Поздние струнные квартеты (бетховен) — late string quartets (beethoven)

Beethoven's string quartets: john suchet's guide to the music

Некоторые факты биографии

Музыкальная Европа еще была полна слухами о гениальном чудо-ребенке — В. А. Моцарте, когда в Бонне, в семье тенориста придворной капеллы, родился Людвиг ван Бетховен. Крестили его 17 декабря 1770 г., назвав в честь деда, почтенного капельмейстера, выходца из Фландрии .

Детство Людвига было скорее несчастным, чем счастливым. Отец много пил, поэтому денег катастрофически не хватало даже на самые простые вещи. Комнатка Людвига располагалась на чердаке, она была настолько маленькой, что в ней едва нашлось место для железной кровати и старого клавесина. Пьяный отец в беспамятстве бил супругу, частенько перепадало и Людвигу. Мария жалела сына, проводила с ним много времени, часто пела для него незамысловатые песенки. Творческие наклонности проявились у Людвига в раннем детстве, и это не ускользнуло от внимания отца. В те годы везде гремело имя Амадея Моцарта, и отец задумал сделать из сына ещё более успешного музыканта, чем прославленный композитор.

С четырех лет Людвиг с утра до ночи сидел за клавесином, играя бесконечные упражнения, переписывал партитуры, а в восемь лет стал зарабатывать на жизнь концертами. К двенадцати годам он свободно играл на скрипке и органе, однако, лишенный тепла и родительской ласки, оставался вечно угрюмым, нелюдимым и замкнутым. Но судьба все же сделала ему подарок: в жизни будущего композитора появился Кристиан Готлиб Нефе, органист придворной капеллы, мудрый и добрый наставник. Именно он привил мальчику чувство прекрасного, научил его понимать природу, искусство, разбираться в человеческой жизни. Нефе обучал Людвига древним языкам, философии, литературе, истории, этике.

В 1787 году Бетховен покидает родной Бонн и отправляется в Вену. Вена покорила сердце юного гения навечно: она звучала, пела, кружилась… Он лелеял надежду встретиться с Моцартом. Встречались ли два великих композитора — точно неизвестно

Однако легенда приписывает Моцарту такие слова о Бетховене: «Обратите внимание на него, он всех заставит говорить о себе». Спустя всего две недели пребывания в Вене Бетховен узнал, что его мать тяжело больна, и поспешил домой. Вскоре мать умерла от туберкулеза, а отец запил еще сильнее

Людвиг остался фактическим главой семьи, ответственным за судьбу двух младших братьев, и был вынужден провести еще около пяти лет в Бонне. Но в Вену он вернулся

Вскоре мать умерла от туберкулеза, а отец запил еще сильнее. Людвиг остался фактическим главой семьи, ответственным за судьбу двух младших братьев, и был вынужден провести еще около пяти лет в Бонне. Но в Вену он вернулся.

Успех пришел к нему не сразу. Он много и упорно учился — среди его учителей Йозеф Гайдн и Антонио Сальери. Первое публичное выступление Бетховена в Вене состоялось в марте 1795-го, где он дебютировал с фортепианным концертом собственного сочинения. Это выступление стало началом триумфа /

Бетховен

В редакции Мартиенсена

Соната №1

Соната №2

Соната №3

Соната №4

Соната №5

Соната №6

Соната №7

Соната №8

Соната №9

Соната №10

Соната №11

Соната №12

Соната №13

Соната №14

Соната №15

Соната №16

Соната №17

Соната №18

Соната №19

Соната №20

Соната №21

Соната №22

Соната №23

Соната №24

Соната №25

Соната №26

Соната №27

Соната №28

Соната №29

Соната №30

Соната №31

Соната №32

I том (сонаты 1-15)

II том (сонаты 16-32)

В редакции А.Б.Гольденвейзера new!

I том (сонаты 1-15)

II том (сонаты 16-32)

Исполнительские комментарии

Вариации для фортепиано

9 вариаций на тему марша Э. К. Дреслера (c-moll, WoO 63, 1782),

6 лёгких вариаций на тему швейцарской песни (F-dur, WoO 64, около 1790)

24 вариации на тему ариетты «Venni Amore» Ригини (D-dur, WoO 65, 1790)

13 вариаций на тему ариетты «Es war einmal ein alter Mann» из зингшпиля «Красная шапочка»
(«Das rote Кaррchen» Диттерсдорфа, A-dur, As-dur, WoO 66, 1792)

12 вариаций на тему менуэта из балета «La Nozze disturbato» Гейбеля
(C-dur, WoO 68, 1795)

9 вариаций на тему из оперы «Мельничиха»
(«La Molinara», Дж. Паизиелло, A-dur, WoO 69, 1795)

6 вариаций на тему дуэта из оперы «Мельничиха»
(«La Molinara», Дж. Паизиелло, G-dur, WoO 70, 1795)

12 вариаций на тему русского танца из балета «Лесная девушка»
(«Das Waldmadchen» П. Враницкого, A-dur, WoO 71, 1796)

8 вариаций на тему из оперы «Ричард Львиное Сердце» Гретри
(C-dur, WoO 72, 1796-1797)

10 вариаций на тему из оперы «Фальстаф» А. Сальери
(B-dur, WoO 73, 1799)

7 вариаций
sur le quatuor «Kind, willst du ruhig schlafen»
de l’ope’ra «Das unterbrochene Opferfest» de Peter Winter
(F-dur, WoO 75, 1799)

6 вариаций
sur le trio «Tandeln und scherzen» de l’ope’ra
«Soliman II» de Franz Xaver Sussmayr (F-dur, WoO 76, 1799)

6 вариаций на собственную тему (G-dur, WoO 77, 1800)

7 вариаций на тему английской песни «God save the King»
(C-dur.WoO 78, 1803)

5 вариаций на тему английской песни «Rule Britannia»
(D-dur, WoO 79, 1803)

32 вариации на собственную тему (c-moll, WoO 80, 1806)

8 вариаций
sur le lied «Ich hab’ ein kleines Huttchen nur»
(B-dur, A 10)

6 вариаций (F-dur, ор. 34, 1802)

15 вариаций с фугой на тему из балета «Творения Прометея»
(Es-dur, ор. 35, 1802)

6 вариаций (D-dur, ор. 76, 1809)

33 вариации на тему вальса А. Диабелли
(C-dur, ор. 120, 1819-1823)

Фантазия для фортепиано, op.77

op. 33

op. 119

op. 126

Элизе

Шесть контрадансов

A-dur WoO 49

C-dur op.51 №1

G-dur op.51 №2

Рондо «Ярость по поводу потерянного гроша»
C-dur op.129

Andante F-dur

Концерт №2 Си-бемоль мажор

I часть

Концерт №3 до минор

Концерт №4 Соль мажор

Концерт №5 Ми-бемоль мажор

Фантазия для фортепиано, хора и оркестра, op.80
(партитура)

Фантазия для фортепиано, хора и оркестра, op.80
(переложение для фортепиано-соло)

Симфонические произведения (партитуры)

Бетховен-Лист Симфония №5

Камерная музыка

Трио для фортепиано, скрипки и виолончели op.1 №1 Es-durПартия скрипкиПартия виолончелиТрио для фортепиано, скрипки и виолончели op.1 №2 G-durПартия скрипкиПартия виолончели

Сонаты для скрипки и фортепиано с партиями

Концерт для скрипки с оркестром (клавир с партией)Романс №1 (G-dur) для скрипки с оркестром (клавир с партией)Романс №2 (F-dur) для скрипки с оркестром (клавир с партией)Все виолончельные сонатыВсе виолончельные сонаты (партии)

Струнные квартеты(Full scores)

Квартет №1Квартет №2Квартет №3Квартет №4Квартет №5Квартет №6Квартет №7Квартет №8Квартет №9Квартет №10Квартет №11Квартет №12Квартет №13Квартет №14Квартет №15Квартет №16Большая фуга для струнного квартета op.133

Квартеты(пер. в 4 руки Hugo Ulrich)

Квартет №1Квартет №2Квартет №3Квартет №4Квартет №5Квартет №6Квартет №7Квартет №8Квартет №9Квартет №10Квартет №11Квартет №12Квартет №13Квартет №14Квартет №15Квартет №16Большая фуга для 2-х фортепиано op.133

Большая фуга в 4 руки op.133

Септет (в 4 руки) op.20

Disc 1 [Opus 127 and Opus 132]

Beethoven 127-1 1. String Quartet in E-Flat Major, Opus 127: Maestoso — Allegro 6:05
Beethoven 127-2 2. String Quartet in E-Flat Major, Opus 127: Adagio, ma non troppo e molto cantabile 14:44
Beethoven 127-3 3. String Quartet in E-Flat Major, Opus 127: Scherzando vivace 8:54
Beethoven 127-4 4. String Quartet in E-Flat Major, Opus 127: Allegro 6:47
Beethoven 132-1 5. String Quartet in A Minor, Opus 132: Assai sostenuto — Allegro 9:49
Beethoven 132-2 6. String Quartet in A Minor, Opus 132: Allegro ma non tanto 8:32
Beethoven 132-3 7. String Quartet in A Minor, Opus 132: Molto Adagio — Andante 16:12
Beethoven 132-4 8. String Quartet in A Minor, Opus 132: Alla marcia, assai vivace 2:14
Beethoven 132-5 9. String Quartet in A Minor, Opus 132: Allegro appassionato — Presto 6:31

Grosse Fuge

The original final movement of op.130 was the Grosse Fuge, a massive movement that is clearly too massive and unwieldy to sit at the end of the preceding five. Beethoven published it separately, and it remains a separate piece to this day (often performed by a string orchestra).

The Grosse Fuge is 21st century music. It is way ahead of its time. It is the marathon of the String  Olympics. It exhausts the performers mentally and physically. It exhausts the listener. I once went to hear those great Beethoven players, The Lindsays, perform theGrosse Fuge at the Wigmore Hall in London. At the end, as they stood to take the applause, the first violinist Peter Cropper had to support himself on the chair; his face was a mask, his shirt soaking wet. As he walked off the stage, I thought he might fall.

If you are under the impression all Beethoven’s music is complicated, listen to the slow movement of the final String Quartet, op.135. Simply beautiful. Beautifully simple. The final movement of this String Quartet (composed to replace the Grosse Fuge) is the last complete piece of music Beethoven wrote. Over it Beethoven wrote: Must it be? It must be!

All manner of interpretations have been put on these enigmatic words, from the profound to the profoundly profound. All we know for sure is that when a certain official at the Imperial court, who was also a wealthy music lover, failed to attend the first performance of the op.130 Quartet, Beethoven insisted the man send Schuppanzigh the price of the subscription. The official wrote to Beethoven, asking Muss est sein? Beethoven sent him a humorous canon on the words Es muss sein. So there may be less to these words than meet the eye.

Op.135, my desert island Quartet.

Поздние квартеты Бетховена

По­сле квартета № 11 в работе над этим жанром наступает 12-летний перерыв. Уже после написания поздних фортепианных сонат, Девятой симфонии и «Торжественной мессы» Бетховен создает свои поздние квартеты (ор. 127, 130, 131, 132 и 135, 1822-1826 годы). Интерес к квартетному жанру возрождается в связи с характерными тенденциями позднего бетховенского стиля: это стремление к полифоническому письму, философскому содержанию, психологизации образов. Более чем какой-либо другой жанр, квартет демонстрирует изменения, происшедшие в художественном мышлении композитора. Идея борьбы переведена в плоскость нравственно-духовную – она выступает как торжество сильного человеческого духа над страданием. Страстная действенность образов уступает место внутренней сосредоточенности, самоуглубленности. В этих протяженных «монологах» думы Бет­ховена сосредоточены на объективной проблеме: человек и окружающий его мир, взятый в планетарном масштабе (в этом общность с Девятой симфонией).

Каждый из поздних квартетов уникален и по общему замыслу, и по приемам раз­вития, и даже по такому устойчивому признаку, как структура. Никаких типовых решений здесь нет.

Только в Двенадцатом (ор.127, Ми-бемоль мажор) и Шестнадцатом (ор.135, Фа мажор) квартетах цикл внешне обычный – 4 части. В других случаях циклы не нормативны. Есть квартеты из пяти частей (№ 15, op.132), из шести (№ 13, op.130), и даже из семи (№ 14, op.131), однако эта многочастность крайне далека от дивертисментности XVIII столетия. Скорее, она рождена исповедальной импровизационностью музыки, с которой Бетховен обращается то ли сам к себе, то ли к Богу, то ли к очень узкому кругу понимающих душ.

Поздние квартеты опять-таки были связаны с Россией. В 1822 году, когда лейпцигский издатель К. Ф. Петерс уклонился от заказа на струнный квартет, который Бетховен мечтал написать, пришло письмо из Петербурга от князя Н.Б. Голицына, виолончелиста-любителя, с предложением написать несколько квартетов. Пик работы пришелся на 1825-26 годы. Квартеты создавались с огромным вдохновением, один за другим, иногда в процессе создания переплетаясь друг с другом (некоторые темы и даже части перемещались из одного произведения в другое).

Собственно «голицынских» квартета три: № 12, № 13 № 15. Другие два – № 14 и № 16 – Бетховен написал по собственному почину. Нумерация и опусные номера квартетов не соответствуют порядку их сочинения, поскольку присваивались в ходе публикации.

Приметны вокальные жанры, вообще вокальность, входящая в мир инструментальной музыки. Пятую часть Тринадцатого квартета (Си-бемоль мажор) композитор назвал каватиной. Ее прекрасная музыка представляет слушателю романтического Бетховена.

Сонатный финал последнего, Шестнадцатого квартета предваряется эпиграфом с подписанными под нотами словами: «Muss es sein? – Es muss sein!» («Должно ли это быть? – Это должно быть!»).

Early Quartets

He composed the 16 String Quartets in three fairly distinct blocks – nos. 1-6 when he was around 27-30 years of age, nos. 7-11 when he was 35-40, nos. 12-16 in the final three years of his life – leading to them being conveniently referred to in concert and on recordings as the Early, Middle and Late Quartets.

As with the Symphony, therefore, he came to the String Quartet comparatively late in life – hardly surprising given Haydn and Mozart’s earlier achievements. But when he began – again characteristically – he threw himself at it, producing a set of no fewer than six separate Quartets. We think of the Early Quartets as a huge achievement: he was not so impressed, at least not initially. He sent the first of the set to a friend, and then wrote to him:

Be sure not to pass on your quartet  to anyone else, because I have substantially altered it. For only now have I learned to write quartets properly – as you will surely see when you receive them.

It is certain that he went on to revise fully at least one, possibly two or more of the remaining set. The completed versions are stunning, displaying a whole panoply of emotions. Do not make the mistake of considering these Early Quartets to be ‘lightweight’ Beethoven. There are light moments – the whole of no.3 (in fact the first to be composed) is lighter than the other five – but listen to the fourth movement of no.6. Beethoven named it La Malinconia . We are in a dark world.

Обзор

Принц Николай Голицын заказал первые три квартета (номера 12, 13 и 15) и письмом от 9 ноября 1822 г. предложил заплатить Бетховен «то, что вы считаете правильным» для трех работ. Бетховен ответил 25 января 1823 года своей ценой в 50 дукаты за каждый опус. Бетховен составлял квартеты в последовательности 12, 15, 13, 14, 16, одновременно сочиняя квартеты 15 и 13.

Бетховен написал эти последние квартеты в подорванном состоянии. В апреле 1825 года Бетховен был прикован к постели и около месяца болел. Болезнь — или, точнее, его выздоровление — помнят тем, что породила глубоко ощущаемое медленное движение Пятнадцатый квартет, которую Бетховен назвал «Священной песней благодарности (‘Heiliger Dankgesang’) божеству за исцеление». Он завершил квартеты, теперь пронумерованные Тринадцатый, Четырнадцатый, и Шестнадцатый. Последним произведением, завершенным Бетховеном, была заключительная часть тринадцатого квартета, заменившая чрезвычайно трудные Große Fuge.

Disc 2 [Opus 130 and Opus 133]

Beethoven 130-1 1. String Quartet in B-Flat Major, Opus 130: Adagio ma non troppo — Allegro 14:18
Beethoven 130-2 2. String Quartet in B-Flat Major, Opus 130: Presto 2:07
Beethoven 130-3 3. String Quartet in B-Flat Major, Opus 130: Poco scherzoso: Andante con moto ma non troppo 7:25
Beethoven 130-4 4. String Quartet in B-Flat Major, Opus 130: Alla Danza tedesca: Allegro assai 3:57
Beethoven 130-5 5. String Quartet in B-Flat Major, Opus 130: Cavatina: Adagio molto espressivo 6:34
Beethoven 133 6. String Quartet in B-Flat Major, Opus 130: Original finale (1825): Grosse Fuge: Overtura — Fuga (Opus 133)15:15
Beethoven 130-6 7. String Quartet in B-Flat Major, Opus 130: Alternate finale (1826): Finale: Allegro 10:48

Product details

  • Product Dimensions

    :

    5.59 x 0.39 x 4.92 inches; 3.53 Ounces
  • Manufacturer

    :

    Chandos
  • Original Release Date

    :

    2020
  • Date First Available

    :

    November 19, 2019
  • Label

    :

    Chandos
  • ASIN

    :

    B081JBF4BS
  • Number of discs

    :

    3

Best Sellers Rank: #290,934 in CDs & Vinyl (See Top 100 in CDs & Vinyl
#38,010 in Classical (CDs & Vinyl)
)

Customer Reviews:
/*
* Fix for UDP-1061. Average customer reviews has a small extra line on hover
* https://omni-grok.amazon.com/xref/src/appgroup/websiteTemplates/retail/SoftlinesDetailPageAssets/udp-intl-lock/src/legacy.css?indexName=WebsiteTemplates#40
*/
.noUnderline a:hover {
text-decoration: none;
}

4.9 out of 5 stars

18 ratings
P.when(‘A’, ‘ready’).execute(function(A) {
A.declarative(‘acrLink-click-metrics’, ‘click’, { «allowLinkDefault» : true }, function(event){
if(window.ue) {
ue.count(«acrLinkClickCount», (ue.count(«acrLinkClickCount») || 0) + 1);
}
});
});

P.when(‘A’, ‘cf’).execute(function(A) {
A.declarative(‘acrStarsLink-click-metrics’, ‘click’, { «allowLinkDefault» : true }, function(event){
if(window.ue) {
ue.count(«acrStarsLinkWithPopoverClickCount», (ue.count(«acrStarsLinkWithPopoverClickCount») || 0) + 1);
}
});
});

Записи

Ансамбли, записавшие все поздние квартеты, включают:

  • Квартет Альбана Берга , EMI (студия начала 80-х)
  • Квартет Альбана Берга, EMI (запись в прямом эфире, 1989 г.)
  • Александр Струнный квартет , Arte Nova
  • Александр Струнный квартет, Foghorn Classics
  • Amadeus Quartet , DG
  • Квартет Артемиды , Virgin Classics
  • Барилли Квартет
  • Квартет Бетховена , Мелодия (запись 1951-1972)
  • Белча квартет
  • Бородин квартет , Чандос
  • Струнный квартет Брентано , Aeon (запись 2012 г.)
  • Будапештский струнный квартет , мост (запись 1941-60)
  • Будапештский струнный квартет , Sony (запись 1958-61)
  • Busch Quartet , различные лейблы (рекомендация 1933-41; Große Fuge отсутствует)
  • Кливлендский квартет , RCA (1970-е)
  • Кливлендский квартет, Telarc (1990-е)
  • Колорадский квартет, Парнас (рек. 2004-06)
  • Струнный квартет Эмерсона , DG
  • Струнный квартет Endellion , Warner Classics (2005–06)
  • Квартет изящных искусств , Эверест / Концертный диск (запись 1960-65)
  • Gewandhaus-Quartett, New Classical Adventure (запись в прямом эфире 1985-98)
  • Guarneri Quartet , RCA, Philips
  • Хаген квартет , генеральный директор
  • Голливудский струнный квартет , Завет
  • Венгерский квартет , (1953 моно) EMI
  • Венгерский квартет, (стерео 1960-х) EMI
  • Джульярдский струнный квартет , студия CBS, конец 60-х
  • Джульярдский струнный квартет, CBS (запись в прямом эфире, 1982 г.)
  • Kodály Quartet , Наксос
  • LaSalle Quartet , DG (переиздан на альбоме Brilliant Classics)
  • Leipziger Streichquartett, MDG
  • Линдсейз, ASV
  • Лидийский струнный квартет, Centaur
  • Квартет Медичи , Нимбус
  • Мелос Квартет , DG
  • Орфордский струнный квартет , Делос
  • Струнный квартет Ориона , Классика Коха (2008)
  • Струнный квартет Пендерецкого , маркиз (2013)
  • Квартет Петерсена , Каприччио
  • Prazak Quartet , Прага
  • Quatuor Mosaïques , Наивный
  • Итальянский квартет , Decca
  • Квартет Сметаны , Супрафон
  • Suske Quartett, Берлинская классика
  • Квартет Такач , Decca (2005)
  • Талич квартет , Каллиопа
  • Танеева квартет, Богема
  • Токийский струнный квартет , RCA (1993)
  • Токийский струнный квартет, Harmonia Mundi (2010)
  • Vanbrugh Quartet, Intim Musik (1996)
  • Vermeer Quartet , Teldec, (рек. 1984-89)
  • Vegh Quartet , (1952 Les Discophiles Français) Музыка и искусство
  • Vegh Quartet , (1972 Telefunken) Наивная Астре
  • Wihan Quartet , Nimbus
  • Йельский квартет , Авангард

String Quartet No. 6 (B-dur), op. 18, No. 6

Композитор
Людвиг ван Бетховен
Год создания
1800
Жанр
камерные и инструментальные
Страна
Германия

Бетховенский квартет № 6 по нумерации является последним в ор. 18, но, возможно, пятым по времени написания.

Первая часть (Allegro con brio, alla breve, половинная по метроному = 80) начинается главной партией — бодрой, живой, с оттенком юмора. Тема побочной партии широкая, певучая. Короткая заключительная партия, основанная на теме главной партии, приводит к энергичному, решительному окончанию экспозиции. Что касается разработки, то она довольно традиционна. Реприза является точным повторением экспозиции. Кода отсутствует.

Большой любовью у слушателей пользуется вторая часть (Adagio ma non troppo, 2/4, шестнадцатая = 80). Это спокойная, пленительная музыка, развивающаяся в лирическом плане (см. пример 30).

Выразительна тема в Es-dur, начинающаяся унисоном скрипки и виолончели (пример 31).

В репризе сложной трехчастной формы темы варьируются.

Третья часть — скерцо (Allegro, 3/4, половинная с точкой = 63), подобно первой части квартета, проникнута веселым и беззаботным настроением, которое постепенно переходит в безудержное ликование. Частые синкопы придают скерцо шутливый характер.

Перлом квартета B-dur является его финал — знаменитая «La Malinconia» («Меланхолия»); в ней Бетховен поразительно передает тончайшие душевные переживания, употребляя самые простые средства. Эта часть (Adagio, 3/8, четверть с точкой = 88) сопровождается в начале такой надписью: «Questo pezzo si deve trattore colla piu delicatezza» («Эту пьесу следует исполнять в высшей степени деликатно»). Первое появление темы звучит в высоком регистре pianissimo и излагается скрипками и альтом без участия виолончели (пример 32).

Повторение первого четырехтакта в более низком регистре придает теме мрачное звучание. Затем та же тема модулирует в h-moll, при этом образуется цепочка из четырех уменьшенных септаккордов (см. пример 33).

Однако меланхолия не к лицу юности, для которой открыт весь мир с его радостями и надеждами, а потому отбросим все мрачное и будем резвиться и танцевать! И вот во исполнение этого призыва после последнего глубокого вздоха Бетховен неожиданно переключает слушателей в шутливо-веселую часть (Allegretto quasi allegro, 3/8, четверть с точкой = 48) танцевального характера (пример 34).

С этой беззаботной веселостью меланхолия не может бороться и проявляет себя только в двух коротких вставках Adagio. Далее до Росо Adagio все звучит игриво и шутливо.

В Росо Adagio снова слышится раздумье. Композитор как бы задает вопрос: имеем ли мы право веселиться? На это следует утвердительный ответ; наступает prestissimo (3/8, четверть с точкой = 112), подобное бурному танцу. Таким образом, в финале происходит борьба двух настроений: мрачной меланхолии и самого безудержного веселья, причем победа остается за последним. Форма этой части — рондо-соната со вступлением в медленном темпе — унаследована Бетховеном от Люлли; ею пользовался также Гайдн в своих симфониях.

Продолжительность исполнения квартета 22 минуты: I ч. — 7 мин., II ч.— 5 мин., III ч. — 4 мин., IV ч. — 6 мин.

П. Долгов

  • Струнные квартеты, Op. 18 →
  • Струнные квартеты Бетховена →

Op.130, the Cavatina

Even more remarkable, in my view, is the slow movement of Op.130, the Cavatina. It is utterly beautiful, even if you have no idea what is happening in Beethoven’s life. Over a gently pulsating rhythm from the three lower strings, the first violin sobs. In the fragmented notes there is anguish and despair.

What could have driven Beethoven to this? Why, his relationship with his nephew Karl, of course. The source of so much heartbreak, and again of his own doing. While recovering in Baden and having completed op.132, Beethoven began work immediately on the next , op.130. Karl was supposed to come and see his uncle on Sundays, but has clearly not done so. Beethoven is riven with self-pity:

I am getting thinner and thinner and more and more ill. I have no doctor, not a single sympathetic soul at hand. If you could manage to come on Sundays, please do … I must learn to give up everything … Oh! Where have I not been wounded, nay more, cut to the heart?!

To make matters worse Beethoven heard that Karl had been seeing his mother again. Despite everything, despite the court case, despite his appeals, his threats, his pleas, his cajoling, everything, the boy had been to see his mother. Had it all then come to nothing?

Beethoven – fearing Karl is still seeing that ne’er-do-well friend Niemetz – set one of his young acolytes, Karl Holz, to spy on Karl. Holz reports back that he has lured Karl into a beer-house to see whether he drinks a lot, and he does not seem to. He will now get him to play a game of billiards, to see whether he has been playing a lot.

Beethoven is worried Karl may have been seeing prostitutes. He tells him he would give him some money if he went to hear some classical drama at the Burgtheater once or twice a month.

One moment he berates the boy, the next he begs forgiveness: I dream only of getting completely away from you … God grant my wishes, for I can longer trust you – Unfortunately your father or, better still, not your father.

Not a word more. Only come to my arms, you won’t hear a single hard word. For God’s sake do not abandon yourself to misery. You will be welcomed here as affectionately as ever. We will lovingly discuss everything and what must be done for the future. On my word of honour you shall hear no reproaches, since in any case that would no longer do any good. All you may expect from me is the most loving care and help – only come, come to the faithful heart of – your father – Beethoven.

It is all pretty pathetic stuff – an ageing and ailing man trying to control every aspect of his 19 year old nephew’s life, and striving to take the place of the young man’s father.

Yet amidst it all, he produces a great work of art, the op.130 String Quartet. Small wonder that he wrote of the Cavatina that it had affected him more than anything he had ever written and he had shed tears writing it.

Оценка

Эти последние квартеты вышли далеко за пределы понимания музыкантов и публики времен Бетховена. Один музыкант сказал, что «мы знаем, что там что-то есть, но не знаем, что это». Композитор Луи Шпор называл их «неразборчивыми, неисправленными ужасами».

Мнение значительно изменилось со времени их первого озадаченного приема: эти шесть квартетов (не считая Große Fuge) составляют последние крупные законченные сочинения Бетховена и широко считаются одними из величайших музыкальных произведений всех времен. Франкфуртская школа философ Теодор Адорно, в частности, высоко ценил их, а Игорь Стравинский описал Große Fuge как «абсолютно современное музыкальное произведение, которое всегда быть современным ». Их формы и идеи вдохновляли и продолжают вдохновлять музыкантов и композиторов, таких как Рихард Вагнер и Бела Барток. Вагнер, размышляя о соч. В первой части 131 говорилось, что она «раскрывает самые меланхолические чувства, выраженные в музыке». Последним музыкальным желанием Шуберта было услышать соч. 131 квартет, который он исполнил 14 ноября 1828 года, за пять дней до смерти. После прослушивания исполнения соч. 131 квартет, Шуберт заметил: «Что нам остается писать после этого?» Из последних квартетов любимым Бетховеном был «Четырнадцатый квартет», соч. 131 до минор, которое он оценил как наиболее совершенное его произведение.

Op.130, the Cavatina

Even more remarkable, in my view, is the slow movement of Op.130, the Cavatina. It is utterly beautiful, even if you have no idea what is happening in Beethoven’s life. Over a gently pulsating rhythm from the three lower strings, the first violin sobs. In the fragmented notes there is anguish and despair.

What could have driven Beethoven to this? Why, his relationship with his nephew Karl, of course. The source of so much heartbreak, and again of his own doing. While recovering in Baden and having completed op.132, Beethoven began work immediately on the next , op.130. Karl was supposed to come and see his uncle on Sundays, but has clearly not done so. Beethoven is riven with self-pity:

I am getting thinner and thinner and more and more ill. I have no doctor, not a single sympathetic soul at hand. If you could manage to come on Sundays, please do … I must learn to give up everything … Oh! Where have I not been wounded, nay more, cut to the heart?!

To make matters worse Beethoven heard that Karl had been seeing his mother again. Despite everything, despite the court case, despite his appeals, his threats, his pleas, his cajoling, everything, the boy had been to see his mother. Had it all then come to nothing?

Beethoven – fearing Karl is still seeing that ne’er-do-well friend Niemetz – set one of his young acolytes, Karl Holz, to spy on Karl. Holz reports back that he has lured Karl into a beer-house to see whether he drinks a lot, and he does not seem to. He will now get him to play a game of billiards, to see whether he has been playing a lot.

Beethoven is worried Karl may have been seeing prostitutes. He tells him he would give him some money if he went to hear some classical drama at the Burgtheater once or twice a month.

One moment he berates the boy, the next he begs forgiveness: I dream only of getting completely away from you … God grant my wishes, for I can longer trust you – Unfortunately your father or, better still, not your father.

Not a word more. Only come to my arms, you won’t hear a single hard word. For God’s sake do not abandon yourself to misery. You will be welcomed here as affectionately as ever. We will lovingly discuss everything and what must be done for the future. On my word of honour you shall hear no reproaches, since in any case that would no longer do any good. All you may expect from me is the most loving care and help – only come, come to the faithful heart of – your father – Beethoven.

It is all pretty pathetic stuff – an ageing and ailing man trying to control every aspect of his 19 year old nephew’s life, and striving to take the place of the young man’s father.

Yet amidst it all, he produces a great work of art, the op.130 String Quartet. Small wonder that he wrote of the Cavatina that it had affected him more than anything he had ever written and he had shed tears writing it.

Квартеты «ABC»

Opus 132, 130 и 131 иногда называют » Квартеты ABC из-за их последовательных тональностей: ля минор, си мажор и до минор. Они тематически связаны между собой по четырем нотам второго тетрахорда гармонической минорной шкалы. Это объясняет А. Дэвид Хогарт в своих записях, написанных для записи всех шести квартетов Итальянского квартета:

Что явно заинтриговало Бетховена, так это широкий интервал в полутона между нотами 2 и 3 . В разных перестановках четыре ноты играют важную роль во всех трех квартетах, и у каждого произведения есть отличительный девиз, который также появляется в сопутствующих произведениях. Вступительный девиз op. 132, который в конечном итоге снова появляется в op. 131 финал состоит из первых четырех нот начальных тактов (см. Пример B).

Сюжет финала «Grosse Fuge» си-бемоль мажор, соч.130 следует той же схеме, с возрастающей шестой между нотами 1 и 3, увеличивающейся от минорной к мажорной (см. Пример C).

Соч. 131, шедевр трех, открывается фугой, и вступительная фраза субъекта (транспонированная) — как пример D. (Таким образом, этот девиз уже предсказан в трио второй части соч. 132). Ключевые ноты, из которых построены эти девизы, наконец, тематически появляются в своей первоначальной масштабной форме в финале оп. 131.

Альбомы для зарисовок Бетховена ясно доказывают, что эти перестановки не были случайными. Даже если бы они были, были бы другие совпадения, чтобы объяснить — последовательность клавиш ABC, например, и тот факт, что квартеты имеют последовательно пять, шесть и семь частей.)

Можно утверждать, что op.131 — это произведение из шести частей. третья «часть» имеет длину всего 10 тактов и имеет ту же сигнатуру ля мажор, что и ее преемник. особенно Винсент д’Инди, расценивайте это просто как введение

Но тональность 10 тактов явно си минор, и если мы обратим внимание на тональные центры первых четырех частей, мы получим знакомый паттерн op. 132 и «Гросс-фуга» (см. Пример E)

Клавиши оставшихся частей завершают циклическую прогрессию обратно до до-диез минор

Пример E). Клавиши оставшихся частей завершают циклическую прогрессию обратно до до-диез минор.

«Навязчивая идея Бетховена в то время с верхними четырьмя нотами гармонической минорной шкалы» (А. Дэвид Хогарт) на самом деле старше и может быть найдена в другом месте в его произведениях. Для раннего примера см., Например, первая часть трио для струнных opus 9 nr 3 до минор.

Editorial Reviews

The late quartets are among the last works that Beethoven completed, and are considered by many as the pinnacle of his achievements as a composer, and among the greatest compositions of all time. The Russian prince Nikolai Galitzin wrote to Beethoven in November 1822, requesting ‘one, two or three new quartets, for which labor I will be glad to pay you what you think proper’. This commission resulted in the Quartets, Opp. 127, 132, and 130, after which he went on to write Quartets, Opp. 131 and 135, and then the substitute final movement for Op. 130, which replaced the Große Fugue that originally had ended that piece -and which Stravinsky described as ‘an absolutely contemporary piece of music that will be contemporary forever’. In this recording the Brodsky Quartet has chosen to include (emulating several other quartets) the Quartet, Op.95. Although this piece significantly pre-dates the others, in terms of innovation and compositional style it points strongly towards the later works. Since their formation in 1972, the Brodsky Quartet has earned -and maintained -a worldwide reputation for excellence and innovation. Exclusive Chandos recording artists, the Brodsky Quartet has won numerous awards and accolades, and remains committed to an extensive programme of educational work in addition to their hectic performing and recording schedules.

Disc 3 [Opus 131 and Opus 135]

Beethoven 131-1 1. String Quartet in C-Sharp Minor, Opus 131: Adagio ma non troppo e molto espressivo 5:44
Beethoven 131-2 2. String Quartet in C-Sharp Minor, Opus 131: Allegro molto vivace 3:06
Beethoven 131-3 3. String Quartet in C-Sharp Minor, Opus 131: Allegro moderato 0:43
Beethoven 131-4 4. String Quartet in C-Sharp Minor, Opus 131: Andante ma non troppo e molto cantabile-Piu mosso-Andante moderato e lusinghiero-Adagio-Allegretto-Adagio ma non troppo e semplice-Allegretto 14:27
Beethoven 131-5 5. String Quartet in C-Sharp Minor, Opus 131: Presto 5:19
Beethoven 131-6 6. String Quartet in C-Sharp Minor, Opus 131: Adagio quasi un poco andante 2:13
Beethoven 131-7 7. String Quartet in C-Sharp Minor, Opus 131: Allegro 6:58
Beethoven 135-1 8. String Quartet in F Major, Opus 135: Allegretto 6:41
Beethoven 135-2 9. String Quartet in F Major, Opus 135: Vivace 3:20
Beethoven 135-3 10. String Quartet in F Major, Opus 135: Lento assai, cantante e tranquillo 7:17
Beethoven 135-4 11. String Quartet in F Major, Opus 135: Grave ma non troppo tratto — Allegro 6:56

Early Quartets

He composed the 16 String Quartets in three fairly distinct blocks – nos. 1-6 when he was around 27-30 years of age, nos. 7-11 when he was 35-40, nos. 12-16 in the final three years of his life – leading to them being conveniently referred to in concert and on recordings as the Early, Middle and Late Quartets.

As with the Symphony, therefore, he came to the String Quartet comparatively late in life – hardly surprising given Haydn and Mozart’s earlier achievements. But when he began – again characteristically – he threw himself at it, producing a set of no fewer than six separate Quartets. We think of the Early Quartets as a huge achievement: he was not so impressed, at least not initially. He sent the first of the set to a friend, and then wrote to him:

Be sure not to pass on your quartet  to anyone else, because I have substantially altered it. For only now have I learned to write quartets properly – as you will surely see when you receive them.

It is certain that he went on to revise fully at least one, possibly two or more of the remaining set. The completed versions are stunning, displaying a whole panoply of emotions. Do not make the mistake of considering these Early Quartets to be ‘lightweight’ Beethoven. There are light moments – the whole of no.3 (in fact the first to be composed) is lighter than the other five – but listen to the fourth movement of no.6. Beethoven named it La Malinconia . We are in a dark world.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Шесть струн
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: