произведением великого композитора. Ее длительность — 4 часа.
Рихард Вагнер был женат дважды. В первом браке у композитора не было детей. Вторая жена — Франческа Гаэтана Козима Лист, дочь Ференца Листа. В семье появилась дочь Изольда и сын Зигфрид.
Вильгельм Рихард Вагнер скончался 13 февраля 1883 года в Венеции. Причина смерти — сердечный приступ. Композитора похоронили в Байройте.
В честь немецкого композитора установлен памятник на площади Мюнхена, назван кратер на Меркурии, изготовлена памятная медаль.
Рихард Вагнер — биография
Вильгельм Рихард Вагнер — немецкий композитор 19-го века, видный новатор, возродивший жанр оперы, давший ему вторую жизнь, реформировавший форму, фактуру и подход к созданию классических произведений крупных размеров. Другим направлением работ известного композитора были симфонии.
Вклад Вагнера в музыку был и остается неоспоримым. Его произведения, масштабные, пропитанные пафосными мотивами, пользуются большой популярностью среди современных музыкантов и режиссеров кинематографа. Кроме того, многие приемы композитора стали классикой, которую перенимают новые поколения сочинителей.
Несмотря на огромный вклад в искусство, Вагнер остается фигурой противоречивой. Широко известно, что композитор придерживался националистических, жестких взглядов, был ярым антисемитом.
Он не стеснялся высказываться о своих предпочтениях во всеуслышание, оставив довольно солидное публицистическое наследие. Музыкой Вагнера, а также его идеями превосходства немецкой нации не преминул воспользоваться сам Адольф Гитлер, который был большим поклонником творчества композитора.
Из-за антигуманных взглядов, политической позиции, а также пусть косвенной, но все же большой роли в становлении германского национал-социализма, бесчеловечного государственного строя, композитора недолюбливают очень многие. А в Израиле его творчество и вовсе находится под негласным, но жестким запретом.
Последний период творчества. Байрёйт.
В 1864 году судьба Вагнера резко изменилась: молодой баварский король Людвиг II пригласил его в Мюнхен, столицу Баварии. Страстный поклонник вагнеровского творчества, Людвиг делает всё возможное для осуществления творческих замыслов композитора. Сбывается мечта Вагнера о собственном оперном театре: он был построен в Байрёйте. К композитору приходит не только материальное благополучие. Он обретает также настоящий семейный очаг в союзе с беззаветно преданной спутницей – дочерью Листа Козимой.
В последний период своего творчества Вагнер вернулся к работе над «Кольцом нибелунга». Он завершил драму «Зигфрид» (3-я драма тетралогии) и написал «Гибель богов» (4-я). Вся тетралогия была целиком исполнена на торжественном открытии байрёйтского театра в 1874 г.
Закономерным завершением творческого пути композитора стал «Парсифаль», отразивший сложную картину мировоззрения позднего Вагнера. «Парсифаль» подвел итог долгим раздумьям художника о судьбах человечества.
Спустя полгода после премьеры, 13 февраля 1883 года во время отдыха в Венеции Вагнер внезапно скончался на пороге своего 70-летия.
4-я опера – «Летучий голландец», по времени близкая «Риенци», по своему стилю примыкает к следующему, дрезденскому периоду.
В своем завещании композитор запретил постановку «Парсифаля» в течение 30-ти лет после его смерти, где бы то ни было, кроме Байрёйта.
Парижский кризис
В конце 30-х годов (1839) в поисках успеха и признания Вагнер вместе со своей женой, актрисой Минной Планер поехал в Париж, однако 3 года, проведенные во французской столице, стали для него временем «утраченных иллюзий», крушения надежд. Ни одну из своих опер ему поставить не удалось, материальное положение дошло до грани нищеты. Не помогла ни поддержка французского композитора Мейербера, ни энергия самого Вагнера, который много и упорно работал: в Париже написана его третья опера – «Риенци» и увертюра «Фауст».
Разочарование парижских лет выросли у Вагнера до ненависти ко всей буржуазной культуре, символом которой отныне стала для него столица Франции. В то же время, пережитый Вагнером идейный кризис имел огромное значение для его дальнейшего творческого пути:
- он осознает острые противоречия между устремлениями композитора-гения и банальными вкусами публики, жаждущей развлечений;
- Вагнер по-новому оценивает величие немецкой культуры (о чем свидетельствует, в частности, написанная Вагнером новелла «Паломничество к Бетховену»). Вдали от родины Вагнер с особой силой ощутил себя немцем. Его начинает интересовать немецкая история, германо-скандинавская мифология. Отныне национальные сюжеты будут сопутствовать ему до конца творческого пути.