Разновидности оперы

Музыкально-классический ликбез. разновидности оперы - хвастунишка - 26 февраля - 43491520941 - медиаплатформа миртесен

Мадонна для спектакля

Всем доброго времени суток, давно же я ничего сюда не писала Сегодня расскажу про этапы создания статуи Мадонны для оперы «Тоска». Декорации для этого спектакля изготовляли в Санкт-Петербурге, мы делали только реквизит, однако оказалось, что не хватает статуи Мадонны, которую внезапно пришлось делать нам. Ну, что ж, надо так надо, будем делать.Эскиз, который у нас был:

Сделать нужно было что-то подобное, необязательно в деталях (тк со сцены видно их все равно не будет), главное, чтобы быстро.В основу взяли деревянный каркасик, вокруг него формировали фигуру из металлической сетки.

Затем фигуру заполняли обычной монтажной пеной. Форма для лица у нас уже была, мы отлили по ней заливочный пластик SmoothCast-300 и немного доработали. Полусфера, на которой стоит скульптура, из пластика ПВХ.

Ладони из EVA.А дальше мы укладывали и закрепляли драпировки, а затем покрывали их все тем же заливочным пластиком

После застывания и некоторой обработки пластика команда на художников-декораторов покрасила статую и вот конечный результат

Вот так быстро была решена сложная на первый взгляд задача.Спасибо за внимание!Если интересны и другие подробности художественной жизни, а также информация о том, как работать с различными материалами, заглядывайте в Инстаграм: https://www.instagram.com/safron.anastasiya.art/

Разновидности оперного искусства

За более чем четырёхвековую историю оперный жанр претерпел много изменений и многое принёс в музыкальный мир. За это время выделилось несколько видов оперы:

  • Опера-балет. Здесь важная роль отводится танцу. Сформировался во Франции в XVII—XVIII вв. и был очень популярен при дворе, но со временем изжил себя.
  • Комическая. Этому виду свойствен юмор, динамичность и житейские сюжеты.
  • Опера спасения. Появилась во Франции, во времена Великой французской революции. Для этого направления характерны тема героики, пафос, напряжённость повествования и обязательный счастливый конец.
  • Романтическая. Романтические сюжеты с примесью мистики. Зародилась в Германии, в XIX в.
  • Большая опера. Главное направление оперы, появившееся после Великой французской революции. Характеризуется эпичными историческими сюжетами и красочностью.
  • Оперетта. Эстрадное направление, тесно связанное с комической оперой.

Для оперы необходим целостный, последовательно развивающийся музыкально-драматический замысел. Если он отсутствует, а музыка лишь сопровождает, иллюстрирует словесный текст и происходящие на сцене события, то оперная форма распадается, и специфика оперы как особого рода музыкально-драматического искусства утрачивается.

Особенности оперного театра

Оперный театр есть не в каждом городе, но если уж он есть, то можно быть уверенным: это самое впечатляющее и великолепное здание! Большинство оперных театров выглядят как дворцы.

Оперный театр похож на шкатулку с секретом – красив снаружи, но ещё интереснее внутри.

  1. Первый уровень волшебства открывается, когда проходишь внутрь и попадаешь в фойе.
  2. Второй – великолепный зрительный зал: обитые бархатом кресла, позолота и барельефы, скульптуры и драпировки.
  3. Третий – самое сердце театра: то, что происходит на сцене, когда поднимается занавес. Но пока занавес закрыт, можно занять свои места и хорошенько оглядеться.

В центре зала висит гордость любого оперного театра – огромная люстра с мириадами хрустальных подвесок (некоторые украшены драгоценными камнями). Огромная – это ещё скромно сказано! Её вес измеряется тоннами! Вокруг люстры – росписи, созданные знаменитыми мастерами.

Царская ложа – ещё один элемент зала, приковывающий взгляд. Она расположена прямо напротив сцены. Выглядит вызывающе роскошно! Иногда её называют Большая императорская ложа, или Президентская, или Парадная. Кто в ней может оказаться? Назовём их «Особыми посетителями»: например, иностранные гости правительства. Царь, Президент или король.

Занавес в оперном театре – парадный, самый большой и тяжёлый, из необычных тканей или чистого шёлка, созданный лучшими мастерами, всегда поражающий оригинальностью. Известный «Золотой» занавес Большого театра в Москве за много лет обрёл целую историю.

В давние времена несколько музыкантов аккомпанировали артистам, стоя за кулисами. Но так им было не видно исполнителей, поэтому пришлось переместиться на сцену. Их даже одели в костюмы, но всё равно музыканты мешали действию. Тогда их разместили перед сценой, но головы музыкантов и инструменты загораживали зрителям обзор. Поэтому оркестр, который со временем становился всё больше и больше, опустился ниже уровня пола, в специальное помещение, которое назвали ямой.

В театре оперы и балета оркестр симфонический, он состоит из четырёх групп инструментов: струнные, духовые, ударные и клавишные. Оркестр садится веером, чтобы музыканты могли видеть дирижёра. В то же время каждой группе инструментов отводится своя зона в оркестре. Более громкие и сильные располагаются дальше от слушателей, а тихие – ближе.

Дирижера называют властелином оркестра, а к особенно выдающемуся обращаются «маэстро». Дирижёр руководит не только оркестром. Он работает и с музыкантами, и с исполнителями, и с хором – практически держит весь спектакль в своих руках.

Дирижёр не просто размахивает руками и палочкой в воздухе, как может показаться на первый взгляд. Движения дирижёра подчиняются определённым правилам. Жестами передаются основные составляющие музыки: ритм, темп, метр. Ими же даются сигналы о начале или финале звучания. В дирижировании задействовано всё: руки, лицо и глаза, грудь и плечи, и даже ноги.

На рабочем месте дирижёра стоит дирижёрский пульт – подставка, на которой лежит полная партитура произведения – партии всех инструментов, солистов и хора.

Для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет недостаточно. Её исполнение — всегда спектакль, поэтому огромную роль в создании оперы приобретают театральное действие и декоративное оформление.

Красочная изобразительность оперного спектакля, яркость театрального представления – всё это привлекало лучших живописцев, работающих над созданием декораций. А. Бенуа, М. Врубель, К. Коровин, В. Васнецов — вот далеко не полный перечень имён выдающихся художников, связанных с историей оперы.

Типы оперы

Комическая опера — очень лёгкая комедийная опера, не затрагивающая серьёзных и непростых тем, всегда со счастливым концом. Некоторые из форм комической оперы это оперетта и опера-буффа. В этом виде музыкально-театрального искусства зачастую музыкальные номера чередуются с разговорными диалогами. В качестве примеров комической оперы можно привести «Госпожа-служанка» (La serva padrona) Джованни Баттисты Перголези:

и «Летучая мышь» (Die Fledermaus) Иоганна Штрауса:

Во Франции разновидностью комической оперы является опера комик (comique), но основным отличием является то, что Опера комик не всегда лёгкая и смешная, зачастую с трагическим финалом, самым известным примером является трагическая  «Кармен» (Carmen) Жоржа Бизе:

https://youtube.com/watch?v=C_lMfjfL-k8

Опера-серия (серьёзная опера) — также известна как неаполитанская опера из-за истории своего происхождения и влияния на ее развитие неаполитанской школы. Часто сюжет имеет историческую или сказочную направленность и посвящен каким-либо героическим личностям или мифическим героям и древним богам, отличительной особенностью является преобладание сольного исполнения в стиле бельканто, а также ясно выражено разделение функций сценического действия (текста) и самой музыки. Примерами являются «Милосердие Тита» (La Clemenza di Tito) Вольфганга Амадея Моцарта:

  и «Риналдо» (Rinaldo) Георга Фридриха Генделя:

https://youtube.com/watch?v=ItpfN7ad_qU

Полусерьёзная опера (опера-семисерия) — жанр итальянской оперы с серьезной историей и счастливым концом. В отичие от трагической оперы или мелодрамы, в этом типе присутствует хотя бы один комический персонаж. Одним из наиболее известных примеров оперы-семисерии является «Линда из Шамуни» (Linda di Chamounix) Гаэтано Доницетти,

https://youtube.com/watch?v=l49XBaLdrT4

а также «Сорока-воровка» (La gazza ladra) Джоаккино Россини:

https://youtube.com/watch?v=PiJII2CBv7g

Большая опера (гранд)  — возникла в Париже в XIX веке, название говорит само за себя — крупномасштабное впечатляющее действие в четыре иля пять актов с большим количеством исполнителей, оркестром, хором, балетом, красивыми костюмами и декорациями. Одними из ярких представителей большой оперы являются «Роберт-дьявол» (Robert le Diable) Джакомо Мейербера:

и «Ломбардцы в крестовом походе» («Иерусалим») Джузеппе Верди:

Веристская опера (от итал. verismo) — реализм, правдивость. Этот тип оперы возник в конце XIX века. Большинство персонажей этого типа оперы являются обычными людьми (в отличии от мифических и героических личностей) с их проблемами, чувствами и отношениями, сюжеты нередко строятся на каждодневных делах и заботах, показаны картины повседневного быта. Веризм ввел в оперу такой творческий приём, как калейдоскопическая смена событий, предвосхищающий «кадровый» монтаж кино, и применение в текстах прозы вместо поэзии. Образцами веризма в опере являются «Паяцы» (Pagliacci) Руджеро Леонкавалло:

и «Мадам Баттерфлай» (Madama Butterfly) Джакомо Пуччини:

Серьезная опера

Итак, одним из основных видов оперы в музыке является так называемая «серьезная» опера. Она возникла в Италии в конце XVII века у композиторов неаполитанской школы. Среди основных тем этих произведения – мифологические и историко-героические. «Серьезные» оперы отличались особенным пафосом, пышными выразительными костюмами. Преобладали продолжительные арии солистов, в которых они выражали каждую, даже самую малейшую эмоцию персонажа, мастерски вокализируя. Функции слова и музыки были четко и ясно разделены.

Известными композиторами жанра opera seria были Алессандро Скарлатти, Глюк, Сальери, Гендель и многие другие.

Опера-балет

Иначе эта разновидность называлась французским придворным балетом, и берет свое начало, как следует из названия, во Франции начала XVIII века. В основном, опера-балет создавалась для разнообразных празднеств королевского двора. Произведения отличались пышностью и яркостью декораций и состояли из нескольких небольших сцен, никак не связанных между собой по сюжету. Здесь опера как вид театра проявилась, пожалуй, ярче всего.

Наибольшую выразительность и характерность опере-балету придал французский композитор Жан-Филипп Рамо, который также добавил несколько легковесному жанру высокий драматизм.

Жанр изжил себя достаточно скоро, поскольку функции его были достаточно специфичны и зависимы от места проведения. Несмотря на то, что отдельные образцы оперы-балета появляются вплоть до XX века, опера и балет все же являются отдельными видами музыкально-театрального искусства.

Рок-опера

Это самый новый жанр оперной музыки, и мы решили рассказать о нем отдельно. Рок-опера зародилась в 60-х годах прошлого века в Соединенных Штатах Америки. Как понятно из названия, она совмещает в себе оперную, и рок-музыку.

Интересно! Считается, что самыми первыми этот жанр продемонстрировали миру группа «The Who». Они выпустили свой новый музыкальный альбом в 1969, под названием «Томми», и на обложке этого альбома люди впервые увидели определение рок-опера.

Арии в стиле рок, яркие и необычные представления, интересные сюжетные линии. Для многих современных людей именно рок-опера кажется более интересной, чем классический вариант этого жанра. Самыми запоминающимися произведениями в этом жанре были:

♫ Эльфийская рукопись.

♫ Юнона и Авось.

♫ Орфей и Эвридика.

♫ Кентервильское приведение.

♫ Мастер и Маргарита.

Подробнее об опере

Литературной основой оперы является либретто. Либретто оперы может создать как сам автор литературного произведения, так и другой писатель. Иногда либретто своих опер создают сами композиторы.

Обычно в начале оперы исполняется увертюра (вступление). Сначала увертюры исполнялись для того, чтобы публика успевала занять места в зале. Во времена Моцарта увертюра стала полноправной частью оперы. Некоторые композиторы создавали свои увертюры программными, т. е. передавали в них сюжет основного действия оперы.

Для исполнения оперы необходим большой состав музыкантов: хор, солисты, оркестр, танцоры (если в опере присутствуют хореографические номера). Создаются художественные декорации.

Оперное действие делится на акты, картины, сцены, номера. Опера состоит из речитативов (певучее декламирование), ариозо (высшая речитативная форма), песен, арий (произведение, исполняемое одним певцом), дуэтов (два певца), трио (три певца), квартетов (четыре певца), ансамблей (группа певцов) и т. д.

Комическая опера

Как и многие другие виды оперы, комическая опера берет начало в Италии в XVII веке. Она противопоставляется «скучной» серьезной опере и обладает совершенно другими чертами: малыми масштабами, преобладанием диалогов, совсем небольшим количеством персонажей, использованием комических приемов. Этот вид оперы стал гораздо более демократичным и реалистическим, нежели опера «сериа».

Разные страны давали комической опере свои названия – так, в Италии ее называли опера-буффа, в Англии – балладная опера, в Германии – зингшпиль, а в Испании она обозначалась как тонадилья. Соответственно, каждая разновидность обладала юмором с оттенком национального колорита.

Среди итальянских композиторов в жанре опера-буффа работали Перголези и Россини, во Франции этим занимались Монсиньи и Гретри, а среди англичан наиболее известны Салливан и Гилберт.

История жанра

Опера появилась в Италии, в мистериях, то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. Духовная комедия: «Обращение св. Павла» (1480), Беверини, представляет уже более серьёзный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до конца. В середине XVI века большой популярностью пользовались пасторали или пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере мотета или мадригала. В «Amfiparnasso», Орацио Векки хоровое пение за сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры актёров на сцене. Эта «Commedia armonica» была дана в первый раз при Моденском дворе в 1597 году.

В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение (монодию) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперед. Авторы этих попыток называли свои музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per musica; название «опера» стало применяться к ним в первой половине XVII века. Позднее некоторые оперные композиторы, например Рихард Вагнер, опять вернулись к названию «музыкальная драма».

Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Эвридику» Джакопо Пери, исполненную в 1597. В Венеции со времени открытия публичных зрелищ в течение 65 лет появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до 40) 357 опер. Пионерами оперы были: в Германии — Генрих Шютц («Дафна», 1627), во Франции — Камбер («La pastorale», 1647), в Англии — Пёрселл; в Испании первые оперы появились в начале XVIII столетия; в России Арайя первым написал оперу («Кефал и Прокрида») на самостоятельный русский текст (1755). Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).

В 1868 году армянский композитор Тигран Чухаджян создает оперу «Аршак II» — первую оперу в музыкальной истории Востока.

Истоками оперы можно считать и античную трагедию. Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция. Назывался кружок любителей искусства «камерата». Участники «камераты» мечтали возродить древнегреческую трагедию, объединить в одном спектакле драму, музыку и танец. Первый подобный спектакль был дан во Флоренции в 1600 году и рассказывал об Орфее и Эвредике. Существует версия, что первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в 1594 году на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы: опера — сериа (большая серьёзная опера) и опера — буффа (комическая опера).

В конце 18 века в Петербурге был открыт Российский театр. Сначала шли только иностранные оперы. Первые русские оперы были комическими. Одним из создателей считается Фомин. В 1836 году в Петербурге прошла премьера оперы Глинки «Жизнь за царя». Опера в России приобрела совершенную форму, определились её особенности: яркие музыкальные характеристики главных героев, отсутствие разговорных диалогов. В 19 веке к опере обращаются все лучшие русские композиторы.

История оперы

Впервые опера появилась в Италии. Но это не была опера в обычном её современном виде. Вернее сказать, это был прообраз оперы – мистерия.

Мистерия (от лат. ministerium – служба) – один из жанров европейского средневекового театра XIV-XV вв., связанный с религией. Обычно сюжет мистерии брался из Библии и перемежался различными бытовыми сценами. Развитие мистерий в разных странах проходило по-разному: где-то они исчерпали себя естественным образом (как, например, в Италии), где-то были запрещены, а где-то сочинялись и ставились вплоть до XVIII в. Музыка в мистериях первоначально присутствовала эпизодически, а затем стала сопровождать действие с начала и до конца.

В первое время опера служила развлечением при королевском дворе, а позже стала публичным представлением. Первый оперный театр был открыт в 1637 г. в Венеции.  А первой большой оперой считают оперу Джакопо Пери «Эвридика», которая была исполнена в 1597 г.

В Испании первая опера появилась в начале XVIII в., а в России – в середине XVIII в. Первой же оперой, написанной на тему русской жизни, была опера Ф. Волкова «Танюша, или Счастливая встреча» (1756).

Большой театр

Лучшие оперы:

Опера очень быстро завоёвывала популярность в Европе: уже в начале XVIII в. опера начинает разделяться на большую серьёзную оперу и комическую оперу (буффа).

В концу XVIII в. открывается Российский театр в Петербурге, но сначала здесь ставились иностранные оперы, русские оперы в то время были только комическими. В 1815 г. в петербургском Большом театре состоялась премьера оперы К. Кавоса «Иван Сусанин». Она была написана в стиле французской «опера комик», где диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка.

В XIX в. все лучшие русские композиторы обращаются к жанру оперы, а первой русской национальной оперой считается опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» (позже переименованной в «Иван Сусанин»).

Фёдор Шаляпин в роли Ивана Сусанина

Подробнее об опере

Литературной основой оперы является либретто. Либретто оперы может создать как сам автор литературного произведения, так и другой писатель. Иногда либретто своих опер создают сами композиторы.

Обычно в начале оперы исполняется увертюра (вступление). Сначала увертюры исполнялись для того, чтобы публика успевала занять места в зале. Во времена Моцарта увертюра стала полноправной частью оперы. Некоторые композиторы создавали свои увертюры программными, т. е. передавали в них сюжет основного действия оперы.

Для исполнения оперы необходим большой состав музыкантов: хор, солисты, оркестр, танцоры (если в опере присутствуют хореографические номера). Создаются художественные декорации.

Оперный дуэт

Оперное действие делится на акты, картины, сцены, номера. Опера состоит из речитативов (певучее декламирование), ариозо (высшая речитативная форма), песен, арий (произведение, исполняемое одним певцом), дуэтов (два певца), трио (три певца), квартетов (четыре певца), ансамблей (группа певцов) и т. д.

Что такое опера?

В первую очередь следует определить, чем является опера – вид искусства. Это музыкально-драматическое произведение, которое основано на соединении трех искусств – слова, музыки и театрального действа. Драматические тексты в опере не проговариваются, а поются под инструментальный аккомпанемент. Кроме этого, обычно присутствуют музыкальные интерлюдии, а перерывы в сюжете заполняются балетными сценами.

Самое первое сочинение в этом жанре было написано в 1600 году по мотиву известной легенды о певце Орфее и его возлюбленной Эвридике.

Основными очагами развития оперы как вида искусства в целом, а также становления многочисленных ее разновидностей стали в первую очередь Италия и Франция.

Что такое опера

Чтобы начать наслаждаться оперой, нужно понять, что она вообще собой представляет. По сути, это совмещение стихов, пения и театрального действия, что вместе преобразовывается в музыкально-драматическое произведение.

В действии обязательно участвуют артисты, танцоры, музыканты и хор. Каждый исполнитель следит за артикуляцией, чтобы слушатель мог понять каждую его реплику. Конечно, во время прослушивания оперы большую роль играет и сама музыка. Слушать живую музыку и само по себе приятно, а если ее исполняет профессиональный оркестр, а арии исполняет действительно талантливый оперный певец, все представление в целом цепляет каждую струну души сидящих в зале.

Важно! Большую роль также играет само произведение. Это можно сравнить с фильмом, если не нравится жанр и сюжет, даже с хорошей подаче может не понравится

Или наоборот, если хороший сюжет, но исполнение подкачало, произведение можно не оценить.

Разновидности оперы

Оперная музыка существует в мире на протяжении более чем 400 лет, и за это время она во многом изменилась сама, и привнесла что-то в современную, более привычную нам музыку. За этот период появилось несколько разных видов оперы:

1. Серьезная опера. Этот вид оперного искусства зародился в 17 веке в Италии. Как понятно из названия, в ее основу входят серьезные исторические и мифологические сюжеты

Особое внимание уделяется пышным костюмам исполнителей, чрезмерный пафос и много музыкальных арий

2. Комическая. Начало этого вида оперы тоже положено в 17 веке итальянцами (впрочем, как преимущественная часть опер). Это (опять таки сравним с фильмами), более простой и доступный для людей вид. В действии принимает участие минимум персонажей. Сюжеты преимущественно затрагиваются какие-то социальные вопросы и передают их в комической форме.

Важно! Комическая опера в разных странах мира имела свое название. Например, в Англии ее называли балладной, в Испании — тонадилья, опера-буффа в Италии, и зангшпиль в Германии

3. Полусерьезная опера или иначе — опера-семисерия. Этот вид развивался достаточно слабо, но в целом его относят к промежуточному варианту, между серьезной и комической оперой. Полусерьезная опера отличалась драматической сюжетной линией, которая всегда оканчивается хеппи-эндом. Ее появление более позднее, конец 18-го столетия.

4. Романтическая опера. Разновидность, название которой говорит само за себя. Она зародилась в Германии 19 века, на пике эпохи романтизма. Сюжет включал в себя трогательную, романтическую историю с намеками на мистику и фантастику. Подобные произведения были настроены на то, чтобы поднять национальный дух.

5. Опера-балет или французский придворный балет. Эта разновидность образовалась во Франции на рубеже 17 и 18 столетия. Этот вид оперного искусства прожил не долго из-за своей спицифики. Буквально к началу 20 столетия он уже практически исчез. По сути, группа артистов выступала при дворе во время различных празднеств. Композиция состояла из нескольких небольших сценок, ничем не связанных между собой. Одежды и декорации были невероятно яркими и пышными, под стать зрителю.

6. Оперетта. Это можно назвать «маленькой оперой» с короткими и незамысловатыми сюжетами. Как правило, в них затрагивается комический или лирический сюжет. Она менее масштабная и феерическая. Для оперетты характерна приятная музыка и веселые запоминающиеся песни. Появление разновидности отмечается во Франции в 19 веке.

Конечно, есть и другие виды оперы. Какие-то из них не пережили проверку времени, и просто исчезли. Другие же только начали зарождаться, и не получили своего имени.

Оперный коллектив

В состав оперного коллектива входят солисты, хор, симфонический оркестр, орган.

Женские голоса:

  • сопрано (высокий голос),
  • меццо-сопрано (более низкий женский голос; характерным признаком этого типа голоса является насыщенность, полнота его звучания в «середине» и мягкость, объёмность звучания низких (грудных) нот),
  • контральто (самый низкий женский певческий голос).

Известные современные сопрано: Мария Биешу, Галина Вишневская, Анна Герман, Монсеррат Кабалье, Любовь Казарновская, Мария Каллас, Тамара Милашкина и др.

Известные меццо-сопрано: Ирина Архипова, Кристина Агилера, Зара Долуханова, Алла Пугачёва, Леди Гага, Тамара Синявская и др.

Известные контральто: Клавдия Шульженко, Ольга Кормухина, София Ротару, Эдита Пьеха, Ирина Аллегрова (Не все названные певцы являются оперными).

Мужские голоса:

  • контратенор (самый высокий мужской голос. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение),
  • тенор (высокий певческий мужской голос),
  • баритон (мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором),
  • бас (наиболее низкий мужской певческий голос).

Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром. Недаром с оперой связывали свою творческую деятельность такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, И. Козловский, А. Нежданова.

Главные герои оперного действа не говорят, а поют. Когда им нужно выразить глубокую мысль или сильную эмоцию, они исполняют на сцене отдельную арию. Собственно из таких арий складывается сюжет оперы.

Текст музыкального представления называется либретто. Основой оперы всё же является пение под музыку. Оно рождается от союза поэзии и музыки.

Но влияют на оперу и другие царственные родственники: живопись помогает в оформлении декораций, актёрское мастерство и вокал воплощают энергию музыки и тайные посылы литературы. Так что любители синтетического искусства, как правило, находят в посещении оперы колоссальное удовольствие.

  • Гозенпуд A., Русский оперный театр на рубеже XIX и XX веков и Ф. И. Шаляпин, Л., 1974.
  • Келдыш Ю. В. Опера // Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ, М., 1973—1982, Т. 4, сс. 20–45.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
  • Серов А. Н., Судьбы оперы в России, «Русская сцена», 1864, № 2 и 7, то же, в его кн.: Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950.
  • Серов А. Н., Опера в России и русская опера, «Музыкальный свет», 1870, № 9, то же, в его кн.: Критические статьи, т. 4, СПб, 1895.

Серьезная опера

Итак, одним из основных видов оперы в музыке является так называемая «серьезная» опера. Она возникла в Италии в конце XVII века у композиторов неаполитанской школы. Среди основных тем этих произведения – мифологические и историко-героические. «Серьезные» оперы отличались особенным пафосом, пышными выразительными костюмами. Преобладали продолжительные арии солистов, в которых они выражали каждую, даже самую малейшую эмоцию персонажа, мастерски вокализируя. Функции слова и музыки были четко и ясно разделены.

Известными композиторами жанра opera seria были Алессандро Скарлатти, Глюк, Сальери, Гендель и многие другие.

История оперы

Впервые опера появилась в Италии. Но это не была опера в обычном её современном виде. Вернее сказать, это был прообраз оперы – мистерия.

Мистерия (от лат. ministerium – служба) – один из жанров европейского средневекового театра XIV — XV вв., связанный с религией. Обычно сюжет мистерии брался из Библии и перемежался различными бытовыми сценами. Развитие мистерий в разных странах проходило по-разному: где-то они исчерпали себя естественным образом (как, например, в Италии), где-то были запрещены, а где-то сочинялись и ставились вплоть до XVIII в. Музыка в мистериях первоначально присутствовала эпизодически, а затем стала сопровождать действие с начала и до конца.

В первое время опера служила развлечением при королевском дворе, а позже стала публичным представлением. Первый оперный театр был открыт в 1637 г. в Венеции. А первой большой оперой считают оперу Джакопо Пери «Эвридика», которая была исполнена в 1597 г.

В Испании первая опера появилась в начале XVIII в., а в России – в середине XVIII в. Первой же оперой, написанной на тему русской жизни, была опера Ф. Волкова «Танюша, или Счастливая встреча» (1756).

Опера очень быстро завоёвывала популярность в Европе: уже в начале XVIII в. опера начинает разделяться на большую серьёзную оперу и комическую оперу (буффа).

В концу XVIII в. открывается Российский театр в Петербурге, но сначала здесь ставились иностранные оперы, русские оперы в то время были только комическими. В 1815 г. в петербургском Большом театре состоялась премьера оперы К. Кавоса «Иван Сусанин». Она была написана в стиле французской «опера комик», где диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка.

В XIX в. все лучшие русские композиторы обращаются к жанру оперы, а первой русской национальной оперой считается опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» (позже переименованной в «Иван Сусанин»).

Фёдор Шаляпин в роли Ивана Сусанина

Типы оперы.

Комическая опера — очень лёгкая комедийная опера, не затрагивающая серьёзных и непростых тем, всегда со счастливым концом. Некоторые из форм комической оперы это оперетта и опера-буффа. В этом виде музыкально-театрального искусства зачастую музыкальные номера чередуются с разговорными диалогами. В качестве примеров комической оперы можно привести «Госпожа-служанка» (La serva padrona) Джованни Баттисты Перголези и «Летучая мышь» (Die Fledermaus) Иоганна Штрауса. Во Франции разновидностью комической оперы является опера комик (comique), но основным отличием является то, что Опера комик не всегда лёгкая и смешная, зачастую с трагическим финалом, самым известным примером является трагическая «Кармен» (Carmen) Жоржа Бизе.

Опера-серия (серьёзная опера) — также известна как неаполитанская опера из-за истории своего происхождения и влияния на ее развитие неаполитанской школы. Часто сюжет имеет историческую или сказочную направленность и посвящен каким-либо героическим личностям или мифическим героям и древним богам, отличительной особенностью является преобладание сольного исполнения в стиле бельканто, а также ясно выражено разделение функций сценического действия (текста) и самой музыки. Примерами являются «Милосердие Тита» (La Clemenza di Tito) Вольфганга Амадея Моцарта и «Риналдо» (Rinaldo) Георга Фридриха Генделя.

Полусерьёзная опера (опера-семисерия) — жанр итальянской оперы с серьезной историей и счастливым концом. В отичие от трагической оперы или мелодрамы, в этом типе присутствует хотя бы один комический персонаж. Одним из наиболее известных примеров оперы-семисерии является «Линда из Шамуни» (Linda di Chamounix) Гаэтано Доницетти, а также «Сорока-воровка» (La gazza ladra) Джоаккино Россини.

Большая опера (гранд) — возникла в Париже в XIX веке, название говорит само за себя — крупномасштабное впечатляющее действие в четыре иля пять актов с большим количеством исполнителей, оркестром, хором, балетом, красивыми костюмами и декорациями. Одними из ярких представителей большой оперы являются «Роберт-дьявол» (Robert le Diable) Джакомо Мейербера и «Ломбардцы в крестовом походе» («Иерусалим») Джузеппе Верди.

Веристская опера (от итал. verismo) — реализм, правдивость. Этот тип оперы возник в конце XIX века. Большинство персонажей этого типа оперы являются обычными людьми (в отличии от мифических и героических личностей) с их проблемами, чувствами и отношениями, сюжеты нередко строятся на каждодневных делах и заботах, показаны картины повседневного быта. Веризм ввел в оперу такой творческий приём, как калейдоскопическая смена событий, предвосхищающий «кадровый» монтаж кино, и применение в текстах прозы вместо поэзии. Образцами веризма в опере являются «Паяцы» (Pagliacci) Руджеро Леонкавалло и «Мадам Баттерфлай» (Madama Butterfly) Джакомо Пуччини.

Разновидности оперы[]

Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.

  • большая опера (opera seria — итал., tragédie lyrique, позднее grand-opéra — франц.),
  • полукомическая (semiseria),
  • комическая опера (opera-buffa — итал., opéra-comique — франц., Spieloper — нем.),
  • романтическая опера, на романтический сюжет.

В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.

Отпрыском комической оперы следует считать оперетту, которая получила особенное распространение во второй половине XIX века.

Разновидности оперы

Большая опера (grand-opera)

Состоит из 5 актов и включает в себя объёмную балетную (танцевальную) часть. Большая опера как новый жанр сложилась к 1828 г. как новая «серьёзная» французская опера. До начала XX в. она оставалась наиболее популярным оперным жанром. К большой опере относятся, например, «Вильгельм Телль» Дж. Россини, «Троянцы» Г. Берлиоза (1858), «Сицилийская вечерня» Дж. Верди (1855), «Дон Карлос» Дж. Верди (1867) и др.

Комическая опера

Опера Моцарта “Свадьба Фигаро”

Она особенно была развита в XVIII-XIX вв. и оказала значительное влияния на такие музыкальные жанры, как водевиль, мюзикл и оперетта. В Италии в этом жанре создавали оперы Дж. Россини, Дж. Перголези, Н. Пиччинни, а одной из самых известных комических опер является «Фальстаф» Д. Верди. Черты комической оперы присутствуют и в операх Моцарта «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Похищение из сераля». В комической опере  между музыкальными номерами допускается диалог.

Романтическая опера

Зародилась в Германии в начале XIX в. Сюжеты таких опер отличались фантастичностью и мистицизмом. К романтической оперной школе принадлежит в особенности К. Вебер («Вольный стрелок»), отчасти Р. Вагнер, «Лоэнгрин», «Тангейзер» и др.

Полу-опера (semi-опера)

Английская барочная опера, в которой сочетаются устная драма, вокальные мизансцены и симфонические произведения. Одним из приверженцев semi-оперы считается английский композитор Генри Пёрселл (1659-1695).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: